Диссертация (Влияние политических условий на динамику ксенофобии в России и США), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Влияние политических условий на динамику ксенофобии в России и США". PDF-файл из архива "Влияние политических условий на динамику ксенофобии в России и США", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
P. 5-34; Frank, Jerome D. The Image of the Enemy and the Process of Change. BREAKTHROUGH. 2001;Foundation for Global Community. 18 Sept. 2006.5Социологический подход рассматривает ксенофобию как социальноеявление. Следует отметить труды В.Харле (фиксирует традиционнокультурные основания появления оппозиции «свой – чужой», а такжеисторическую динамику функционирования триады «свои – чужие –враги» в западной политической традиции); С.Кина (иллюстрируетособенности репрезентации «врага»); М.Пикеринга (исследует концепт«другого»,егостереотипизациювполитикепринадлежности/непринадлежности или исключения); К.Р.
и К.Спиллман (представляютанализ теоретических подходов к исследованию оппозиции «свои –чужие»);Г.ЗиммеляфункциональнойточкииА.Шюцазрения–(рассматриваюткакфактор«чужое»ссамоидентификациисоциальной группы); Р.Штихве (отмечает особенности функционирования«чужого», его амбивалентную сущность); С.Вунша, Б.Макнейра, Р.Рибера,Р.Келли10.Для отечественных исследований, затрагивающих проблематику образа«чужого», характерен функциональный подход.
Следует отметить трудыС.В.Чугрова, И.Л.Морозова, Г.И.Козырева, А.В.Фатеева (рассматриваютиспользование образа «врага» как способа осуществления политическойвласти), Л.Д.Гудкова (изучает роль образа «врага» в формированиисоциальной идентичности), И.Б.Гасанова (изучает роль образа «врага» вформировании национальных стереотипов)11. Также представляют интерес10См.: Harle V. The enemy with a thousand faces: the tradition of the other in western political thought andhistory. Westport, Conn., 2000; S. Keen.
Faces of the enemy: reflections of the hostile imagination (SanFrancisco, 1986); Pickering M. Stereotyping The Politics of Representation. Houndmills, Basingstoke,Hampshire; New York, 2001; Spillmann K. Some sociobiological and psychological aspects of “images of theenemy”/ Enemy images in American history. Edited by R.Fiebig-von Hase, U.Lehmkuhl.
Providence, RI, 1997;Зиммель Г. Экскурс о чужаке // Социологическая теория: История, современность, перспективы.Альманах журнала Социологическое обозрение. СПб.,2008; Штихве Р. Амбивалентность,индифферентность и социология чужого// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, Том 1.№1; Wunsch S. Image Research and the Enemy Image: The Soviet Union in Finnish Newspapers during theWinter War (November 30, 1939 – March 13, 1940)// Looking at the Other – Historical Study of Images inTheory and Practice/ Ed.
By K. Alenus, O.ICFalt and S.Jalagin. Oulu, 2002; McNair B. Images of the Enemy. –New York, 1988; Rieber RW., Kelly RJ. Substance and Shadow: Images of the Enemy// The Psychology of Warand Peace. New York, 1991.11См.: Чугров С.В. Идеологемы и внешнеполитическое сознание // МЭиМО. 1993. №2; Морозов И.Л.Формирование в народном сознании «образа врага» как способ политической мобилизации в России //«Наши» и «чужие» в российском историческом сознании: Материалы Международной научнойконференции. – СПб., 2001; Козырев Г.И.
«Жертва» в социально-политическом конфликте: монография.6трудыВ.О.Авченко,Г.В.Грачева,И.К.Мельника(рассматриваютманипулятивные технологии создания образа «врага»), О.В.Рябова(исследует роль оппозиции «свои – чужие» в формировании национальнойидентичности), Н.А.Курнаевой (выявляет сущность и основные чертыоппозиции «свои – чужие», ее роль в процессе функционированияколлективной идентичности) и др.12Одна из важнейших разновидностей ксенофобии – расовые иэтнические фобии.
В социально-философских науках существует триосновных теоретических подхода к изучению этничности и этническойидентичности: примордиализм, конструктивизм и инструментализм. Этиподходы сходятся в том, что изначально необходимым условиемсуществования этничности является наличие дихотомического отношения«мы - они», то есть «свои – чужие», поскольку этничность предполагаетотношения между группами людей, члены которых рассматривают другдруга как различающихся по каким-либо культурным характеристикам.Отличие указанных подходов заключается в том, что они по–разномуобъясняютпричинывозникновенияэтническойидентичности,еёоснования «свои – чужие» и образа «чужого», в частности.Примордиалистский подход (от англ.
primordial - изначальный,исходный) подход связывают с именами К.Гирца и Э.Шилза (последнийввел в научный оборот понятие primordial13). Представители различныхтечений примордиализма рассматривают этничность как объективнуюданность, изначальную (примордиальную) характеристику человечестваМ., 2008; Козырев Г.И. «Враг», (образ врага) в общественных и политических отношениях //Социологические исследования. 2008. № 1; Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде, 1945—1954гг.
РАН, Ин-т российской истории, 1999. С. 134; Гудков Л.Д. Негативная иденичность. Статьи 1997 –2002 годов. – М., 2004; Гасанов И.Б. Национальные стереотипы и «образ врага». – М., 1994.12См.: Авченко В.О. Теория и практика политических манипуляций в современной России. М., 2002;Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологииинформационно – психологического воздействия / РАН.
