Диссертация (Философия и университет социально-эпистемический анализ основных институциональных форм знания), страница 9

PDF-файл Диссертация (Философия и университет социально-эпистемический анализ основных институциональных форм знания), страница 9 Философия (41060): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философия и университет социально-эпистемический анализ основных институциональных форм знания) - PDF, страница 9 (41060) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философия и университет социально-эпистемический анализ основных институциональных форм знания". PDF-файл из архива "Философия и университет социально-эпистемический анализ основных институциональных форм знания", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Вопрос о том, ведут ли эти эпистемические факты к уникальномуответуобистинностиутвержденийилидопускаютрациональноепротиворечие, остается открытым. Однако, настаивает Богосян, этот вопроскасается меры применения эпистемологического объективизма, а нелегитимации последнего как метода.1Ср. с аргументом Д.

Дэвидсона против концептуального релятивизма: «Доминирующаяметафора концептуального релятивизма независимо от специфики имеющихся подходовстановится жертвой лежащего в ее основании парадокса. Различие точек зрения имеетсмысл, если есть общая координирующая система, которую они должны разделять, носуществование этой системы противоречит самой идее их драматическойнесоизмеримости, а значит, мы нуждаемся в положениях, устанавливающих предел дляконцептуальных контрастов».

Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы //Аналитическая философия. Избранные тексты / сост. А.Ф. Грязнов. − М., Изд-во Моск.ун-та. − С. 145.47Итак, можно выделить несколько основополагающих моментов вкритике Богосяном конструктивизма.Во-первых, для Богосяна существует несколько уровней реальности:наибольшей реальностью обладают факты, владеющие «природныммандатом»[Bogossian2006:130]насуществование,т.е.фактыестественнонаучных дисциплин. Второй уровень реальности составляютправила логики и способы рационального рассуждения и исследования(эпистемические факты, в терминологии Богосяна).

Рассуждая о природелогических обоснований, Богосян выделяет такое их свойство, какпотенциальная ошибочность. Истинными суждения становятся тогда, когдадоказывается их соответствие природным фактам [Bogossian 2006: 16].Третий уровень реальности – самый поверхностный и подверженныйизменению – это уровень социальных феноменов 1 . Интересно, чтоструктура реальности Богосяна отражает иерархию наук в университете.Структурируя таким образом реальность, Богосян не задаетсявопросом о характере явленности объектов реальности человеческомусознанию.

Говоря о «первоматерии» при анализе аргумента Патнэма илиреальности 2 , Богосян не поясняет, каким именно образом эта реальностьсуществует для наблюдателя. Однако Богосян настаивает на проверкесоотношения реальности и ее научного описания, что позволяет сделатьвывод, что для Богосяна «реальность-в-себе» принципиально познаваема.Критикуя конструктивистскую программу за алогичность, Богосянсам допускает в своих аргументах порочный круг: он объясняетневозможность фактологического релятивизма наличием абсолютныхкритериев истинности, а существованием абсолютных эпистемических1Так, по мнению Богосяна, невозможно сомневаться в дескриптивной зависимоститаких социальных фактов, как «президент» или «деньги»; в то же время, такиеприродные факты, как «жираф» или «гора» являются независимыми [Bogossian 2006:28−30].2Так как Богосян является, по собственному утверждению, сторонником классическоймодели знания, можно предполагать, что реальность он понимает как независимую«реальность-в-самой-себе» [Bogossian 2006: 19].48фактов доказательства подтверждает, в свою очередь, существованиефактов реальности.Конструктивисты вопрос о «реальности-в-самой себе» не задают подругой причине, по причине его бессмысленности: «Для Х бытьрепрезентативно независимым от нас означает иметь такие изначальноприсущие качества, <…> которые описывались бы одними понятиямилучше, чем другими.

Так как невозможно решить, какое описание объектакорректнееопределяет«изначальные»качества,<…>тоследуетотказаться от категорий «изначальные» и «внешние» качества<…> Этоозначает, что следует отбросить <…> саму идею существования «вещей,как они существуют на самом деле», независимо от того, как они былинаписаны»[Rorty1998:86-7].Конструктивистынеотрицаютсуществование «реальности-в-себе», они отрицают, что «реальность-длянас» независима от человеческой деятельности. Именно по этой причинеаргумент Богосяна о необходимости существования «первоматерии», изкоторой благодаря языку формируются научные факты, бьет мимо цели.По мнению конструктивистов, изучать свойства этой «материи» не имеетсмысла, ведь и само изучение, и возможное объяснение социальнофундировано языком описания и принятой эпистемической системой.Во-вторых, для Богосяна процесс доказательства истинности тогоили иного факта означает автоматическое признание этого факта вкачестве знания и включения его в эпистемическую систему.

Анализируяизвестные конструктивистские примеры различия эпистемических систем– спор Галлилея и кардинала Беллармина 1 и дедуктивную логику Азанде 2 ,– Богосян отмечает, что в обоих случаях следует говорить скорее обупотреблении различных доказательств в рамках одной и той жеэпистемической1системы,анеобупотребленииразныхтиповСм. подробнее: Рорти Р. Философия как зеркало природы / пер. с анг. В.В.Целищева.− Новосибирск: из-во Новосиб.

