15.Объективный идеализм Платона (Билеты и ответы 2015-го года)
Описание файла
Файл "15.Объективный идеализм Платона" внутри архива находится в следующих папках: Билеты и ответы 2015-го года, _2015. Еще билеты. PDF-файл из архива "Билеты и ответы 2015-го года", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепциюобъективного идеализма, суть которой состоит в том, что мир идей, понятий, мыслейпризнается им в качестве первичного по отношению к миру вещей.Материальное бытие создается Творцом-демиургом наподобие того, как человек создаетконкретную вещь. Этим Демиургом является разум, который и формирует материальныймир из хаоса, бесформенного движения, приводит вещи «из беспорядка в порядок».Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи,«припоминая» которые он открывает для себя мир.Само познание есть процесс созерцания разумом высших сущностей, и делится этотпроцесс на два этапа. Вначале познание осуществляется чистой душой, ибо еще дорождения тела она уже все видела. Однако когда душа вселяется в тело человека, то кпроцессу познания подключаются его телесные органы чувств.
Вселившись в тело, душасохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает своизнания, которые видела раньше. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишьтолчком к воспоминанию, поэтому Платон советует обращаться к душе, минуя повозможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, а основным средствомвоспоминания является метод диалектики – беседа.Человек являет собой единство души и тела, в основе которого лежит душа, ибо онабессмертна.
Поскольку душа существует до воплощения в тело, то ее существование независит от тела, а разрушение тела не есть разрушение души. Простые сущности неразрушаются; душа же есть простая сущность, поэтому она не может распадаться насоставные части, а только таким образом происходит уничтожение. Душа естьвоплощение идеи жизни, поэтому она не может подвергаться смерти.Платон делит души людей на 3 категории в зависимости от того, какое начало в нихпреобладает: разум (философы), страсть (стражники и воины) и вожделение (крестьяне,торговцы, ремесленники).Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из граждан своегоприродного и законодательного предназначения.Платон (427-347 гг до н.э.) умер в свой день рождения. Настоящее имя – Аристокл, а Платон –прозвище. 10 лет странствовал, попал в итоге на ярмарку рабов.
Первый кто осазнал разницу междуматериализмом и идеализмом. Что первично материя или сознание? И познаваем ли мир? Эти два вопросаи делили философов на материалистов и идеалистов. (см. конец предыдущей лекции – прим.ред.).Школу свою Платон основал в 386 году, называлась она Академия. Просуществовала эта школабеспрацендентно долго – 900 с лишним лет, пока в 629 году император Юстиниан не позакрывал всефилософские школы в Афинах.
Платон считается первым объективним идеалистом.Сходные позиции с Парменидом, который считал, что чувственный мир приходящ, а идеальныймир вечен. Отношение людей к миру и к познанию мира похоже на положение людей, которые сидят втёмной пещере (но пещера, естественно есть выход) и видат в ней какие-то тени, и по этим теням они судято отм, что происходит вне пещеры.
Вот так действует и человек – в соответствии со своими ощущениями, тоестьон пытается воспринимать чувственно постигаемый мир, а на самом деле мир можно постигнуть лишьпостигая мир Идей. Наряду с миром Идей существует также и мир Материи. Сама по себе материябесформенна, пассивна, и практически она отождествляется с небытиём. Всякая вещь представляет собойотпечаток идет в материи.
Стоял на позиции телеологии (учении о всеобщей целесообразности). А кольскоро всё целесообразно, то мы живём в лучшем из миров, даже если он и не совершенен.Души бессмертны, после смерти они переселяются в другие тела. Действует такой закон сохранениядуш: души творятся в определённом количестве один раз, и больше не творятся и никуда не пропадают, алишь только меняют своё место обитания. Души творятся богами и как только они были сотворены, былипомещены на звёзды, откуда они созерцают окружающий мир. Когда они погружаются в тело, ониначинаютвспоминать всё, что созерцали пока не спустились. Поэтому если мы хотим получить какое-то знание, то мыдолжны погрузиться в самих себя.
То есть грубая аналогия – познавая себя ты познаёшь мир. Основнымифилософскими источниками платоновского учения об идеях являются три компоненты. Певрое – учениеСократа о всеобщем (основа этики). Второе это учение элиатов об истинном неподвижном вечном бытие. Итретье это учение Пифогора о числах как истиных сущностях вещей. Основной вопрос философии оботношении духа и природы (идея и материи в данном случае). Дух, идеи первичны, материя – вторична.Мир чувственых вещей изменчив, он приходящ. Мир идей неизменен, вечен. Совокупность мира идей этоистинное бытие. А чувственный мир занимает промежуточное положение между бытиём и небытиём.
Идеи– глобальные цели, определяющие направление развития вещей.Космос – большой шар, в центре которого находится Земля, которая так же имеет шарообразнуюформу. Движение космическое возможно благодаря мировой душе, а движение конкретной вещиопределяется конкретной душой. Небесные тела он рассматривал богами, обладающими телом и душой.Всё наше знание всего лишь припоминание, и потому знание в принципе непередаваемо от одногочеловека к другому, то есть не воспринимаемо.
Души все разные по своим возможностям. Те, которыесозерцали как можно больше и которые могую припоминать как можно больше, такие души погружаются всемьи, в которых должен быть философ. Кто похуже – военоначальники и цари. Дальше чиновники и такдалее. Замыкают список софисты, люди заискивающие расположение у толпы и тираны.Чтобы систематизировать всю ту внутреннюю информация, чтобы получать из неё что-тодействительно целостностное, осмысленное необходимо пользоваться диалектическим методом. Платонразрабатывает диалектику не только как учение о развитии, но использует диалектические методы уже втеории познания (гносеология).
Диалектический путь должен уводить от конкретного, частного к всё болееобщему и, наконец, к наивысшей идеи, которой является Благо.Метод предполагает следующий способ выяснения истины. Если мы формулируем какое-тоутверждение, то мы должны так же дать противоположное этому утверждению утверждение и для каждогоиз них задать одинаковые вопросы.Диалектика понятий. Тождественное не принимать за различное, а различные понятия затождественные..