Ин-т философии. – М., 1999; Рябов О.В.«Матушка – Русь»: Опыт гендерного анализа поисков национальной идентичности России вотечественной и западной историософии. М., 2001; Курнаева Н.А. Свои и Чужие в коллективнойидентичности: социально – философский анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата философских наук. Иваново, 2006; Шипилов А.В. «Свои», «чужие» и другие. - М., 2008.13См.: Shils E. Primordial, personal, sacred and civil ties // British Journal of Sociology. 1957, РР.13-47(П.
Ван ден Берге, К.Гирц, Л.Н.Гумилев, С.М.Широкогоров и др.14).Этничность предстает как разделяемая членами группы культурнаяобщностьсобъективнымихарактеристикамипринадлежностикопределенной территории, языку, расовому типу, религии, мировоззрению.Инструменталистское направление отмечает детерминирующую рольсоциальных и политических интересов в формировании этничности(Д.Хоровиц,А.Коэн,А.Г.Здравомыслов,К.Янг,А.А.Цуциев,Н.Н.Чебоксаров,Р.АбдулатиповиЮ.В.Арутюнян,другие15).Здесьобособленность от других и принадлежность к определенной этническойгруппе является осознанным выбором индивида, осуществляемым с чистопрагматических позиций – для получения определенных политических,экономических, социальных привилегий.Конструктивизмрассматриваетэтносыкакидеальныемодели,конструкции, создаваемые политической элитой для достижения какихлибоцелей(П.Бергер,Т.Лукман,И.Нойманн, Ф.Барт,Э.Геллнер,Б.Андерсон, Т.Эриксен, Э.Дж.Хобсбаум, О.Бауэр, Дж.Бройн, К.Вердери,В.А.Тишков и др.)16.
Конструктивистский подход представляет этническоечувство как интеллектуальный конструкт. Такой конструкт - результатцеленаправленносозданныхобъективированных14представленийоСм.: Van den Berghe P.L. Race and Racism: A Comporative Perspective. N.Y.: John Wiley and Sons, 1978;Geertz C. The Interpretation of Cultures, 1973; Гумилев Л. Н.
Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989;Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографическихявлений. - Шанхай, 1923.15См.: Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkley, etc., 1985; Cohen A. The symbolic construction ofcommunity. London. 1985; Янг К. Диалектика культурного плюрализма: концепция и реальность.//Этничность и власть в полиэтничных государствах. – М.: Наука, 1994. – С.
112; Чебоксаров Н.Н. Народы,расы, культуры, М., 1971; Здравомыслов, А.Г., Цуциев, А.А. Этничность в постсоветском пространстве:соперничество теоретических парадигм; Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я".- М.:Мысль, 1991; Абдулатипов Р.Г. Человек.
Нация. Общество, - М.: Политиздат, 1991.16См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности Трактат по социологии знания –М., 1995; Нойманн И. Использование «Другого» Образы Востока в формировании европейскихидентичностей – М., 2004; Barth F. Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organisation of CulturalDifference. Ed. F. Barth. Bergen, Oslo, London, 1969; Геллнер Э. Нации и национализм.
- М.: Прогресс,1991; Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространениинационализма. – М., 2001; Eriksen T. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Perspectives. L.,1993. P.12;Хобсбаум Э.Дж. Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе//Нации инационализм. М.,2002; Бауэр О.
Национальный вопрос и социал – демократия // Нации и национализм.М., 2002; Бройн Дж. Подходы к исследованию национализма // Нации и национализм. М., 2002; ВердериК. Куда идут «нация» и «национализм»? // Нации и национализм. М., 2002; Тишков В.А. О феноменеэтничности // Этнографическое обозрение. 1997.8социальном мире, транслируемых при помощи СМИ.
С точки зренияпредставителейданнойтеории,этническаяидентичностьестьконструирование «воображаемых общностей», основанных на вере в то,что они связаны естественными, и даже природными, узами. Здесьэтничность – это форма социальной организации культурных различий.Во всех этих исследованиях достаточно глубоко проанализированывопросы формирования этнической идентичности. Как представляетсядиссертанту,исследованиепроцессаформированияидентичностипредполагаетсовмещениенесколькихэтническойтеоретическихподходов, в силу того что этот феномен обладает как объективными, так исубъективными чертами.В отечественных работах по этносоциологии и этнопсихологиинегативноеотношениепроблематикик«чужой»проявленийгруппеисследуетсяэтноцентризмаврамках(Л.М.Дробижева,А.Г.Здравомыслов, В.А.,Т.Г.Стефаненко, М.О.Мнацаканян, В.Ф.Петренко,О.В.Митина, С.С.Минц, Г.У.Кцоева17), а образ врага описывается черезпонятие этнического стереотипа18.Политический аспект этнических проявлений в постсоветский период,современные этнополитические процессы и их основные противоречия,проблемынациональныхГ.В.Старовойтовой,меньшинствА.А.Сусоколова,рассмотренывтрудахР.Г.Абдулатипова,М.О.Мнацаканяна, В.В.Амелина, Э.А.Паина19.17См.: Дробижева Л.М.
Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология ипрактика // Советская этнография. 1991. №1; Мнацаканян М.О. Интегрализм и национальная общность:Новая этносоциологическая теория. - М.: Издательство «Анкил», 2001. - 302 с; Здравомыслов А.Г.Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологическиеисследования.