Диссертация (Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина))

PDF-файл Диссертация (Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина)) Филология (32274): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина)) - PDF (32274) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина)". PDF-файл из архива "Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Московский государственный университетимени М. В. ЛомоносоваФилологический факультетНа правах рукописиГуань ЛиньлиТрагическое в русской литературе XX века(на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина)Специальность 10. 01. 08. – Теория литературы. Текстология.ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата филологических наукНачный руководитель:доктор филологических наук,профессор А.

Я. ЭсалнекМосква201412ОГЛАВЛЕНИЕВведение......................................................................................................... 5Глава первая. История становления понятия “трагическое” .................. 8Глава вторая. Трагические аспекты жизни в трактовке русских советскихписателей 20-х и 70-х годов XX века& 1.

Повесть Б. Лавренева «Сорок первый» в аспекте эмоциональнойнаправленности ................................................................................................ 41& 2. Трагические мотивы XX века в интерпретации В. Быкова........ 51& 3. Жанрово-модальные аспекты творчества В. Распутина «Живи ипомни»................................................................................................... 80Заключение................................................................................................... 113Библиография ...................................................................................................

11534ВВЕДЕНИЕКак следует из заглавия диссертации, задачей работы являетсярассмотрение ряда произведений русской литературы XX века в аспектетрагического. Выбор данного ракурса обусловлен как собственно научнымицелями, так и самим материалом. Общепризнанно, XX век оказалсятрагическим для людей большинства стран мира. «Две мировые войны,установление тоталитарных режимов, кризис идей прогресса, рациональности игуманизма»―таковыпричиныуказаннойтрагичности,помнениюсовременного философа Т.Ю.

Сидориной1. Известный литературовед П. Топеркак бы уточняет эту мысль: «Две страны в Европе XX века знают о трагедиибольше других ― Россия и Германия»2. Данные суждения можно дополнить идругими высказываниями.Европейская литература, в том числе русская, не могла не отразитьмногочисленные коллизии трагического характера и мироощущение той эпохи.Вкачествеисследуемогоматериалавдиссертацииизбранычетырепроизведения, созданные в разные периоды развития русской литературы ―рассказ Б.

Лавренева «Сорок первый», опубликованной в 1924 году, две повестиВ. Быкова («Сотников» и «В тумане»), отражающие обстоятельства иатмосферу начального периода Великой Отечественной Войны в западнойчасти СССР (нынешней Белоруссии), повесть В. Распутина «Живи и помни»,воспроизводящая одну из ситуаций, возникших в глубине России, в небольшомсибирском селе, но связанную с событиями Великой Отечественной Войнывесной 1945 года, уже накануне победы.Понимание и оценка этих ситуаций и их трактовка в художественныхСидорина Т. Философия кризиса.

М., 2003. С. 8.Топер П. Трагическое в искусстве XX века // Вопросы литературы. М., 2000. №. 2. http: //magazines.russ.ru125произведениях возможны лишь при опоре на теоретические принципы иположения, имеющиеся в науке и в литературе. Поэтому диссертация имееттеоретико-литературныйхарактер.Конкретнаяинтерпретацияназванныхпроизведений предваряется анализом и осмыслением понятия «трагическое»,как оно формировалась, начиная с эпохи Античности, и эволюционироваловплоть до сегодняшнего дня.Теоретической и методологической основой исследования послужилимногочисленные работы теоретического и историко-литературного характера,посвященные обсуждаемой проблематике, в числе которых исследованиязападноевропейских и русских ученых XVIII-XIX вв.

(Дидро, Лессинг, Шиллер,Гегель, Шеллинг, Белинский, Чернышевский, Шопенгауэр) и XX в. (Ницше,А.Ф.Лосев, И.М. Тронский, Ж.П. Сартр, А.А. Аникст, Г.Н.Поспелов, Ю.Б.Борев,И.Ф.Волков, Е.В.Волкова, В.Е.Хализев, В.И.Тюпа, Е.Г.Руднева, М.А.Лазарева,Т.Б.Любимова, П.Топер, Я.Е.Эльсберг, И.И.Плеханова, А.Я.Эсалнек, М.Б.Лоскутникова и др.).

В ходе конкретного анализа текстов широко привлекаютсясовременные критические сочинения, необходимые для понимания указанныхпроизведений Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина.Объектом исследования являются произведения русской литературы XXвека, имеющие трагическую направленность, т. е.

изображающие трагическихгероев и трагические ситуации в разные периоды развития русской жизни илитературы.Структура и объем диссертации. Данная работа состоит из введения,двух глав, заключения и библиографии. Общий объем машинописного текстасоставляет 134 страницы.В первой главе («История становления понятия “трагическое”»)анализируется понятие, являющееся основополагающим для данной работы,прослеживается история его становления понятия от истоков до наших дней. Входе анализа привлекаются многочисленные работы, созданные в период XVIII6XX вв., рассматриваются концепции и точки зрения названых выше ученых.Во второй главе («Трагические аспекты жизни в трактовке русскихсоветских писателей 20-х и 70 гг.

XX века») анализируются трагическиеситуации, возникавшие в разные периоды развития русской жизни иотраженные в литературе XX века. В первом параграфе («Повесть Б.Лавренева «Сорок первый» в аспекте эмоциональной направленности»)рассматривается проблема трагического в 20-годы на материале повести Б.Лавренева «Сорок первый». Во втором параграфе («Трагические мотивы XXвека в интерпретации В. Быкова») делается попытка охарактеризоватьтрагическое в произведениях В. Быкова.

Анализируются повести В. Быкова«Сотников» и «В тумане». В третьем параграфе («Жанрово-модальныеаспекты творчества В. Распутина) осмысляется специфика трагического вповести «Живи и помни».В заключении подводятся итоги исследования.Основноесодержаниедиссертационнойработыотраженовследующих публикациях:статьи в изданиях, входящих в список ВАК:1.«Сорок первый» Б.А. Лавренева в аспекте эмоциональной направленности //Вестник ЦМО МГУ.

Серия «Литературоведение». 2013. №3. С. 97-99.2.Трагические мотивы XX века в трактовке Василя Быкова // ВестникЦМОМГУ. Серия «Литературоведение». 2014. №1. С. 86-90.3.Повесть В.Г. Распутина «Живи и помни»: жанровое своеобразие, эстетическиймодус // Русская словесность. 2014. № 4.Апробация. Основные положения диссертации нашли отражение вдокладах, прочитанных на XX Международной конференции студентов,аспирантов и молодых ученых “Ломоносов”; Международной научнойконференции “XI Поспеловские читения: Герменевтика. Интерпретация в новомтысячелетии”.7ГЛАВА I.ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ “ТРАГИЧЕСКОЕ”Как писал А.Ф.

Лосев: «Трагическое ― философская и эстетическаякатегория,характеризующаянеразрешимыйобщественно-историческийконфликт, развёртывающийся в процессе свободного действия человека исопровождающийся человеческим страданием и гибелью важных для жизниценностей3».

Это значит, что понятие трагического чаще всего разрабатываетсяи используется в работах философского, эстетического, литературоведческогоплана,новозможноикультурологического,социологическогоитеологического.Его изучению посвящено огромное количество исследований, в которыхтрагическое трактуется как эстетическая категория (А.Ф.Лосев4, В.П.Шестаков5,Ю.Б.Борев6, Т.Б.Любимова7); как метафизическая категория (Р. Ингарден8), каквид пафоса, наряду с комическим, романтикой, драматизмом (Г.Н.Поспелов9,Е.Г.Руднева10,воплощающийМ.А.Лазарева11);авторскуюатакжеконцепциюкакмодусличностиихудожественности,характеризующийпроизведение как целое (В.И.Тюпа12); в некоторых случаях используется термин“трагедийность” (М.Б.Лоскутникова13).Лосев А.Ф.

Трагическое // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 691.Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927. С. 114-116, 240-243.5Шестаков В.П. Эстетические категории: Опыт систематического и исторического исследования. М., 1983. С.101-111.6Борев Ю.Б. О трагическом. М., 1961.7Любимова Т.Б. Трагическое как эстетическая категория. М., 1985.8Ингарден Р.

Исследования до эстетике. М., 1962. С. 393-402.9Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы, С. 89.10Руднева Е. Г. Пафос художественного произведения. М., 1977.11Лазарева М.А. Трагическое в литературе. М., 1983.12Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987. Разд. 2.13Лоскутникова М. Б. Проблема трагического в современном отечественном литературоведении и критике. //Литературоведение на пороге 21 века. М., 1988. С. 218.348***Первые попытки теоретического осмысления трагического связаны свозникновением жанра трагедии в Древней Греции, ибо именно трагедияявилась художественным воспроизведением тех неразрешимых для тоговремени противоречий, которые возникли в результате разложения общиннородового строя и утвержденияантагонистической социально-классовойсистемы в лице древнегреческого полиса, что «породило сложные, в том численеразрешимо противоречивые отношения грека к своей кровной семье, ксогражданам, к государству, к миру в целом»14.Специалистымногочисленныевданнойпротиворечия,областиизучилихарактерныедляитогосформулироваливремени,когдасоздавались трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида, то есть в VI-V веках донашейэры.ВпроизведенияхЭсхилаиСофокла«изображалисьпреимущественно столкновения по существенным вопросам социальной жизнии человеческого поведения: конфликт между отцовским и материнским правом,государством и родом, свободой и деспотизмом, неписаным и писаным законом,страдание во имя долга, соотношение между субъективными намерениямичеловека и объективным смыслом его поступков ― таков круг тем, охваченныхтрагедиями Эсхила и Софокла <…> Эсхил и Софокл были убеждены, что мируправляется разумными божественными силами.

Божества принимали явноеили скрытое участие в ходе драмы»15.Непреодолимостьтрагическихситуацийхудожникиосмыслялимифологически ― как нечто предопределенное сверхъестественными силами,роком. «В целом, ― пишет А.Боннар, ― трагедия утверждает величиеповерженного человека и всемогущество богов.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее