Диссертация (Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями". PDF-файл из архива "Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образования «Национальный исследовательский университет«Высшая школа экономики»На правах рукописиБОГАЧЁВ МАКСИМ ИГОРЕВИЧЯВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ВОЦЕРКОВЛЕННОСТИПРАВОСЛАВНЫХ РОССИЯН И ЕГО СВЯЗЬ С ПАРТИЙНЫМИПРЕДПОЧТЕНИЯМИСпециальность 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты ипроцессы (социологические науки)ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата социологических наукНаучный руководитель:кандидат философских наук, доцентК.В. СорвинМосква – 20172ОглавлениеВведение ..............................................................................................................................3Глава 1.
Теоретико-методологические аспекты изучения воцерковленности ......... 35§ 1.1. Концептуализация и операционализация религиозности ............................. 35§ 1.2. Воцерковленность как характеристика поведенческой оси религиозности 54§ 1.3. Частота посещения религиозных служб (минималистская модельвоцерковленности) как показатель гетерогенности общности православныхверующих ...................................................................................................................... 69§ 1.4. Концептуализация взаимосвязи религии и политики ....................................
88Глава 2. Воцерковленность и партийные предпочтения православных верующих110§ 2.1. Методологические основания анализа: от поведенческого анализа к постбихевиорализму.......................................................................................................... 110§ 2.2.
Связь воцерковленности и партийных предпочтений православныхверующих .................................................................................................................... 131§ 2.3. Роль контрольных переменных в связи воцерковленности и голосованияза «Единую Россию» .................................................................................................
142§ 2.4. Предположения о религиозных причинах наличия различий вэлекторальной поддержке партии «Единая Россия» среди разно воцерковленныхгрупп православных россиян ....................................................................................
155Глава 3. Причины связи воцерковленности и партийных предпочтенийправославных верующих .............................................................................................. 176§ 3.1. Методика сбора данных и описательная статистика авторского опроса...
176§ 3.2. Трансформация парабола-образной формы связи ....................................... 183§ 3.3. Верификация предположений: воцерковленность и консервативнопатерналистские убеждения ..................................................................................... 205§ 3.4. Верификация предположений: «агитация» клира и мнения членоврелигиозной общины ................................................................................................. 225Заключение ....................................................................................................................
248Список использованных источников и литературы .................................................. 255Приложение ................................................................................................................... 2903ВведениеАктуальность.НапротяжениипоследнихдесятилетийвРоссиинаблюдается тенденция усиления роли религии в жизни общества. В частности,укрепление позиций религии проявляется в увеличении численности граждан,идентифицирующихсебявкачествеприверженцевтогоилииноговероисповедания.
Так численность граждан, идентифицирующих себя какправославных верующих, за четверть века с 1989 по 2014 г. выросла в 4 раза (с17%1 до 68%2), а численность россиян, являющихся последователями ислама зачуть меньший период с 1991 по 2013 г. увеличилась в 7 раз (с 1% до 7%)3. Вместес тем доля россиян, не считающих себя верующими, за промежуток времени с1989 по 2014 г. сократилась в 4 раза (с 75%4 до 19%5) (см.: Приложение Рис.1.).Корректно отследить динамику численности россиян, принадлежащих кдругим вероисповеданиям, через стандартные социологические опросы непредоставляется возможным, ввиду их сравнительно небольшой численности.
Всвою очередь, экспертные оценки также не позволяют объективно оценитьчисленность приверженцев других религий, так как они зачастую выражают дажене субъективное видение реального положения дел, а идеологизированныепозиции заинтересованных персон и институций (стейкхолдеров), что приводит кширокому разбросу показателей.
Так согласно различным экспертным оценкам внастоящий момент численность российских протестантов колеблется от 800 тыс.6до 3 млн.7, что в процентном соотношении составляет соответственно 0,56% и2,1% от населения всей РФ. Вместе с тем по количеству и доле религиозных1Дубин Б. Вера большинства // Монтаж и демонтаж секулярного мира / под ред. А. Малашенко и С.Филатова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2014. С.186.2Воцерковленность православных. URL: http://fom.ru/TSennosti/115873Дубин Б.
Вера большинства // Монтаж и демонтаж секулярного мира / под ред. А. Малашенко и С.Филатова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2014. С.186.4Там же.5Воцерковленность православных. URL: http://fom.ru/TSennosti/115876Такова в частности позиция Р.А. Силантьева, директора Центра географии религий при Отделе повзаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата. См.: Досье: Протестантизм в России. URL:http://www.ng.ru/ng_religii/2010-12-01/4_protestantizm.html7Лункин Р.Н. Российский протестантизм: евангельские христиане как новый социальный феномен //Современная Европа.
- 2014. - № 3. С. 133-143.Филатов С., Лункин Р. Статистика религиозной и конфессиональной принадлежности россиян: какимаршином мерить // Религия и российское многообразие. Сборник статей. Науч. ред. и сост. С.Б. Филатов. М., СПБ:Кестонский институт, Летний сад, 2012. С.5-30.4организаций, зарегистрированных в РФ на 1 января 2016 г., протестантызанимают третье место, отставая от мусульман с минимальным отрывом (5060против 5206, что соответственно составляет 17,77% и 18,28% от всех российскихрелигиозных организаций)8.Разительное увеличение численности россиян, идентифицирующих себя какпоследователей того или иного вероисповедания, произошедшее за стольограниченный временной промежуток, привело к существенному повышениюнеоднородности религиозных общностей и усложнению их социальных структур,что в свою очередь сказалось на усилении внутренней дифференциации иувеличении различий между категориями верующих.
Различия между верующиминашли проявление как на когнитивном (образ мысли), так и на поведенческом(образ действия) уровнях. При этом интенсификация религиозных различийотразилась на дифференциации поведения верующих в сферах, на первый взгляд,с религией никак не связанных (культура, экономика, политика). Иными словами,религиозные отличия, значимость которых после расширения общностиверующих существенно возросла, стали воспроизводить социальную структурурелигиозных общностей в других сферах общественной жизни. Данное явлениеобострило целый ряд существующих в российском обществе проблем, чтоактуализировало потребность в дополнительном изучении социальных структуррелигиозных общностей и их связи с дифференциацией поведения верующих вразличных опосредовано связанных с религией сферах.Еще одним подтверждением усиления роли религии в российском обществеявляетсяактивизациядеятельностиразличныхрелигиозныхобъединений(организаций и групп), лоббирующих продвижение религиозно ориентированныхинститутов в государственную систему.
На протяжении только последнегодесятилетия в формально светском государстве религиозные институции смогливнедриться в такие сферы как: образование (преподавание ОРКиСЭ в школе),наука (теология признана ВАК научной специальностью), армия (институт8Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 января 2016 г. URL:http://www.gks.ru/5военныхкапелланов),пенитенциарнаясистема(институттюремногодуховенства), экономика (религиозный банкинг, конфессиональные продукты),культура(совместныепроектыРПЦиМинистерствакультурыРФ,финансируемые из бюджетных средств) и др.Усиление роли религии в жизни российского общества находит отражение ив сфере политики, в которую, несмотря на наличие определенных запретов,религиозные организации все-таки проникают.