Шалагинов Денис_РЕЗЮМЕ_04052018 (Проблемы имманентизма в нестабильных онтологиях), страница 8
Описание файла
Файл "Шалагинов Денис_РЕЗЮМЕ_04052018" внутри архива находится в папке "Проблемы имманентизма в нестабильных онтологиях". PDF-файл из архива "Проблемы имманентизма в нестабильных онтологиях", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Подобнымобразом истолкованное желание позиционировалось как производительнаясила. Эта идея была воспринята Негри/Хардтом, практически поставившимизнакравенствамеждужеланиемитрудом,который,будучипроизводительным избытком, возвышается ими до статуса «билета» впосткапиталистическое будущее. Однако, по справедливому замечаниюДмитрияКралечкина,философияДелёза/Гваттарисопряженасосвоеобразной «системной ошибкой» по отношению к критическому 77Кроме того, необходимо упомянуть Спинозу и Ницше, чьи философские интуиции также легли в основуаффирмативизма. мышлению,т.к.ониизбавляютсяоттрадиционногоинструментаосвобождения – категории негативности: «нечеловеческое» желание, окотором идет речь в «Анти-Эдипе», не проистекает из предшествующейнехватки, а, стало быть, не отсылает к ее субъекту.
Это желание живетжизнью без цели, ведь наличие последней возвращает нас к потребности,различающей мир на значимые и незначимые элементы78. Более того, намфактически предлагают уравнение: цель = фашизм79. В этом смыслеустоявшиесяразделенияна«прогрессивное»и«регрессивное»,«тоталитарное» и «демократическое», «продуктивное» и «деструктивное»должны быть стерты, т. к. все эти оппозиции неотделимы от антагонизма, азначит – негативности, и, в конечном счете, предполагают реконструкциюболее или менее четкой программы с соответствующей задачей, чему АнтиЭдип очевидным образом призван воспрепятствовать.В параграфе 2. «Ускорение» произведен критический разбор такогонаправленияпостделёзианскойфилософии,какакселерационизм.Акселерационистская гипотеза состоит в том, что капитализм обладаетскрытыми производительными силами, достаточными для его преодоления.Кроме того, в рамках акселерационистской экспериментальной мифологииосуществляетсяспецифическаяонтологизациявымысла,связаннаясконцептом hyperstition и неотделимая от утверждения избытка реальностейкакфикциональныхсистем.Отметиворигинальностьбазовыхакселерационистских решений, я показал, что ставка на избыток и ускорениене вполне продуктивна, т.
к., в конечном счете, предполагает некорректнуютрактовкуидейДелёза/Гваттари,основополагающихдляакселерационистского мышления.Итак, в рамках параграфа проанализированы две основных «формы»акселерационизма, связанные с именами Ника Лэнда и Алекса Уильямса / 78Кралечкин Д. Антипослесловие переводчика. Критика не в фокусе // Делёз Ж., Гваттари Ф.
Анти-Эдип:Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2008. С. 642-643.79NoysB.TheGrammarofNeoliberalism.URL:http://www.academia.edu/327085/The_Grammar_of_Neoliberalism НикаСернека.Их«акселерационистский»общейфрагментточкойизреференции«Анти-Эдипа»,являетсяосновнойпосылкоторого сводится к тому, что необходимо «идти дальше в движении рынка»,т. е., следуя логике системы, двигаться по направлению к абсолютнойдетерриториализации.
Следует заметить, что логика Делёза/Гваттари –задолго до появления акселерационизма – уже была подвергнута едкойкритике80. Однако я склонен считать саму эту критику до некоторой степениизбыточной, т. к. абсолютная детерриториализация асимптотична. Поэтомусама ставка на ускорение не кажется мне сколько-нибудь продуктивной.Несомненно,капитализмобладаетмощнымпотенциаломдетерриториализации, однако это вовсе не является достаточным основаниемдля того, чтобы приписывать капитализму способность к абсолютнойдетерриториализации.
Именно в этом предположительно состоит главнаяошибка Лэнда, на что, в частности, обратил внимание его бывший «коллега»по CCRU Марк Фишер, который отметил, что осуществленный Лэндом«ремикс» идей Делёза/Гваттари во многих отношениях превосходит«оригинал», однако его понимание капитализма оказывается фатальным, т. к.сводит то, что французские философы именовали «шизофренией» к самомукапитализму, упуская базовое прозрение Делёза/Гваттари: капитализм всегдадополняет детерриториализацию компенсаторной ретерриториализацией81.Нынешний«акселерационистскийутверждениемнеобходимостиренессанс»интервенции,напрямуюсостоящейсвязанвсзахватетехнологических сил. Однако, по Нойзу, подобная идея на сегодняшний деньостается безнадежной, что приводит к стремлению почерпнуть недостающуюнадежду в прошлом82.
