Диссертация (Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями), страница 14

PDF-файл Диссертация (Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями), страница 14 Социология (40914): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями) - PDF, страница 14 (40914) - Ст2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями". PDF-файл из архива "Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

2011. № 4. С. 84-100.53Таблица 1Дифференциация лиц, идентифицирующих себя как православных верующихПримеры-описанияИдеальный верующийПрактикующийправославныйверующийВерующий, знающий учение, но непосещающий церковь (не доверяющийЦеркви верующий)Православный обывательМуж-атеист,преподающийсоциологию религии и теологию,который ходит в церковь за компаниюс женой-верующейМуж-атеист, который ходит в церковьза компанию с женой-верующейПрофессор-атеист,преподающийсоциологию религии или теологиюНоминальный православныйПоказа-тель«глубинаверы»ВысшаястепеньВысшаястепеньВысшаястепеньПоказа-тель«религиозные прак-тики»Воцерк-ыйПоказатель«зна-ниеверы»Индоктр-ыйВоцерк-ыйНеиндоктрыйИндоктр-ыйВысшаястепеньНизшаястепеньНевоцерк-ыйНизшаястепеньНизшаястепеньНизшаястепеньВоцерк-ыйНевоцерк-ыйВоцерк-ыйНевоцерк-ыйНевоцерк-ыйРасшифровкаВерит в бога, часто ходит вцерковь, знает учениеВерит в бога, часто ходит вцерковь, не знает учениеВерит в бога, не ходит в церковь,знает учениеНеиндоктрыйИндоктр-ыйВерит в бога, не ходит в церковь,не знает учениеНе верит в бога, часто ходит вцерковь, знает учениеНеиндоктрыйИндоктр-ыйНе верит в бога, часто ходит вцерковь, не знает учениеНе верит в бога, не ходит вцерковь, знает учениеНе верит в бога, не ходит вцерковь, не знает учениеНеиндоктрыйИспользование гибридной концептуализации религиозности позволяетструктурировать различные интерпретации данного явления и минимизироватьупотребление термина религиозность применительно к различным компонентамэтого феномена.

Маркирование религиозности как не измеряемой бинарнойпеременной и обращение к ее конкретным осям предохраняют термин отразмывания и уменьшают понятийную сумятицу.Фактически исследовательский фокус переносится с определения того, чтоесть пресловутая «религиозность», на то, что собой представляют возможныеэлементы этой религиозности. Понять, что есть целое, предлагается черезпоэтапное изучение элементов, в той или иной степени имеющих отношение кнему, а не через безосновательное создание абстрактного изображения целого.Метафорически религиозность можно представить в виде мозаики, состоящей измножества фрагментов.

Составить целостное представление об изображении,запечатленном на картинке, возможно только собрав эту картинку (коробки сизображением конечного продукта ученые не имеют, а додумывание искомойкартинки чревато заведомо ложными представлениями). Для того чтобыпостроить одну большую картинку, сначала необходимо собрать пазлы по минигруппам, тем самым получив изображение отдельных кусков итогового панно, итолько после этого пытаться сводить их в единое целое. Не исключено, что в54груде пазлов, лежащих перед исследователями, имеются элементы и из другихмозаик, но окончательно определить это станет возможно только послевыстраивания и сопоставления мини-картинок.Вместе с тем употребление гибридной модели религиозности актуализируетпроблемное поле операционализации различных осей институциональной инеинституциональной религиозностей, что может подтолкнуть академическоесообщество к продуктивной работе в недостаточно исследованной области.§ 1.2.

Воцерковленность как характеристика поведенческой осирелигиозностиВ предыдущем параграфе было установлено используемое в данной работепонимание феномена религиозности. Представленная модель религиозностивключает в себя три измерения: когнитивное, чувственное и поведенческое.Совокупность замеров религиозного поведения образовала категорию, вотечественнойакадемическойтрадицииполучившуюнаименование«воцерковленность». Социологическая категория «воцерковленность» отражаеттолько поведенческую ось религиозности, не затрагивая когнитивное ичувственноеизмеренияданногофеномена.Приэтомпонятие«воцерковленность», несмотря на конфессиональную ангажированность своегонаименования,некоторымиисследователямиприменяетсянетолькокприверженцам христианства, но и к представителям других религий122.Лексически «воцерковленность» является производной от слова «воцерковление».Однако семантически эти две словоформы существенно отличаются друг отдруга.Воцерковление и воцерковленность.

Исторически слово «воцерковление»(от греч. ἐκκλησιάσαι – «провести собрание, собрать всех вместе», в литург.текстах τὁ ἑχχλησιασθἡναι – «первое введение в храм») обозначало религиозныйобряд (чин), появившийся в VI в.123 Создание чина связано с распространением в122Синелина Ю.Ю. Изменение религиозного мировоззрения россиян. Православные и мусульмане / Отв.ред. В.

В. Локосов; Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. М.: Наука, 2006123Воцерковление // Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея РусиКирилла. URL: http://www.pravenc.ru/text/155394.html55Византии практики совершения обряда Крещения не над взрослыми людьми, анад детьми. Смещение возраста Крещения сочеталось с необходимостью, апозднее желательностью предварительного совершения над ребенком элементовкатехизации. Компромиссным вариантом между существующими религиозныминормами и желаниями верующих стало Крещение детей в трехлетнем возрасте, тоесть периоде, когда ребенок уже мог участвовать в огласительной беседе (чине).Однако высокая детская смертность вызывала у родителей стремление как можнораньше приобщить ребенка к Христу (не дожидаясь трехлетнего возраста), дабытот в случае ранней смерти смог бы увидеть Царство Христово.

Дляудовлетворения данной потребности верующих и был установлен новый чин.Обряд воцерковления совершался над младенцем и его матерью по истечении 40дней после рождения ребенка с целью: 1) приобщения новорожденного к Церквидо его Крещения и 2) получения матерью ребенка благословения навозобновление евхаристического общения (разрешения ей вновь посещать храм ипринимать участие в службах) после окончания периода послеродового очищенияженщины. «В византийской Евхологии чин воцерковления состоит из молитвы(которая может предваряться еще 2 молитвами над матерью ребенка) и обрядапоклонения младенца святому престолу»124. В XIV в.

чин «воцерковленияотрочати» появляется в богослужебной практике русского православия. Напротяжении последующих веков обрядовое исполнение этого чина несколько разизменялось и на сегодняшний день он исполняется только над крещеннымилюдьми125, хотя в Требнике «Молитвы на воцерковление» все еще помещаютсяперед чинами Оглашения и Крещения126.Сегодня в повседневном обиходе слово «воцерковление» чаще употребляетсяне в значении религиозного обряда, а как синоним религиозной социализациичеловека127, постепенного вхождения человека в богослужебную практику124Там же.Петровский А.В. Воцерковление // Православная богословская энциклопедия.

URL:http://azbyka.ru/vocerkovlenie-petrovskij126Пархоменко К. Таинство вхождения в Церковь. СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С.196.127Уфимцева Е.И. Воцерковление православной молодежи в современном российском обществе //Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып.

3. С.39-47.12556церковной жизни. «Воцерковление – это добровольное признание человекомвлияния Церкви через усвоение себе установленного в ней образа жизни иобраза мыслей»128. Как отмечает протоирей П. Великанов: «Современноезвучание слово «воцерковление» приобрело уже во второй половине ХХ века,когда начался активный процесс вхождения в Церковь людей, сформировавшихсяв тоталитарном пространстве советской идеологии и культуры»129, то есть когдапоявилась проблема приобщения к религии людей, не обладавших дажеэлементарными знаниями о вероучении, его нормах и практиках.В свою очередь термин «воцерковленность» в современном русском языкеупотребляется также в двух значениях: социологическом и теологическом.Воцерковленность как социологическая категория своим появлением обязанаВ.Ф.

Чесноковой, которая начала активно употреблять этот термин вакадемическом сообществе в начале 90-х гг. XX в. в качестве маркера того,насколько поведение православного верующего соответствует установленнымЦерковьюканоническимправилам.Инымисловами,категория«воцерковленность» использовалась В.Ф. Чесноковой для определения этапа, накотором находится человек в процессе «воцерковления», то есть религиознойсоциализации.

Однако для фиксации местонахождения на прямой религиознойсоциализацииисследовательиспользовалаисключительноповеденческиехарактеристики. «Можно изучать сознание верующих, углубляясь в сложныеизвивы и переплетения психики, а можно заняться поведением. Первое болееувлекательно, второе – проще. <…> …мы выбрали поведение. Это наиболееосязаемая, ясная и непосредственно наблюдаемая сторона жизни христианина. Оней легко спрашивать, а респонденту легко отвечать, а потому начинать, конечно,удобнее всего именно с этой стороны. Если мы выясним, как человек ходит вЦерковь, причащается, читает Евангелие, молится, постится, то мы сможемопределить, насколько эти формы поведения прочно вошли в его жизнь,128Чеснокова В.Ф.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее