Диссертация (Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ". PDF-файл из архива "Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Долгий путьдомой: [Презентация автобиографической книги П. Сорокина «Долгий путь» в селе Гам]// Красное знамя. 1992, 25 марта и др.3См., к примеру, Сорокин П.А.: Таинственная энергия любви. Публ. В.В. Сапова, пер.Васильевой //Социологические исследования. 1991, № 8, с. 118-137, с.144-159; Человек иобщество в условиях бедствия [Фрагменты] //Вопросы социологии, 1993, №3, с.53-54;Человек. Цивилизация. Общество. Сборник. Пер.
с англ. Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю.Согомонова. М.: Политиздат, 1992; Социологические теории современности. Пер. ипредисл. С.В. Карпушиной. - М., 1992; Социальная и культурная динамика (главы из26уделяется ранним этнографическим экспедиционным исследованиямСорокина,связаннымссоциокультурнойсредой,бытомирелигиозными верованиями коми-зырян (прил.1.13 А).Однако следует отметить, что такие темы, характерные дляранних работ Сорокина, как социология города и села (прил. 1.18Б),проблемы семьи и брака (прил.
1.19А) анализ феномена суицида(прил. 1.20А) не являются столь популярными в отечественнойтрадиции изучения наследия Сорокина, хотя и занимают в его работахзначительное место. К ним относится также интересующая нас теориясимволического, что позволяет охарактеризовать ее как одну измалоизученных областей в социологии ученого, интерес к которойначинает проявляться лишь в последние годы (прил. 1.17).Во многом это связано с изменением исследовательскихтенденцийвпериод«постренессансаСорокина»,условнообозначающего конец 90-х и последующие 00-е - 10-е годы XXI века1.В этот период отмечается повышение интереса к анализу его работ сточки зрения их социально-философского содержания, поискавозможностей обобщения его идей и их комплексного изучения вконтексте философии и социологии истории, философии культуры(прил. 1.2., 1.8А, 1.15А, 1.16А).Несколько снижается количество публицистических работ,посвященных популяризации биографии Сорокина.
В фокус вниманияисследователей, изучающих интеллектуальную биографию Сорокина,все чаще попадает зарубежный период его деятельности2.книги) / Пер. с англ. В.В. Сапова; Главные тенденции нашего времени /Пер. с англ., пред.Т.С. Васильевой. – М.: ИС РАН, 1993 (переиздание 1997, 2007) и др.1По мнению Т. Николса, одного из известных американских исследователей Сорокина,как в США, так и в России, наблюдается появление новой волны интереса к еготворчеству (См.: Nichols L.T. Sorokin as lifelong Russian intellectual: The enactment of ahistorically rooted sensibility // American sociologist. – 2012. – Vol. 43, N 4.
– P. 374–405).2См. Зюзев Н.Ф. "Американские горки" Питирима Сорокина: "Зырянский мудрец"глазами заокеанских социологов. – Сыктывкар, 2009; Питирим Сорокин: избранная27Постепенно развиваются направления, связанные с изучениемидей и подходов Сорокина в области исследования феноменаальтруизмаценностно-нормативныхпроблемсоциологии(прил.1.13В),мираисистем,личности(прил.морали, религиибезопасности(1.18А).1.13Г),(прил.Научные1.7.),работыипублицистика Сорокина, а также его общественная деятельностьполучают переосмысление в контексте социологии публичной сферы(прил.
1.20Б), в рамках исследования социально-политической,экономической и правовой проблематики (прил. 1.4.).К трудам Сорокина в эти годы зачастую обращаютсяисследователи,вниманиекоторыхнаправленонаизучениемежнациональных отношений (прил. 1.13Б), теории конвергенции иглобализма (прил. 1.14), кризисных состояний культуры и общества(прил. 1.9.Б), а также оценка прогнозов Сорокина (прил. 1.17).Данные направления развивается параллельно с формированиемполной библиографии, изданием его фундаментальных англоязычныхработ в России1, созданием медийных информационных ресурсов2.переписка / Под ред. П.
П. Кротова. – Вологда: Древности Севера, 2009; Кротов П.П. Отвойны к миру: у истоков теории созидательного альтруизма Питирима / П.П. Кротов,А.Ю. Долгов; Центр «Наследие» им. П.Сорокина. – Сыктывкар; Вологда: ДревностиСевера, 2011; Дойков Ю.В.: Питирим Сорокин. Человек вне сезона. Биография. Т.1.(1889-1922), Т.2. (1922-1968) – Архангельск, 2008-2009 [Электронный ресурс] URL:http://www.doykov.1mcg.ru/data/books/Booklet_Sorokina.pdf (Дата обращения: 16.03.2012);Питирим Сорокин.
Миннеаполис. Миннесота. 1924–1930. – Архангельск, 2009.[Электронный ресурс] URL: http://www.doykov.1mcg.ru/data/1/Sorokin-tom3-2009.pdf(Дата обращения: 16.03.2012) и др.1См. статистический обзор наиболее распространенных книг Сорокина в мире по даннымпортала WorldCat Identities с авторской отметкой о наличии переиздания в России(Приложение 3). В настоящее время исследователем В.В. Саповым готовится изданиеполного собрания сочинений. Несмотря на возрастание количества публикаций оСорокине и развитие доступных баз российских и зарубежных Интернет- ресурсов,содержащих многие архивные материалы, данная потребность все же сохраняет своюзначимость (См.: Сапов В.В.
О собрании сочинений П.А. Сорокина // Наследие. 2012, №3, с. 161-165).2См., к примеру, www.sorokinfoundation.org; www.pitirim.org; www.sorokinlives.eu. Болееподробная информация об этих и других Интернет-ресурсах в Приложении 5.28Увеличиваетсяоперационализациейколичествотеоретическихпубликаций,разработоксвязанныхсСорокинаипереосмыслением его идей в контексте проблем современногороссийского общества (прил. 1.8.Б). Постепенно на первый планвыходятвопросыконкретизациитеоретическихразработокидетализации отдельных положений его научного наследия. При этом вряде исследований отмечается тенденция анализа пересечения ивзаимосвязей различных теоретических областей в трудах Сорокина1,а также поиск возможных междисциплинарных пересечений2.В связи с этим, потребность в историко-социологическойреконструкции многих теоретических положений в социологииСорокина и обобщения его исследований в период жизни в России иза рубежом лишь возрастает.
Данная тенденция является одной изнемаловажныхпредпосылокизучения теории символического,основания которой обнаруживаются в работах, относящихся кразличным периодам его научной деятельности. Но, перед тем какраскрыть ее эволюцию и выявить значимость в контексте развитиясоциологии Сорокина, обратимся к анализу исследовательскогонаправления,посвященногоегоконцепциисимволическихпроводников (прил. 1.17).1См.
Галлямов Р.Р. Стратификационная теория П.А. Сорокина и концептуальная модельэтносоциальной стратификации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004,т. VII, № 2, с. 90-98; Сухая В.В. Феномен социокультурной памяти в философии культурыП. Сорокина //Актуальные проблемы социогуманитарного знания. М., 2005, вып. 30, с.211-214; Быков Р.А. Новые религиозные движения через призму теории культурныхментальностей П.А. Сорокина // Вестник Томского государственного университета.Философия.
Социология. Политология. 2011, № 1, с. 171-178; Сулимов В.А. Социальнаядинамика и структура личности: уроки Питирима Сорокина // П. Сорокин в истории,науке и культуре ХХ века. - Сыктывкар, 2009, с. 164-170 и др.2См. Васильева М.Р. Идеи П.Сорокина и перспективы социологии коммуникации // П.А.Сорокин и современные проблемы социологии. Т 2 - СПб., 2009, с. 335-339; ШереметА.Н. Социология П.
Сорокина в прочтении отечественной социологии кино // Там. же., с.455-458 и др.291.2. Анализ исследований социального символизмав социологии СорокинаКак таковая «теория символического» не была описана самимСорокиным, однако, в его работах разных лет (1913 – 1943)присутствуют такие теоретические положения, которые позволяютговорить о возможности реконструкции их в рамках единойконцепции.
К таким положениям относится, в частности, анализСорокины структурно-функциональных особенностей символическихпроводников в системе социальных интеракций, а также в процессахинтеграции культурных суперсистем. Несмотря на то, что данныеположения подробно разбираются Сорокиным, как в русскоязычных,так и в англоязычных публикациях, их анализ встречается внемногочисленных исследовательских работах, посвященных еготворчеству.При выделении теории символического в качестве особогообъекта в наследии Сорокина следует подчеркнуть, что онапредставляет собой в некотором роде «стержневую» концепцию,понимание которой возможно через анализ всей совокупноститеоретических положений относительно статики и динамики, микроимикросоциологииСорокина1.Историко-социологическаяреконструкция теории символического предполагает комплексныйподход к его разработкам в этой сфере.Одним из немногих исследований подобного рода являетсядиссертационная работа известного российского специалиста вобласти русской социологии И.А.
Голосенко, написанная в 1967 г. и,1Более подробно данные положения раскрываются в разделе 1.3. настоящегоисследования. Помимо этого, предлагается обратить особое внимание на анализсоциально-исторического контекста формирования теории символического в раннихработах Сорокина, что позволяет приблизиться к оценке внутренней целостности егосоциологической теорией в разные периоды деятельности (См. Гл. 2).30помимопрочего,содержащаяописаниеобщихположений,относительно природы социального символизма в работах Сорокина.Несмотря на обилие продиктованной временем критики идейСорокинасГолосенкопозициимарксистско-ленинскойпредставляетсобойидеологии,фундаментальноетрудисторико-социологическое исследование, эвристический потенциал которого нераскрывается до конца в его последующих известных работах 90-хгодов [Голосенко 1991, 1992, 1996 и др.].