Диссертация (Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ". PDF-файл из архива "Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономноеобразовательное учреждениевысшего профессионального образования«Национальный исследовательский университет«Высшая школа экономики»На правах рукописиЛазебная Ксения ПавловнаТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ П. А. СОРОКИНА:ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗСпециальность 22.00.01 – Теория, методология и история социологииДиссертация на соискание ученой степеникандидата социологических наукНаучный руководительдоктор социологических наук,профессор А. Б. ГофманМосква – 20131ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО – НОВЫЙ ОБЪЕКТВ ИЗУЧЕНИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯП. А. СОРОКИНА1.1. Основные направления исследованийтворчества Сорокина: наукометрическиеи историографические показатели18Анализ исследований социального символизмав социологии Сорокина301.3. Сфера символического в теории Сорокина1.3.1.
Концептуальные основаниятеории символического Сорокина1.3.2. Символы и механизм поддержаниясоциокультурного единства в теории Сорокина411.2.ГЛАВА 2. ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТИ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИСИМВОЛИЧЕСКОГО В ТРУДАХ СОРОКИНА2.1. Природа социального символизма у Сорокинаи «эволюционный символизм» К.Ф. Жакова712.2. Влияние Э.Дюркгейма на теориюсимволического Сорокина862.3. Символическая медиация социального взаимодействия:Сорокин и его российские современники(А.С. Звоницкая, В.М. Бехтерев, В.М. Хвостов)95ГЛАВА 3.
ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО СОРОКИНА:АКТУАЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ3.1. Значение теории символическогов изучении социальной солидарности1073.2. Исследование материальной культурыв контексте теории символического121ЗАКЛЮЧЕНИЕБИБЛИОГРАФИЯПРИЛОЖЕНИЕ1371391532ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследованияДиссертационная работа посвящена изучению одного изважнейших аспектов научного наследия российско-американскогосоциолога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), а именно- теории символического.Необходимость проведения научного исследования такого родавызвана следующими обстоятельствами. Сохранение интереса кзначению и роли символа в социальном взаимодействии, в процессахконструирования социальной реальности проявляется на протяжениивсей истории развития социологического знания.
В связи с этимтребуетсяосмыслениезначенияроссийскихтеоретико-социологических исследований в данной области и, в частности,теоретического наследия Сорокина. Несмотря на обилие публикаций,посвященных его научному творчеству, количество историкосоциологических исследований, изучающих его работы относительносферы символического в социальной реальности, пока недостаточно.Актуальностьреконструкциитеориисимволическоговсоциологии Сорокина продиктована наличием в его работах разныхлеттакихтеоретическихположенийотносительноролисимволических посредников в системе социальных интеракций и винтегрированных культурных суперсистемах, которые лежат в основеегообъясненияинтеграциимеханизмовценностного,социальногоповеденческоговзаимодействияииматериальногокомпонентов социокультурного универсума.Результаты аналитического переосмысления данных положенийи их объединение в единых рамках теории символического могутбыть использованы в качестве теоретико-методологической базы дляисследований в различных направлениях современной социологии:3начиная от анализа повседневных практик и заканчивая изучениемглобальныхкоммуникаций,проблемсолидарности,мультикультурализма, политических репрезентаций, общественныхдвижений, потребления и т.д.Степень научной разработанности и проблема исследованияСимвол является одним из тех понятий, интерес к которымсохраняется во множестве дисциплин на протяжении всей историиразвития научного знания.
Это вызвано стремлением к изучению каксамогопроцессасимволизации,связанногососвойствамичеловеческого мышления и памяти, так и результатами данногопроцесса – феноменами социокультурной реальности. При этомвопрос о единой интерпретации понятий «символ», «символизация»,«символическое» является открытым и не всегда разрешается даже врамках отдельных дисциплин.Широкое поле исследований представлено в философии.Начиная с работ античных (Аристотель, Платон, Цицерон и др.) исредневековых (Бл.Августин, Филон и др.) мыслителей, проблемасимволической опосредованности познания, формирования сужденийи понятий, происхождения языка, толкования смысловых значенийстановится одной из ключевых в гуманитарных дисциплинах.
Интереск проблеме символа и его значения в социальной реальностипостепенно возрастает и, начиная с XVIII века, находит своеотражение в работах, ставших классическими в логике, семиотике,лингвистике (В. фон Гумбольдт, Э. Бенвенист, А.-Ж. Греймас, У.Моррис, Ф. де Соссюр, Ч. Пирс, Р. Барт, У. Эко и др.), ифеноменологической традиции (Ф.
Шлейермахер, В. Дильтей, Э.Гуссерль, М. Хайдеггер, Г. Гадамер и др.).Следует также отметить ряд фундаментальных исследований вгносеологии и философии культуры (Э. Кассирер, С. Лангер), истоки4которых обнаруживаются еще в наследии Канта, посвятившего рядсвоих известных трудов механизму символизации как одному изважнейших средств развития познания и мышления.Всоциологииконструированияпроблемасоциальнойосмысленияреальностисимволическогоявляетсяособенноактуальной (Э.Дюркгейм, К.Мангейм, Ф.
Знанецкий, П. Бергер, Т.Лукман и др.) и присутствует в теориях, включающих концепциюсимволического в качестве необходимого компонента осмыслениясоциальныхикультурныхпроцессов в синтеземикро-имакроподходов (Т. Парсонс, Н. Элиас).В широком смысле категория символа в социологическомдискурсе интерпретируется как некое звено между идеальным иматериальным, индивидуальным и коллективным, и в этом ключеполучает осмысление в разнообразных подходах, раскрывающихприродусоциальногосимволизма,например,черезописаниемеханизмов символической объективации материальной культуры,роли символа в социальном взаимодействии, природы коллективныхрепрезентаций, ритуализированных практик (Э.Дюркгейм, Дж. Г.Мид, Г.
Зиммель, М. Вебер, А. Шюц, Т. Парсонс, Г.Блумер, Ж.Бодрийяр, Дж. Александер и др.).Важно подчеркнуть, чтофилософскихработимеютмногие из этих социологических итесныесвязисисследованиями,затрагивающими данную тематику в антропологии (Д.Д. Фрезер, Л.Леви-Брюль, К. Гирц, К.Леви-Стросс,Б. Шор), в историицивилизаций и культуры (Ф.де Куланж, О.Шпенглер), в психологии ипсихоаналитической традиции (З. Фрейд, К.Г.Юнг, Ж.
Пиаже,Э.Фромм, Ж. Лакан и др.).Во второй половине ХХ века появляются новые разнообразныемеждисциплинарные точки пересечения, которые обнаруживаются в5исследованиях, связанных с анализом процессов коммуникации,развития технологий, медиа-посредников, увеличения интенсивностиглобальных межгрупповых контактов, межкультурной коммуникации,потребления и т.д. (Р. Барт, У.
Бек, Р. Дебрэ, А. Моль и др.).Исследования символа фокусируются на локальных проблемах икейсах (А. Баклей, Х.Д. Ласвелл, Н .Эджентер, Э. Хэнкис и др.).Одна из первых попыток описания существующих концепцийсимволического в западной социологии принадлежит последователюЧикагской школы Х.Д.
Данкану1. Второй подход к осмыслениютеорий символа в социологии представлен в исследовании И. Росси2 втрадициифранцузскогоструктурализма.Однимизнемногихсовременных исследователей, работающих в области актуализациитеорий символического, является Э. Халас3. В России переосмыслениезападныхтеорийсимволапредставленоврядеработА.О.Кармадонова4, автора конвенциональной социологической трактовкисимвола. Однако в истории отечественной социологии комплексногообзора достижений российских ученых относительно изучениясимвола и его роли в социальных процессах не обнаруживается.Традиционноизучениесферысимволическоговсоциокультурной реальности связывается, во-первых, с богатым1Duncan H.D.
Symbols and Social Theory. NY: Oxford University Press, 1969.Rossi I. From the Sociology of Symbols to the Sociology of Signs. Toward aDialectical Sociology. NY: Columbia University Press, 1983.3Halas Е.: Symbolism and Social Phenomena. Toward the Integration of Past andCurrent Theoretical Approaches, "European Journal of Social Theory" 2002, No 3, p.351-366; Social Symbolism: Forms and Functions - A Pragmatist Perspective[Электронный ресурс] // 6th ESA Conference 2003, Research Networks №21 SocialTheory.
URL:http://www.um.es/ESA/papers/Rn21_42.pdf (Дата обращения кресурсу: 16.08.2013); Symbole i społeczeństwo. Szkice z socjologii interpretacyjnej[Symbols and Society. Essays in Interpretive Sociology]. Warszawa: WydawnictwaUniwersytetu Warszawskiego, 2007 и др.4Кармадонов О.А.: Проблема символа в социальной теории / Иркут. гос. ун-т. Иркутск, 2003; Социология символа / О.А. Кармадонов. - М.: Академия, 2004;"Символ" в эмпирических исследованиях: опыт зарубежных социологов //Социологические исследования.
2004. № 6. С. 130-138 и др.26наследиемроссийскойфилософии,представленнойфундаментальными работами в области онтологии и гносеологиисимвола А. Белого, П. Флоренского, Н.А.Бердяева, А.Ф. Лосева, М.К.Мамардашвили, С.С. Аверинцева, К.А. Свасьяна и др.; во-вторых, сисследованиямиразвития теории знаковых систем в трудахпредставителей московско-тартуской семиотической школы Ю.М.Лотмана,В.Н.достижениямиТопорова,А.М.отечественныхПятигорскогопсихологовидр.Л.С.илисВыготского,А.Н.Леонтьева, А.Р.