Диссертация (Влияние политических условий на динамику ксенофобии в России и США), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Влияние политических условий на динамику ксенофобии в России и США". PDF-файл из архива "Влияние политических условий на динамику ксенофобии в России и США", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
«…С 2002 года количество граждан РФ, которые считают, чтоРоссия может обойтись без мигрантов, выросло с 40% до 65%» [64].По итогам опроса интернет–аудитории в России, проведенного автором(см. приложение 2), к трудовым иммигрантам, приезжающим в Россию на35заработки, положительно относятся 19% опрошенных, 42% относятся ктрудовым иммигрантам нейтрально и 35% отрицательно. При этомположительное отношение фиксируется исключительно к легальнымиммигрантам, а также к иммигрантам из бывших союзных республик,которые легко адаптируются в российских условиях.
Основным критериемотношения к ним является, скорее не выгода или необходимость, асочувствие и жалость. В целом же опрошенные россияне относятся ктрудовым иммигрантам отрицательно. Антииммигрантские настроениябазируются на представлении о мигрантах как чуждых, иных. По даннымЛ.Д. Гудкова, «…антипатию к мигрантам сегодня разделяют 68% россиян»[134,с.233]. Свою неприязнь к мигрантам других национальностейроссиянеаргументируютразнообразно:«…13%мотивируютсвоиантипатии угрозой терроризма; 11% - тем, что приезжие «не хотятсчитаться с обычаями и нормами поведения, принятыми в России»; 6% тем, что гастарбайтеры «не обладают элементарной культурой и не умеютсебя вести»; 6% уверены, что этнические группировки «контролируютопределенные сферы бизнеса»; 4% уверены, что мигранты «отнимаютрабочие места» у аборигенов» [64].Фиксируемые социологами фобии направлены, в первую очередь, наэтнических мигрантов, независимо от их гражданства, от того, являютсяони временными трудовыми мигрантами, переселяются ли на постоянноеместо жительства в пределах России или из-за ее пределов.
Как отмечаетсоциолог В.И.Мукомель: «…Тесная взаимосвязь мигрантофобий иэтнофобий лежит на поверхности: и мигранты, и представители другихэтнических групп являются «иными», отношения местного населения и стеми, и с другими проецируются через призму отношений «свои» «чужие» [114].Американцы, как и россияне, напуганы последствиями неизбежногороста числа этнических меньшинств вследствие высокой рождаемости ивозрастающей иммиграции. По данным Министерства Национальной36Безопасности США, «…в 2005 году в США иммигрировали около 96тысяч выходцев из мусульманских государств» [43].
В то же время,мусульманская община в США хотя и стремится стать полноценнойчастью общества страны пребывания, в целом старается сохранитьвыраженные черты своего быта, мироощущений и культуры, что вызываетнепонимание, недовольство и подозрительность у остального населения. ВРоссии эта проблема сглаживается за счет того, что ислам более близокроссийскому обществу, тогда как в США он до сих пор сохраняет образ«иной веры» и «иной культуры» [59].По мнению большинства русскоговорящих американцев, «иммиграциядолжнабытьквалифицированной,асамииммигрантыдолжныинтегрироваться. Остальные – мусор, который необходимо вымести»[202].
Это типичные цитаты с форумов русскоязычных американцев,которыеобсуждаютмиграционнуюситуациювСША.Цитатыпоказывают, что отношение к нелегальным мигрантам в США так же, каки в России, далеко от идеалов толерантности и политкорректности. Поопросам американского населения, проведенного Вашингтонским Центромизучения иммиграции, «…сегодня 67 процентов американцев считают, чтоколичество прибывающих в США иммигрантов слишком велико. Причемне только коренные жители США, но и сами иммигранты придерживаютсятакого мнения» [79].
По результатам опроса компании Opinion Dynamics,«…66% американцев выступают за то, чтобы иммигранты из исламскихгосударств проходили дополнительную проверку перед тем, как им будетразрешено въехать в США. Против этого выступают 27%... 46% жителейСША считают, что подобные иммигранты «на самом деле желают статьчастью этой страны и поддерживают американские традиции и культуру».Почти столько же (38%) с этим не согласны» [43].На самом деле раздражение в отношении мигрантов-мусульман вРоссии и США связано не только с неприятием их религии или37этнического происхождения, но и с восприятием запуганного обывателянарастающих социально-экономических проблем в этих странах.К тому же в современной России ксенофобия подпитываетсяпериодическимитеррористическимиактами,совершаемымитеррористами–смертниками. За последние 12 лет было совершено не менее13крупныхтеррористическихактовнатерриторииРоссии,преимущественно в Москве (см.
приложение 1, таблица 3) [162], послекоторых неизменно отмечался рост ксенофобских настроений. Так«…после взрыва в подземном переходе на Пушкинской площади г.Москвы в августе 2000 г. 65% опрошенных москвичей поддержали идеювыселить из города всех представителей кавказских народов, а 57%высказались за нанесение удара «всеми имеющимися средствами» потерритории, где проживают террористы (т.е. Чеченской Республике вцелом)» [87].Последними событиями, взволновавшими общественность в России,стали теракты в московском метро в марте 2010 года и в аэропорте«Домодедово» в январе 2011 года.
