Художественный мир лиро-эпоса А.А. Ахматовой в современной интерпретации и критике последнего десятилетия (1999-2009)
Описание файла
PDF-файл из архива "Художественный мир лиро-эпоса А.А. Ахматовой в современной интерпретации и критике последнего десятилетия (1999-2009)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиСлабкихКсения ЭдуардовнаХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИРО-ЭПОСА А. А. АХМАТОВОЙ ВСОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И КРИТИКЕ ПОСЛЕДНЕГОДЕСЯТИЛЕТИЯ (1999-2009)Специальность: 10.01.01 - Русская литератураАвторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква2010Работа выполнена на кафедре истории русской литературы ХХ века филологическогофакультета Московского государственного университета имени М.
В. ЛомоносоваНаучный руководительдоктор филологических наук, профессорЗайцев Владислав АлексеевичОфициальные оппоненты- доктор филологических наук, профессорНиколаева Светлана ЮрьевнаТверской государственный университет- кандидат филологических наук, доцентЯкутский государственный университетимени М. К. АммосоваТемиршина Олеся РавильевнаВедущая организацияИнститут мировой литературы имени А. М. Горького РАНЗащита состоится «___ » __________ 2010 г. в ___ часов на заседании диссертационногосовета Д. 501.001.32 при Московском государственном университете имени М. В.Ломоносова по адресу: 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ, д. 1, стр. 51,1-й учебный корпус, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственногоуниверситета.Автореферат разослан « ___ »____________ 2010 г.Ученый секретарьдиссертационного советадоктор филологических наукпрофессорГолубков М.
М.Общая характеристика работыЗадача воссоздания пространственно-временных координат художественного произведения внеразрывнойсвязиспредшествующимсовременныхлитературоведческихисторико-литературнымисследованийконтекстомрассматриваетсясегодняикаквруслеоднаизпервостепенных в аспекте культурной диахронии.Проблема контекстуального взаимодействия, поиска и обнаружения новых аналогий ипараллелей,межтекстовых связейстановитсясегодня актуальнойкак никогда.Анализ,нацеленный на выявление межкультурной коммуникации, осмысление последних тенденцийахматоведения,соотношениепреемственностииновизны,способствуетраскрытиюуникальности творческого метода А.
Ахматовой, глубинному пониманию ее специфического,индивидуальногоподходапозднем лиро-эпосекизображению- «Реквиеме»,пространственно-временного«Путем всея земли»,континуумавее«Поэме без героя».Поэмы А. Ахматовой органично вобрали в себя культурные «пласты» различных эпох идостижения всех направлений искусства - библейскую символику, исторические и фольклорныемотивы и ассоциации, «вечные образы» скульптуры,архитектуры и живописи, неисчерпаемыересурсы человеческой памяти, что во многом объясняет множественность их «прочтений» и«прототекстов», которые, однако, не дают однозначной, окончательной интерпретации.Р. Д.Тименчик определяет построение поэтического текста как «развертывание некой “культурнойпарадигмы”»: «чужое слово, скрытое вглубинных слоях текста, регулирует семантическиепроцессы в поверхностных структурах.
Глубинные цитаты существуют в состоянии пульсации,создавая или не создавая новый уровень интерпретации текста…»1.Многочисленные историко-литературные и текстологические исследования ахматовского лироэпоса и, в первую очередь, «Поэмы без героя»истекшие десять лет (1999 – 2009)- одной из вершинных поэм ХХ века завключают в себя и сопоставительныйанализ, и опытреконструкции текста, и дешифровку художественной образности, которая в совокупности сзаписями и комментариями поэта (известно, что лучшим комментатором «Поэмы» была,безусловно, сама А. Ахматова),составляетсвоего рода устойчивуюинтерпретационнуюлитературоведческую традицию.Нельзя не признать, что вопрос освоеобразии произведений пространственно-временнойорганизации произведений А.
Ахматовой на материале мировой художественной литературы,сопряженный скомплексным исследованием современных достижений ахматоведенияинаправленный на дешифровку семантических «полей», образовавшихся в результате творческого«диалога», взаимовлияния художников с тождественными взглядами на реальное время ипространство, является одним из наименее разработанныхинаиболееактуальныхлитературоведении.1Тименчик Р. Д. Текст в тексте у акмеистов // Тр. по знаковым системам.
ХIV. Тарту, 1981. С. 69.вИсследовательские работы Д. С. Лихачева («Ахматова и Гоголь»), А. И. Павловского(«Булгаковотличаютсяглубокиманалитическим подходом к реконструкции вертикального литературного контекстаХIХ - ХХвековвиАхматова»),поэзииВ. Н. ТопороваА. Ахматовой.(«АхматоваиБлок»)Современные литературоведы,развивая данныйаспект,дополняют его выявлением жанрового своеобразия произведений А. Ахматовой в тесной связисмеханизмомспецификойкультурнойпамяти«преломления»исистемойдостиженийхудожественных приемов,предшествующегоатакже солитературногофондав«напитанном» разнообразными смыслами позднем творчестве великого поэта.Л.
А. Колобаевой, С. А. Коваленко, Л. А. Карохину, М. Н. Лебедевой, О. В. Червинскойотечественная наука обязана появлением таких уникальных исследований, как «АхматоваиМандельштам», «Ахматова и Маяковский», «Сергей Есенин и Анна Ахматова», «Ахматова иБродский»,«Пушкин,посвященныхНабоков,проблемеАхматова:творческогометаморфизмвзаимодействиярусскоголирическогопоэтов-современников.романа»,Вопросонеисчерпаемости категорий пространства и времени в лиро- эпических поэмах А. Ахматовойстал предметом пристального рассмотрения в работах С. В. Бурдиной, И.
Невинской, М. В.Серовой, В. А. Редькина.предлагаемогоАктуальностьподходек«Cinque»,диссертационногоисследованияанализируемой поэтической системе. Поздний«Шиповникцветет»,лиро-эпическая(терминЛ. Г. Кихней)испособныйлитературно-художественнуюсистему,лиро-эпострилогия)«ахматовский текст», характеризующийся поэтапнымзаключаетсявцелостномАхматовойрассматриваютсякак(циклыединыйприращением жанровых «валентностей»продуцироватьимманентнуюфункционирующуюисходясебеиззатекстовуюлогикиавторскогозамысла («Я зеркальным письмом пишу…»).
Предложенный Ахматовой методологическийаппарат для характеристики собственного творчества проецируется и на основополагающиепринципылитературно-критических«штудий» как эмигрантского,такиотечественногоахматоведения (последнее классифицируется на классическое, любительское и маргинальное«антиахматоведение», явившееся скорее малозначительной тенденцией, нежели масштабнымнаправлением), определяя их взаимодействие на основе «притяжения - отталкивания».В качестве смыслообразующего элемента поэтической системы Ахматовой рассматриваютсяне только категории времени и пространства, но и своеобразная поэтическая мифология, восновекоторой-«ахматовского мифа».творческоеихудожественное«преображение»индивидуальногоКомплексный подход к изучению творческого наследия Ахматовойдиктует и применение всего многообразия существующих в научном обиходе методологическихпрактик, а также интеграционных методов на стыке двух и более научных дисциплин.В диссертации учитываетсяэмигрантскогоахматоведенияпредпринимаетсяпопыткапочти не затронутый в предшествующих работах феноменкакособойцелостногообласти«наукисопоставительногообанализаАхматовой».позднегоВпервыелиро-эпосаАхматовой с важнейшим его «прототекстом» - «Божественной комедией» Данте, проводимогоранее только на примерахотдельно взятых ахматовских произведений- как правило,конкретных стихотворений или «Поэмы без героя» (А.
Найман).Объектом исследованияявляетсялиро-эпос А. Ахматовой; конкретным материаломциклы «Cinque», «Шиповник цветет», поэмы «У самого моря»,«Реквием»,«Поэмабезгероя»,рассмотренныевзеркале-«Путем всея земли»,новейшихисследованийсовременного литературоведения эмиграции и метрополии.Предмет исследования - художественный мир лиро-эпоса А. Ахматовой и поливариантный«ахматовский текст» в контексте литературоведческих и литературно-критических достиженийпоследнего десятилетия (1999-2009).Целиработызаключаются«ахматовского текста», еговнутриструктурныхсоответствии сцелостногофеноменаатакже ввыявлениивозможных«прототекстов»всовременнойкак одного из направлений новейшего литературного процесса.предполагают постановку и решение следующих задач:новаторствоееисследованиижанрово-тематической и художественно-стилевой периодизациейПоставленные целипространствакомплексномпространственно-временной организации, структуры и логикивзаимодействий,«науки об Ахматовой»1.
определитьвАхматовойворганизации художественного времени илиро-эпоса;2. рассмотреть пространственно-временнуюорганизацию«Реквиема», «Путем всея земли»,«Поэмы без героя» Ахматовой в сопоставлении с художественной образностью «Божественнойкомедии» Данте, а также выявить следы дантовской нумерологии в структуре и названиипоздних лирических циклов«Cinque» и «Шиповник цветет»;3. на материале исследования художественного времени и пространства определитьроль истатус лирической героини в лиро-эпических поэмах Ахматовой с последующим выходом накатегорию онтологических, «непространственных», философских понятий;4.
выявитьспецифику«преломления»античнойобразностивхудожественнойсистемеахматовского лиро-эпоса;5. провести классификацию многогранного «ахматовского мифа» как «кумулятивного центра»поэтической мифологии;6. реконструируя творческий «диалог» поэта и его современников - И. Анненского, Н.Гумилева, М. Цветаевой - обнаружить семантические «поля», общие «точки соприкосновения»в подходе к решению проблемы художественного времени и пространства;7.