ун-та, 1997. – 296 с.2См. подробнее: Evans-Protchard E.E. Witchcraft, Oracles and Magic among the Azande. −Oxford: Clarendon Press, 1982. – 260 p.49рациональности. Очевидно, что доказательство истинности факта и егопризнание в качестве истинного – не одномоментный процесс; впротивном случае кардинал должен был усомниться в Библии какисточнике истины, как только Галилей закончил демонстрацию свойствтелескопа.

С конструктивистской точки зрения, признание тех или иныхдоводов рациональными происходит благодаря процессу соотношениядоказательства с принятыми в данной эпистемической системе критериямирациональности, а не с «реальным положением дел». Таким образом,традиционный аргумент против эпистемического релятивизма вовсе недоказывает самопротиворечивость последнего. Убеждающая сила теориизависит не только от логичности ее доказательств, но и от социальныхпозиций экспертов, эту теорию оспаривающих.И последнее.

Богосян приходит к закономерному выводу овозможности признать истинной в конкретных обстоятельствах лишь однуэпистемическую систему. Действительно, эпистемическая система можетсчитаться объективно доказанной в рамках некого сообщества, однако этаобъективностьдостигаетсяблагодаряналичиюпрактическихцелейсообщества. Предел дурной бесконечности, которая, по мнению Богосяна,угрожает любому релятивистскому высказыванию, положен практическойнеобходимостью оперировать понятиями эпистемической системы, а незаконами логики.В эпилоге книги Богосян задается вопросом: откуда возник такойстрахпередобъективнымзнанием?Широкоераспространениеконструктивистских теорий знания Богосян связывает с очевиднойэффективностью данных стратегий в борьбе против культурного авторитетанаучного знания 1 . Вторя Богосяну, Хакинг объясняет популярность1Пафос рассуждений Богосяна весьма схож с пафосом речи Дж.Серля «Политика игуманитарное образование»: Серл Дж.

Политика и гуманитарное образование //Отечественные записки. – 2002. − № 1. – С. 76-90.50конструктивистскойпарадигмыидеей«освобождения»,внейприсутствующей.Действительно, делая некий феномен объектом своего исследования,конструктивист ставит под сомнение неизбежность и постоянность егосуществования.

Такого рода освобождение, однако, можно назватьвторичным, так как освобождается «тот, кто уже готов освободиться»[Hacking 1999: 2] – субъект, находящийся во власти изучаемого феномена,не может освободиться от него автоматически. К тому же, разоблачаяидеологическиеоснованиясоциальныхинститутов,исследовательпредлагает собственное определение феномена, которое, в свою очередь,тоже может преследовать идеологические цели.Теория эпистемических культур К. Кнорр-ЦетиныТеория эпистемических культур К.

Кнорр-Цетины представляет собойодин из наиболее влиятельных вариантов конструктивистской программы.Безусловно, и раньше предпринимались попытки рассмотреть феномензнания через призму культуры. Примером может служить анализ Р.Мертоном и Дж. Нидэмом 1 влияния культуры на становление западнойнауки. К. Мангейм разрабатывал культурологический подход в применениик «стилям мышления» различных социальных групп 2 . Одной из самыхвлиятельных концепций описания культур знания являлась теория парадигмКуна. Однако традиционные подходы 3 к социологии знания отличал, во1Merton R.K. Science, Technology and Society in Seventeenth Centure England. − New York:Harper and Row, 1970. – 279 р. Needham R. Science and society in East and West //Comparative Studies in Society and History /ed.

S. Restivo, C. Vanderpool. − Columbus, OH:Merrill, 1974. – Р. 299-312.2Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени / пер. с нем. и англ.;отв.ред. и сост. Я.М. Бергер и др. − М.: Юрист, 1994. − 700 с. Впервые работа былаопубликована на немецком языке в 1929 г.3Рассмотрение спорного и объемного вопроса демаркации классических,неклассических и постнеклассических подходов в социальных исследованиях знания невходит в цели данной работы. Мы опирались на классификацию, предложенную В.С.51первых, внешний взгляд на науку, которая помещалась в более широкийкультурный контекст. Во-вторых, анализ сосредоточивался в основном наестественнонаучных дисциплинах, а также на влиянии социальныхинтересов и структур на коллективное мышление.С появлением в 70-х гг.

ХХ в. исследований, использующихметодологию включенного наблюдения1 , перспектива сместилась в сторонурассмотрения внутренних процессов, происходящих в науке. Описываязнание как сконструированное в результате социального и символическогопо своей природе процесса научной работы, неклассические социологиотвергают нормативную концепцию знания. Такие нормативные понятия,как истина и объективность, описываются как специфические историкосоциальные«эффекты»вариативныхисследовательскихпрактикикритериев.

Следовательно, они нуждаются в эмпирическом исследовании.Теория эпистемическихкультур Кнорр-Цетины находится в русленеклассических концепций.Появление новых культурологических концепций знания КноррЦетинасвязываетсполитическимиисоциально-экономическимитрансформациями, которые находят свое описание в теории обществазнания [Knorr-Cetina 2005: 65]. Не вдаваясь подробно в экспликацию этогохорошо известного понятия, дадим его основные характеристики.По преимуществу описания общества знания носят экономическийхарактер: знание определяется как производительная сила, замещающаятрадиционные капитал, труд и природные ресурсы в процессе созданияматериальных ценностей [Белл 1999].

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее