Диссертация (Статус и функции епископа в вестготской Испании первой трети VII в. по данным сочинений Исидора Севильского)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Статус и функции епископа в вестготской Испании первой трети VII в. по данным сочинений Исидора Севильского". PDF-файл из архива "Статус и функции епископа в вестготской Испании первой трети VII в. по данным сочинений Исидора Севильского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Российская академия народного хозяйства и государственной службы приПрезиденте Российской Федерации»На правах рукописиБИРКИН МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧСТАТУС И ФУНКЦИИ ЕПИСКОПА В ВЕСТГОТСКОЙ ИСПАНИИПЕРВОЙ ТРЕТИ VII В. ПО ДАННЫМ СОЧИНЕНИЙ ИСИДОРАСЕВИЛЬСКОГОСпециальность 07.00.03 – Всеобщая историяДиссертация на соискание ученой степеникандидата исторических наукНаучный руководитель:кандидат исторических наук, доцентАуров Олег ВалентиновичМосква – 20182ОглавлениеВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................
3ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КАЧЕСТВАХ ЕПИСКОПА ............... 46§ 1. Епископ как клирик.......................................................................................................... 471.1. Общее понятие о клире в Толедском королевстве в первой трети VII в. ............... 471.2. Епископ как глава клира ..............................................................................................
72§ 2. Требования к обладателю епископского сана ............................................................... 772.1. Социальное происхождение ........................................................................................ 802.2. Воспитание и образование ..........................................................................................
932.3. Нравственный облик и требования к епископу как к клирику .............................. 1022.4. Административный опыт и талант управленца ...................................................... 107ГЛАВА II. ФУНКЦИИ ЕПИСКОПА ..................................................................................
111§ 1. Episcopus, cura и надзор за общиной............................................................................ 116§ 2. Епископская проповедь и ее социальная функция ..................................................... 124§ 3.
Благотворительная деятельность и защита бедных .................................................... 151§ 4. Богослужебные функции епископа в социальном измерении. Епископ как sacerdos.... 160ГЛАВА III. ЕПИСКОП ПЕРЕД ЛИЦОМ ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ ........................... 176§ 1. Епископ и светская власть ............................................................................................. 1771.1. Епископ и должностные лица на местах..................................................................
1791.2. Епископ и королевская власть .................................................................................. 2011.3. Епископ и система городского управления: curae episcopales .............................. 210§ 2. Епископ и общество .......................................................................................................
2192.1. Общество в концепции Исидора Севильского (общие положения) ..................... 2192.2. Деятельность епископа как vita activa...................................................................... 2322.3. Епископ и его паства: священство как основание пастырской власти ................. 257ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................................... 271Список источников и литературы ........................................................................................... 276I.
Источники ....................................................................................................................... 276II. Литература..................................................................................................................... 282III. Справочные издания и словари ................................................................................. 332Принятые cокращения ..............................................................................................................
3353ВВЕДЕНИЕЭта работа посвящена статусу епископа как пастыря и как представителядуховной и светской власти первой трети VII в. в том его виде, который отразилсяв сочинениях выдающегося церковного и политического деятеля и писателяИсидора Севильского (ок. 560–636). Созданный последним образ епископаисходил как из реалий своего времени, так и из идеальных представлений,получивших распространение на всей территории латинского Запада (а в известнойстепени – и всего христианского мира) в указанный период.
Однако в первуюочередь эти реалии и представления были связаны с территориями, где Исидорродился и провел всю свою жизнь и где протекала его многогранная деятельностьполитика, пастыря и церковного писателя. Речь идет о Толедском королевствевестготов, одном из романо-варварских королевств, возникших на землях бывшейЗападной Римской империи; в данном случае в географическом плане речь идет определах ее бывших испанских провинций, а также Нарбоннской Галлии.Ставшее преемником Тулузского королевства вестготов (ок. 418 – ок. 507),Толедское королевство просуществовало до начала VIII в.
Сложившиеся в егограницах политические, социальные и экономические структуры, а также формыкультурной жизни отражают как общие, так и региональные особенности процессаперехода от Античности к Средневековью.Актуальность темы исследования обуславливается значением церкви и ееепископата в процессе перехода от Античности к Средневековью: их рольтрадиционнооцениваетсякакпервостепеннозначимыйфактор,предопределивший ряд ключевых особенностей формирующегося нового, –средневекового, – типа социально-политической организации, а также культурнойжизни.
В условиях глубокого кризиса общественных и властных институтов назападе бывшей Римской империи, наследовав ряду ее учреждений, церковьудерживала от распада атомизирующееся общество и систему власти и стала однимиз определяющих элементов социально-политических отношений РаннегоСредневековья. В этот период епископ – ключевое лицо в системе церковной4организации – взял на себя функции общественного управления, и, став фактическиглавой города, задавал тон социальной и культурной жизни трансформирующегосяримского мира.Фигура епископа показательна и в отношении одного из ключевых аспектовперехода от Античности к Средневековью– эволюции позднеримскихмуниципальных учреждений на фоне упадка системы власти античного типа ссопутствующим преобразованием системы полисных ценностей.