Контраргумент левого акселерационизма заключаетсявтом,чтолюбойфутуризмвтойилиинойстепениявляется 80Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М., 2015. С. 186Fisher M. Terminator vs Avatar // #ACCELERATE# The Accelerationist Reader. Urbanomic, 2014. P.
344-345.82Noys B. Malign Velocities. Accelerationism & Capitalism. Winchester, UK; Washington, US, 2014. P. 25. Нойзотмечает, что сама идея ускорения является проблематичной в том смысле, что «она основана на ужедоступных нам образах ускорения, очень неоднозначных, и, подобно другим способам представить себебудущее», сводится к воспоминаниям об «ускорениях прошлого» (Нойз Б. Танцуй и умри // Разногласия.2017. № 12. С. 86).81 ретрофутуризмом, поскольку в попытках вообразить будущее мы всегдаобращаемся к средствам, идеям и понятиям из прошлого83.
С этим тезисом,кажется, нельзя не согласиться, но он предположительно подтачиваетфундаментальное для акселерационистской мысли допущение возможностидостиженияабсолютнойдетерриториализации,котораяотсылаеткневообразимому: тело без органов – это тело без образа84. Вывод, которыйследует сделать из этого, состоит в том, что в рамках теории ускорения мысталкиваемся с попытками «заколдовать» будущее посредством наложенияна него статичного образа – утопического либо апокалиптического, т.
е., вконечномсчете,отменитьдетерриториализациивремя,«очеловечив»предположительнотребуетего.Импульсдвижениявпротивоположном направлении, тогда как «люди по-прежнему остаютсяпроблемой – даже если только в качестве тормоза, прерывания или моментаинерции»85. Эта проблема не получает решения в рамках акселерационизма,что делает ставку на ускорение и избыток неэффективной.В параграфе 3. «Возвращение к негативности и его альтернатива»я обращаюсь к новейшей тенденции, которая состоит в попытках «вписать»негативность в делёзианскую философию, т. е.
преодолеть аффирмативизм.Подобный импульс наиболее полно представлен в работе Эндрю Калпа,который противопоставляет утвердительной трактовке философии Делёза такназываемый темный контрканон. По Калпу, недостаток аффирмативизмасостоит в том, что он якобы предполагает терпимость, которая становитсябарьером на пути к изменению условий существования. Проект Калпанаправленпротив«коннективизма»и«продуктивизма».Под«коннективизмом» понимается организационная логика, ориентированная наинтеграцию разнородных элементов в единую сетевую систему. Подобная 83Шрничек Н.
«Термин “акселерационизм” стал бесполезным». Интервью с Ником Шрничеком // Логос.2018. Т. 28. № 2. С. 91.84Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2008. С. 22.85Нойз Б. Дни минувшего будущего: состояние акселерационизма // Логос.
2018. Т. 28. № 2. С. 132. логика отсылает не только к теоретическим выкладкам современныхфилософов,занимающихсяописаниемсетей,ассамбляжей,ризом,диспозитивов и т. д., но и, например, к геополитической стратегии Google,нацеленной на глобальное влияние. Под продуктивизмом понимаетсяпозиция, которая сводит производство к воспроизводству.Я указал на то, что проект Калпа отнюдь не является первой попыткой«негативной» трактовки творчества Делёза. Само выражение «темноеделёзианство» (dark Deleuzianism) было введено Александром Гэллоуэем ещев 2011 году для характеристики политической конфигурации, в соответствиис которой утверждение позитивности и принятие множественного в самыхразличных его формах приводят тем не менее к тому, что аффирмативизмпризванбылпрозрачнымисключить:миромижесткому«темнымибинарномуразделениюконтинентами»,иначемеждуговоря,пространством, контролируемым государственной властью, и невидимымизонами,населеннымисовременнымипартизанамиисетевымитеррористами86.
Некоторые сквозные мотивы и лозунги проекта Калпа можнообнаружить уже в манифестациях Hostis87. Попытка развития делёзианскихидейвдисконнективистскомключебылапредпринятаНиколасомТобурном88. Вклад в «негативное» прочтение Делёза внесли БенджаминНойз89 и Дэниел Барбер90.Итак, я проанализировал проект Калпа и указал на его слабые места.Затем я предложил краткий набросок своего решения проблемы подрывногопотенциала пост/делёзианской утвердительной философии становления,которое, на мой взгляд, может быть связано с гиперидентификацией – 86Galloway A.
R. Black Box, Black Bloc // Communization and its Discontents: Contestation, Critique, andContemporary Struggles / Ed. B. Noys. Wivenhoe; New York; Port Watson, 2011. P. 246–249.87Hostis. 5 Theses on the Politics of Cruelty. URL: http://theanarchistlibrary.org/library/hostis-theses-on-thepolitics-of-cruelty.pdf88«Политика могла бы ориентироваться на определенную творческую “не-коммуникацию”» (Thoburn N.