Отзывы официальных оппонентов 1 (Преступление и наказание в Коране и Сунне - философско-религиоведческий анализ)
Описание файла
Файл "Отзывы официальных оппонентов 1" внутри архива находится в папке "Преступление и наказание в Коране и Сунне - философско-религиоведческий анализ". PDF-файл из архива "Преступление и наказание в Коране и Сунне - философско-религиоведческий анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНКНтА доктора философских наук Албаков ой Фатимы Юсуповны на диссертацию Хасана Омаровича Аушева на тему «Преступление и наказание в Коране и Сунне: философско-религиоведческий анализ», представленную на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.14 — философия религии и религиоведение в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 504.001.11, созданный на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Актуальность представленного на оппонирование диссертационного исследования Х.О. Аушева не вызывает сомнений и обусловлена сложными процессами подъема интереса к религии в ее сопряжении с глобальными изменениями мировых мировоззренческих парадигм и моделей общественно- политического устройства.
Религия всегда была сильным мобилизующим ресурсом, моральным ориентиром, активно используемым разными группами для достижения определенных целей н интересов, Сегодня религия становится одним нз доминирующих факторов социокультурных процессов, формирования различных идентитетов, влияющих на характер коммуникаций и развитие современных обществ.
Наряду со светской, национальной и культурно обусловленной идентичностью активно демонстрируется религиозная, иудейская, христианская, исламская, другие локальные религиозные идентичности. Данные процессы свидетельствуют о новых типах локалнзапии социумов, складывания особых регионально-культурных дискурсов, функционирование которых слабо изучено. Диссертация Х.О.Аушева — одна из первых работ, в которой анализируется значение и роль, регулирующих общество и отдельные социумы исламской правовой системы, ее институтов и инструментов. В условиях транзитивного характера существования российского общества данная проблематика особенно актуальна.
Российская федерация - многоконфессиональное государство, в котором достаточно высокая численность населения исповедующая ислам. В этой связи работа Х.О.Аушева приобретает особую значимость. Важным аспектом актуальности диссертационной работы является исследование степени укорененности исламских правовых институций, в частности шариата в российских мусульманских социумах, а также характер корреляции шариатских правовых принципов и национально-культурных традиций (адатов). Для обоснования и анализа данного вопроса автор обращается к истории и культурным спецификам интеграции мусульманских народов в российское культурно-политическое пространство.
Раскрываются особенности модели гражданской идентичности российских мусульман, условия сохранения роли исламских правовых институтов в различных социокультурных контекстах, их соотношение с традиционными ценностными нормами. Функционирование принципов шариатских правовых норм в некоторых российских этносоциумах свидетельствует о степени значимости правовых канонических принципов Корана и Сунны. Известно, что моральный императив, отчетливо выраженный в исламе, регулирует различные стороны социальные жизни человека и общества: экономическую, хозяйственную, межличностную, правовую и другие. Актуальность диссертации Х.О.Аушева состоит в результативной попытке раскрыть категориальный аппарат, обосновывающий понятия, сущность и классификацию преступления и наказания в исламе, духовно-нравственный потенциал Корана предупреждающий и противодействующий преступлению.
Актуальность диссертационного исследования определяется обращением Х.О.Аушева к генезису исламского права, к выявлению причин возрастающей роли шариатских правовых принципов в странах распространения мусульманского вероучения, как альтернативной системы правого регулирования общественных и политических отношений.
Динамика современной жизни, темпы и качественное многообразие каналов коммуникации создают особые пространства свободы и деятельности повседневной жизни. В этом плане изучение Х.О.Аушевым проблематик исламской концепции преступления и наказания представляется чрезвычайно ценным. Оно позволяет выявить и объяснить тенденции востребованности принципов исламского права, в том числе и в российских социумах. Целью диссертационного исследования Х.О,Аушева является определение сущности, специфических особенностей и применимость шариатской концепции преступления и наказания в современных условиях функционирования социумов, исповедующих ислам. Реализация поставленной цели потребовала от диссертанта решения ряда задач. Прежде всего следует отметить обращение автора к истории философско-правовой мысли посредством которой раскрывается многообразие трактовок феноменов преступления и наказания.
Философскорелигиоведческий анализ содержание основньгх источников шариата позволил раскрыть понятие преступления и обоснование причин, совершения преступления. Для решения исследовательских задач привлечен обширный источников едческий материал, отражающий комплекс историкорелигиоведче ского, философско-правового и философско- антропологического знания. Это позволило диссертанту осуществить разработку предпринятого исследования на высоком научно-теоретическом и методологическом уровне. Сформулированы выводы, эксплицирующие востребованность исламских правовых норм в современных условиях глобализирующегося мира и социально-политических транзиций. Изучение функциональных особенностей шариатской концепции права в части анализа источников и кодификации преступления и наказания представляется важным для российского поликонфессионального общества.
Новизна полученных Х.О.Аушевым результатов обусловлена особенностями выбранного им предмета исследования и совокупностью методов, применяемыхдля его разработки. Диссертанту в полной мере удалось раскрыть и обосновать шариатскую концепцию преступления и наказания, ее основные источники— Коран и Сунну. Впервые выявлено структурно-функциональное содержание целей наказания в шариате и их сходство с принципами современного светского права. Кроме того, выраженной новизной обладают материалы диссертации, связанные с экспликацией взаимосовместимости обычаев и культурных традиций с исламскими каноническими нормами. Корреляция народных обычаев и исламских норм разрешается в рамках шариата. На основании источников раннее не входивших в поле зрение отечественных исламоведов выявлены взаимодополняющие и взаимоисключающие взаимодействия традиции и шариатских норм.
Положение выносимые на защиту, хорошо обоснованы и не вызывают возражений. Их доказательность обусловлена корректностью применения выбранных методов анализа и подтверждением полученных результатов на данные философско-религиоведческих, исторических исследований. Методология диссертации отражает научную компетентность Х.О.Аушева и основывается на профессионально выверенном использовании положений сравнительного, историко-религиоведческого, структурно- функционального анализов. Информационная база диссертации характеризуется высокой степенью представленности тщательно отобранных научно-теоретических источников, Кроме того, в диссертации использованы корпусы текстов, переведенные автором с арабских первоисточников, что значительно повышает оригинальность исследования.
Текст диссертации аргументирован, логически выверен и последовательно изложен. В первой главе подробно рассматриваются истоки философско- правовой и религиозной мысли, проясняются основные понятия, источники исламских правовых институтов — «шариат», «фикх», анализируется понятия «традиция>>, обычай», их взаимодействие с принципами шариата. Диссертант анализирует классическую европейскую философско-правовую традицию, в рамках которой раскрываются представления и определения преступления и наказания, специфические характеристики которых связаны с морально- нравственными и идеологическими нормами общества. Выделяются такие аспекты наказания как устрашение-предупреждение, <сискупление вины перед Богом», наказание как изоляция девианта и защита общественного порядка.
На основе проведенного анализа подчеркивается трансформация представлений о преступлении и наказании в исторической динамике различных религиозно-культурных контекстов. Акцентируется внимание на определенных расхождениях религиозного и светского понимания преступления в современное время, Отмечается отсутствие обобщающего определения сущности, цели и задачи наказания. Рассмотрение и анализ традиционных норм и обычаев, коррелирующих с исламским вероучением, позволяет автору доказать гибкость шариатской правовой системы, учитывающей социокультурный контекст существования общества. Во второй главе автором осуществляется исследование теоретико- методологических особенностей экспликации понятий и сущности преступлений в Коране и Сунне. Их классификация дает возможность Х.О.Аушеву выйти на проблему осмысления современных форм и контекстов актуализации исламских правовых институтов в различных гомогенных и гетерогенных социокультурных средах.
Классификация шариатских норм их ранжирование по степени тяжести греха дает полное представление о многообразии подходов рассмотрения преступления в исламе. Анализ биологизаторского, антропологического и социологического подходов природы девиантного поведения, позволили диссертанту сформулировать различное видение причин, ведущих к совершению преступления.