Диссертация (Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями". PDF-файл из архива "Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Угринович под термином «религиозность» понимает «воздействиерелигии на сознание и поведение как отдельных индивидов, так и социальных идемографических групп»71.С точки зрения Р. А. Лопаткина, «под религиозностью понимаетсяопределенное состояние индивидов и человеческих общностей различногомасштаба,отличительнойчертойкоторогоявляетсяверавБога(исверхъестественное) и поклонение ему, их приверженность к религии и принятиеее вероучения и предписаний»72.С. Д.
Лебедев религиозность понимает как «наличие социально релевантнойверы в сверхъестественный Субъект и поклонение ему как священному»73, асоциологически«религиознуюрелевантнымкультуру,критериемукоренившуюсярелигиозностивегочеловекасознанииисчитаетимеющуюсущественное реальное либо потенциальное влияние на его образ мыслей и образжизни»74.М. Ю. Смирнов трактует религиозность как «специфическое состояниесознания и поведения индивидов, при котором взгляды на мир в целом,отношение к окружающему и мотивация жизненных действий основаны нарелигиозной вере»75.70Яблоков И. Н. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению.
М. :Гардарики, 2000. URL: http://www.alleng.ru/d/relig/relig021.htm71Угринович Д. М. Введение в религиоведение. 2 изд., доп. М.: Мысль, 1985. С.127.72Государственно-церковные отношения в России : Опыт прошлого и современное состояние / Отв. ред.Овсиенко Ф.
Г., Одинцов М. И., Трофимчук Н. А. М. : Изд-во РАГС, 1996. С.194.73Лебедев С. Д. Религиозность: в поисках «Рубикона» // Социологический журнал. 2005. № 3. С. 153–169.URL: http://socionavtika.narod.ru/Staty/diegesis/lebedew_rubikon.htm74Там же.75Смирнов М. Ю. О религиоведении, религии и религиозности // Вестник Русской христианскойгуманитарной академии. 2008. Т. 9. Вып. 2.
СПб. : Изд-во РХГА, 2008. С. 62–73. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/o-religiovedenii-religii-i-religioznosti37В определении П. Бергера религиозность «включает в себя набор установок,верований и действий, связанных с двумя типами опыта — опытомсверхъестественного и опытом священного»76.Если попытаться обобщить различные интерпретации религиозности напонятийном уровне, то системообразующим элементом данного феноменаявляется вера в существование бога / сверхъестественной силы / высшей силы;убежденность в том, что сверхъестественное может повлиять на жизнь человека ичто со сверхъестественным можно взаимодействовать. Однако трудности сопределением религиозности фиксируются не только на уровне денотата (формы,объема), но и на уровне коннотата (содержания, смысла).Западная традиция77.
Во второй половине ХХ в. в западной наукеразвернулась дискуссия о том, является ли религиозность одномерным илимногомерным явлением. Можно ли судить о религиозности лишь по одному(единственному) критерию или же необходимо изучать различные оси и проекцииэтого феномена?Так, Г. Олпорт для измерения религиозности предложил одномернуюдихотомическую шкалу, полюсами которой являлись «внешняя» и «внутренняя»(extrinsic and intrinsic) религиозности (религия как цель — религия как76Бергер П.
Л. Религиозный опыт и традиция // Религия и общество : Хрестоматия по социологии религии/Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М. : Аспект Пресс, 1996. С.346.77Подробней см.: Davidson J., Knudsen D. A New Approach to Religious Commitment // Sociological Focus.Vol. 10, No. 2 (April, 1977),. Рp.
151-173Finney J. A Theory of Religious Commitment // Sociological Analysis, Vol. 39, No. 1 (Spring, 1978), pp. 19-35.Cornwall M., Albrecht S., Cunningham P., Pitcher B. The Dimensions of Religiosity: A Conceptual Model withan Empirical Test // Duke J.T. Latter-day Saint Social Life: Social Research on the LDS Church and its Members. Provo,Utah: Religious Studies Center, Brigham Young University, 1998. URL: https://rsc.byu.edu/archived/latter-day-saintsocial-life-social-research-lds-church-and-its-members/6-dimensionsHill P.C., Hood, R.
W. Measures of religiosity. Birmingham, AL: Religious Education Press, 1999.Holdcroft Barbara What Is Religiosity? // Catholic Education: A Journal of Inquiry and Practice. 2006. Vol. 10.No. 1. 89-103.Harold G. Koenig H., Zaben F., Khalifa D., Shohaib S. Chapter 19. Measures of Religiosity //Measures ofPersonality and Social Psychological Constructs. Boyle, G.J., Saklofske, D.H., & Matthews, G. (Eds.). (2015). Measures ofpersonality and social psychological constructs. London, United Kingdom: Academic Press.
Pp. 530-561.Salleh, M. S. Religiosity in development: A theoretical construct of an Islamic-baseddevelopment // Internationaljournal of humanities and social science. 2012. №2(14)Пруцкова Е. В. Операционализация понятия «религиозность» в эмпирических исследованиях //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012.
№ 2. С. 268–293. URL:http://religion.rane.ru/sites/default/files/%E2%84%96%202-2012.pdfХлопкова О.В. Современные проблемы исследования религиозности // Современные исследованиясоциальных проблем. 2012. №9.38средство)78. Внешняя религиозность подразумевает использование человекомрелигии не для духовного насыщения, а для реализации внешних, корыстныхзадач (повышения собственного статуса или поддержания круга общения), в товремя как внутренняя религиозность обозначает, что для человека религия важнасама по себе, вера является самоцелью.Позднее Д.
Батсон модернизировал шкалу Г. Олпорта, превратив ее втринитарный индекс79. Ученый доказал независимость измерений «религии какцели» и «религии как средства» и дополнил индекс религиозности «религией какпоиском»80.Г. Ленски предложил для измерения религиозности использовать ужечетыреоси:частотуучастияврелигиозныхсобраниях,частотунепосредственного взаимодействия с другими верующими, знание и согласие срелигиозными доктринами, общение с богом через индивидуальные духовныепрактики (1.Associational 2.
Communal 3. Doctrinal orthodoxy 4. Devotionalism) 81.Необходимо отметить, что традиция использования религиозных практик(частота посещения богослужений, совершения исповеди, участия в собранияхверующих и др.) в качестве индикаторов религиозности была перенятаамериканскимиисследователямиотшколыфранцузскихкатолическихсоциологов религии82. Первым применять частотность совершения верующимирелигиозных практик как социологический операнд религиозности стал Г.
ЛеБра83. Новаторский метод фиксации степени религиозности, ориентированный, впервую очередь, на внешние религиозные практики, но не ограничивавшийся78Allport G. W. Religion and Prejudice // The Nature of Prejudice. Cambridge, MA : Addison-Wesley Pub. Co.,1954. Pр. 444–459.79Batson C. D. Religion as Prosocial: Agent or Double Agent? // Journal for the Scientific Study of Religion.1976. Vol.
15. №1. Рр.29-45.80Batson C. D., Schoenrade P. A. Measuring Religion as Quest: 1) Validity Concerns // Journal for the ScientificStudy of Religion. 1991. Vol. 30. No. 4. P. 416-429.81Lenski, G. The Religious Factor, A Sociological Study of Religion’s Impact on Politics, Economics, and FamilyLife, Connecticut: Greenwood Press, 1961.Lenski, G. The religious factor. Garden City, NY: Doubleday, 1963.82Трофимов С.В.
Социология Христианства: католическая традиция // Христианские социальные науки вРоссии: время становления. XXIV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. М.: ПСТГУ, 2014. С. 331-335.83Le Bras G. Etudes de sociologie reigieuse. T. I : Sociologie ed la pratique religieuse dans les campagnesfrançaises.
Paris: PUF, 1955.Le Bras G. Etudes de sociologie reigieuse. T. II : De la morphologie à la typologie. Paris: PUF, 1956.39ими, и произведенная Г. Ле Бра классификация верующих нашли множествосторонников и последователей как в Европе, так и в Новом Свете.Ч. Глок описал религиозность уже через пять измерений: религиозныйопыт, религиозные практики, принятие системы верований (согласие с ееположениями), знания о вероучении, результирующее влияние (последствия)четырех элементов на повседневный образ жизни (1. The experiential 2. Theritualistic 3. The ideological 4.
The intellectual 5. The consequential)84. Даннаямногомерная концепция вызвала активную дискуссию в исследовательскомсообществе и стала одной из самых известных моделей религиозности.1)Религиозныйопыт.Категориярелигиозногоопытапризванаотобразить наличие присущего некоторым верующим субъективного ощущенияконтактасосверхъестественным85.Фиксацияопытасоприкосновениястрансцендентным происходит при помощи вопросов наподобие: Ощущали ли Выприсутствие бога? Чувствовали ли Вы, что бог Вас наказывает за какой-либопоступок? Было ли у Вас ощущение того, что Вас искушает дьявол?2)Религиозные практики. Категория религиозных практик измеряетреально совершаемые верующими действия и подразделяется на два подвида ритуальные и духовные (ritual and devotion)86.Ритуальныепрактикиподразумеваютсовершениесовместныхилипубличных действий, интеракцию с другими людьми и включают в себя такиехарактеристики как: посещение религиозных служб; участие в деятельностиобщины(организационнаяработа,казначейство,членствовкомитете,преподавание в воскресной школе, членство в хоре и/или молодежной группе приобщине); участие в мероприятиях религиозного характера (крестные ходы,паломничества и др.); финансовые взносы; чтение молитвы перед приемом пищии др.84Glock C.Y.
On the Study of Religious Commitment // Religious Education, Research Supplement. 1962. Vol.42. Р. 98–110.85См.: Chapter Iii. Religious experience в Vergote A. Religion, Belief and Unbelief: A Psychological Study.Amsterdam/Atlanta, GA: Leuven University Press, 1997.86Stark R.,Glock C. Y. American piety: The nature of religious commitment. Los Angeles: University ofCalifornia Press, 1968.40Духовные практики вмещают в себя совокупность действий, которыенацелены на индивидуальное взаимодействие с богом. К ним следует отнестичастоту свершения в одиночестве молитвы, чтения священных текстов ирелигиозной литературы, исповеди и причастия и др.
Для фиксации осирелигиозных практик используются такие вопросы как: Как часто Вы посещаетехрам, религиозные службы? Принимаете ли Вы участие в деятельностирелигиозной общины? Как часто вы читаете Библию у себя дома? Как часто вымолитесь богу? Как часто Вы исповедуетесь и причащаетесь? Соблюдаете ли Выцерковные посты?3)Вера. Этот параметр подразумевает убежденность в существованиифеноменов имманентных вероучению, приверженцем которого является человек.Для операционализации могут использоваться следующие вопросы: Верите ли Выв то, что описанные в Библии события реально происходили (biblical literalism)?Верите ли вы в то, что Библия – это слова бога? Верите ли Вы в существованиебога, дьявола, рая, ада, чудес, жизнь после смерти? Испытываете ли Вы сомненияв том, что бог, дьявол существует? Верите ли Вы в то, что Иисус есть СынБожий?4)Знание.