Именно епископявлялся в то время ключевым актором общины, эффективные действия которогомогли совершаться в определенном образе устроенном социальном пространстве,поэтому специфика его положения и функций маркируют соответствующиеособенности социального бытия позднеантичного города.В свою очередь, понимание названных особенностей даст возможностьобъяснить основания власти епископа и механизмы ее реализации как главногоэлемента, конституирующего общество, в котором после падения ЗападнойРимской империи претерпела изменения вся конфигурация властных отношений.Решение этой проблемы применительно к Толедскому королевству вестготовпервой трети VII в., в котором формы взаимодействия между церковью и светскойвластью отличались особой спецификой, находится в центре настоящегоисследования. Важной составляющей этой специфики являлась роль церковныхсоборов, ставших частью системы власти.
При этом королевская власть,постепенно утрачивавшая социальную опору в лице варварской военной знати, стечением времени все больше опиралась на епископат, во многом усилиямикоторого она и легитимировалась в глазах христианского общества. Поскольку вдругих королевствах отношения между королевской властью и епископамискладывались по несколько иной схеме, истоки описанной ситуации, средипрочего, необходимо искать и в специфике статуса епископа, обусловленнойособенностями социального пространства Толедского королевства.Осмысление отношений королевской власти и церкви происходило в средеобразованного духовенства, главным образом епископов. Итогом стало появление5в Толедском королевстве целостной идеологии единства1, уникальной дляЗападной Европы того времени: в частности, впервые определяется публичноправовой статус короля как верховного правителя, чья власть, санкционированнаяцерковью, имеет сакральный характер (первое в истории Европы помазание нацарство фиксируется именно в Толедском королевстве).
В дальнейшем этаконцепциясталаоднимизисточниковформированиякаролингскойгосударственности2. Поэтому исследование роли епископата в общественнополитической жизни Толедского королевства позволяет выявить ряд факторовформирования средневековой цивилизации латинского Запада в целом.Значение фигуры Исидора Севильского (ок. 560–636) определяется, в первуюочередь, ролью его представлений (в том числе – о статусе и обязанностяхепископа) в контексте формирования вестготской политической теологии, а такжеэволюции церковного (соборного) и королевского законодательства. Актуальностьанализа его текстов обусловлена также и тем, что в течение долгого времени ониоказывали прямое влияние на представления о власти, священстве и духовенстве изадали уровень образованности на латинском Западе в целом, в том числе – и запределами Испании.Вкачествеобъектаисследованиявыступаетисторияцерковныхучреждений на латинском Западе и их роль в трансформации наследия грекоримской цивилизации в процессе перехода от Античности к Средневековью.Предметом исследования выступают представления Исидора Севильскогоо фигуре епископа в контексте социально-политических и культурных процессовэпохи перехода от Античности к Средневековью.Хронологические рамки работы совпадают с годами церковной иписательской деятельности Исидора Севильского (ок.
600–636), чьи сочиненияоказали ключевое влияние на идеологию Толедского королевства.Hen Y. Roman Barbarians: The Royal Court and Culture in the Early Medieval West. Hampshire – N.Y.: Palgrave Macmillan, 2007. P. 142 ff.2L’Europe héritière de l’Espagne wisigothique / Ed. par J. Fontaine et C. Pellistrandi. Madrid, 1992.16Географические рамки исследования совпадают с границами Толедскогокоролевства в VII в. и охватывают Пиренейский полуостров (современные Испанияи Португалия), а также юго-восток современной Франции – Нарбоннскую Галлию(Септиманию).Цель и задачи исследованияЦель исследования состоит выяснении представлений Исидора Севильскогоо роли епископа в контексте социально-политических отношений, культурной идуховной жизни Толедского королевства первой трети VII вв.Достижение этой цели требует решения следующих исследовательскихзадач:1.Установить набор качеств епископа как главы христианской общины,необходимых для успешного осуществления своего служения.2.Выявить круг ключевых обязанностей и полномочий епископа,составляющих, согласно преставлениям Исидора, суть епископского служения.3.Определить социальную специфику деятельности епископа, в томчисле во взаимоотношениях с королевской властью и местными должностнымилицами, и место епископа, согласно воззрениям Исидора Севильского, в структуреобщественного устройства с учетом специфики развития гражданской и церковнойобщин в Толедском королевстве.Теоретические и методологические основания исследованияВ фокусе настоящего исследования находятся представления ИсидораСевильского о фигуре епископа, поэтому работа предполагает методологию в духеновой культурной истории, в рамках которой достигнуты наибольшие успехи визучении репрезентаций3.