«…По мнению 53% участников опросаЛевада–Центра, недавние взрывы в московском метро - результат войны,идущей на Северном Кавказе уже более 15 лет. С точки зрения 48%, "естьнекоторая связь" между терактами и войной на Северном Кавказе…41%респондентов после печальных известий 29 марта 2010 года охватил страх,39% считают, что организаторами взрывов на "Лубянке" и "Паркекультуры" двигало желание напугать, вызвать панику в городах России.Столько же - уверены, что все подобные теракты в принципе невозможнопредотвратить.
34% отмечают плохую, неквалифицированную работумилиции и спецслужб» [21].По итогам этого опроса в апреле 2010 года: «…60% опрошенныхопасаются угрозы новых терактов в Москве и других городах России, а66% считают, что в рамках кампании по борьбе с терроризмом необходимозакрыть въезд граждан с Северного Кавказа в Москву и другие крупные38российскиегорода»[21].Перваяцифрапоказываетуровеньнезащищенности и недоверия к правоохранительным органам, последняя в 66% - показывает фактический уровень ксенофобии нашего общества.Апогеем ксенофобных настроений в России является мнение россиян отом, что кавказские республики следует отделить от России.
Этоподтверждают данные опроса российского информационного агентства«Новый регион», проведенного в декабре 2010 года среди 11500 человек.На вопрос: «Как вы относитесь к идее «отделить от России три кавказскиереспублики – Ингушетию, Дагестан, Чечню»?» - 73,7% респондентовотвечают: «полностью поддерживаю, хватит Кавказу «доить» и пугатьРоссию»; 2,38% - «это крайняя мера, «пока рано»; 7,34% - «независимыйКавказ» принесет более глобальные проблемы»; 14,11% - «категорическипротив, это начало развала страны» и только 3,1% - «считаю кавказцевбратьями, мы должны быть вместе» [65]. Это еще раз показывает наличиевысокого уровня ксенофобии в российском обществе.Россия по количеству людей, погибших в терактах за последние 10 лет,обогнала Израиль.
Однако на первом месте в этом «рейтинге» стоят США– в связи с терактами 11 сентября 2001 года. Это поддерживает высокийуровень исламофобии в США, несмотря на то, что после 2001 года от руктеррористов в этой стране не погиб ни один человек [147]. Дискуссии,связанные с мусульманской общиной в США, сегодня не утихают. Так,например, вопросы сожжения Корана в девятую годовщину событий 11сентября 2010 года и строительства мечети неподалеку от места трагедииполучили широкий резонанс в американском обществе. Хотя проект былреализован, «…ровно наполовину разделились голоса ньюйоркцев,считающих, что мусульмане имеют право построить мечеть, учитывая, чтосвободавероисповеданиявСШАявляетсяоднойизосновныхдемократических ценностей (54%), и тех, кто считает, что проект долженбыть отклонен из-за уважения к родственникам погибших при теракте 11сентября (53%)» [40].
Часть демонстрантов, выступивших против39строительства мечети, поддержали пастора Джонса, который хотел сжечь200 экземпляров Корана в знак памяти о жертвах терактов 11 сентября. Всеэто свидетельствует о том, что в США продолжает развиваться враждебноеотношение к исламу.Из приведенных данных видно, что уровень исламофобии выше вСША, тогда как для России более характерна этнофобия.
Представляется,что преобладание определенных форм ксенофобии в России и СШАсвязано с определенными историко-культурными особенностями развитияислама в этих странах, которые и оказывают влияние на формы идинамику ксенофобии в них.1.2. Историко-культурные особенности развития ксенофобии вРоссии и СШАИслам, как и православие, насчитывает на территории Россиитысячелетнюю историю. Россия изначально складывалась как государствона основе славяно-тюркского союза с большой долей мусульманскогонаселения.
Мусульманские общины за долгую историю успели достаточноглубоко интегрироваться в окружающее неисламское общество, и сегоднярасселены по всей территории страны. В советское время любая религияпреследовалась, подавлялась, подвергалась гонениям. Постсоветскийпериодхарактеризуетсярелигиознымвозрождением.Сегодняорелигиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификацииможно судить по социологическим опросам населения. Однако результатытаких опросов противоречивы.По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМом в марте2010 года, население страны причисляет себя к следующим конфессиям[27]: православие — 75 %; ислам — 5 %; католицизм, протестантизм,иудаизм, буддизм — по 1 %; другие конфессии — около 1 %; неверующие40— 8 %; 3 % - верующие, но не причисляют себя к какой-либо конкретнойконфессии.Несмотря на выявленное большое количество верующих, опросы такжепоказывают, что религия не играет большой роли в жизни россиян.Религиозные обряды соблюдают лишь 66% россиян, и то только попраздникам или эпизодически [27].
Чаще всего религия выступает дляроссиян в качестве национальной традиции, веры предков (39%). Почтикаждый четвертый (26%) считает религию следованием моральным инравственным нормам. Для каждого пятого (21%) это часть мировойкультуры и истории [152].Как показывает всероссийский опрос Левада-Центра в январе 2012 года,среди 1600 опрошенных в 130 населенных пунктах 45 регионов России,среди россиян нет единого мнения о необходимости преподавания вшколах основ религии, хотя большинство граждан заверяют, что в ихличной жизни религия играет важную роль [41]. «…44% опрошенныхроссиян высказались за преподавание детям в школах основ религии, 43%- против этого, 13% затруднились высказать мнение по данномувопросу…Тем не менее, в целом, 73% граждан в ходе общения ссоциологами признались, что религия в их жизни играет ту или иную роль,при этом 31% заявили, что эта роль «очень или довольно важная».