Диссертация (Русские поэтические школы XVII века (жанровые формы и топика))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Русские поэтические школы XVII века (жанровые формы и топика)". PDF-файл из архива "Русские поэтические школы XVII века (жанровые формы и топика)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Московский государственный университет имени М.В. ЛомоносоваНа правах рукописиКузнецова Ольга АлександровнаРусские поэтические школы XVII века(жанровые формы и топика)Специальность 10.01.01 — русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессор Пауткин А. А.Москва 2015СОДЕРЖАНИЕСОДЕРЖАНИЕ...............................................................................................................2ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................4ГЛАВА I ИСТОРИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ПОЭЗИИXVII ВЕКА..................................................................................................................13ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДАСТИХОТВОРЦЕВ XVII В............................................................................................27§ 2.
1. Рождение поэтической культуры..........................................................27§ 2. 1. 1. Отделение стиха от прозы.....................................................................27§ 2. 1. 2. Самосознание стихотворца...................................................................29§ 2. 2. Поэтическая картина мира в творчестве авторов приказной школы 32§ 2.
2. 1. Категория мудрости и остроумия.........................................................33§ 2. 2. 2. Источники формульности.....................................................................34§ 2. 2. 3. Эстетическая составляющая..................................................................39§ 2. 2.
4. Образ приказного автора (к проблеме «оригинальности»)................40§ 2. 2. 5. Синтетичность (компиляция как форма бытования текстов)............53§ 2. 3. Жанровые и стилистические особенности поэтического творчестваНовоиерусалимской школы......................................................................................62§ 2. 3. 1. Включенность в символическое прошлое...........................................65§ 2. 3. 2.
Подвижность и эмоциональность.........................................................67§ 2. 3. 3. Повествовательность..............................................................................69§ 2. 3. 4. Отказ от формулы...................................................................................72§ 2. 3. 5. Контрастная образность.........................................................................74§ 2. 4. Культурные координаты старообрядческой поэзии...........................812§ 2.
4. 1. Ранний период........................................................................................81§ 2. 4. 2. Выговская (Выголексинская) школа....................................................84ГЛАВА III ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ КНИЖНОЙ ПОЭЗИИ XVII В..................96§ 3. 1. Текстообразующая формула в классических жанрах.........................97§ 3. 1.
1. Стихотворное послание.........................................................................97§ 3. 1. 2. Стихотворное предисловие.................................................................104§ 3. 1. 3 Стихотворная эпитафия........................................................................108§ 3. 2. Нестабильные жанровые структуры..................................................111§ 3. 2. 1.
Азбучные стихи....................................................................................111§ 3. 2. 2. Крестообразные стихотворения..........................................................116§ 3. 2. 3. Истоки притчи......................................................................................120§ 3. 2. 4. Вирши о смерти....................................................................................130ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................148ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................153ЛИТЕРАТУРА.....................................................................................................1763ВВЕДЕНИЕСтановление книжной поэзии на Руси происходит в XVII веке.
Именно в этовремяпоявляютсямонастырскиекультурныеобщины),дляцентры(МосковскийпредставителейкоторыхПечатныйсочинениедвор,стиховстановится родом полезного досуга и формой общения внутри своего круга,показателем принадлежности к интеллектуальной элите. А. М. Панченко такжесвязывает распространение стихотворства с западными влияниями и уходомфольклора из городов [Панченко 2008, с. 338].
Культура ранней книжной поэзии,действительно, противопоставляла себя народному творчеству, несмотря набезусловную генетическую связь с ним. Понимание стихотворцами того, что унихврукахноваялитературнаяформа,нуждающаясявзащитеисамообосновании, выраженное как в самих виршах, так и в полемическихвысказываниях на эту тему, дает возможность говорить о поэзии XVII века как озаметном культурном явлении, распространенном повсеместно, не точечно, инуждающемся в системном изучении. По замечанию В. К. Былинина, «Виршевоестихотворство первой половины XVII в. – фактически первая продуктивнаялитературно-поэтическая система Древней Руси» [Былинин 1985, с. 190].Понятие ранней русской поэзии может включать в себя самый обширныйкруг текстов, систематизация и характеристика которых — предмет не однойнаучной работы. Известны примеры стихотворений и XVI в., и более раннихвремен, однако эти одиночные поэтические всплески не дают началастихотворнойтрадиции,поэтомуврамкахсистемыпоэтическихшколрассмотрены быть не могут.
Симеон Полоцкий и его литературные последователизакладывают фундамент русской придворной поэзии, уходящей в XVIII век.Творчество этой поэтической школы на данный момент изучается довольнообстоятельно, поэтому в настоящей работе характеристике этого литературногонаправленияуделеноменьшеевнимание,хотядлясопоставленийпри4рассмотрении истории развития сюжетов и жанров этот материал не менее важен.В центре внимания, помимо школы Симеона Полоцкого, творчество приказныхстихотворцев, их предшественников и последователей.
Приказная школа этонаиболее раннее поэтическое объединение с «корпоративным» самосознанием. Внауке существует несколько точек зрения по поводу границ этого историколитературного явления, они будут рассмотрены в главе 1. Стихотворное наследиеВыголексинского общежительства вопреки тому, что хронологически этитексты относятся к XVIII в., также нельзя обойти вниманием, поскольку ипоэтический язык, и система жанровых форм наследуются авторами этой школыиз средневековой Руси, что вполне закономерно для старообрядческой среды.Четвертая поэтическая школа, о которой пойдет речь, — Новоиерусалимскаяили Никоновская.
Несмотря на то, что дошедшее до нас творчество монаховНового Иерусалима по большей части песенное (исключая эпиграфику), ихстихотворные тексты созданы в согласии с тенденциями литературной эпохи и,кроме того, содержат немало информации, ориентированной на визуальноевосприятие.Итак, объектом исследования в данной работе является стихотворноетворчество авторов в рамках литературных школ XVII века. Выбор материалаограничен именно этими двумя факторами: влиянием творчества автора насоздание или развитие поэтической школы и стихотворной формой сочинения.Вопрос о принадлежности ряда текстов не собственно к поэзии, но к лироэпическомуродулитературы(кпримеру,стихотворныхпереложенияпрозаических источников) решается в соответствии с традициями изучениядревнерусской словесности.
На материале виршей XVII в. и на материале болееранней литературы можно говорить как о наличии элементов лирическогоосмысления действительности, так и об эпической составляющей ряда текстов.Поэтому рассматривается стихотворное наследие литературных школ в целом.В данной работе используется ряд основополагающих терминов, которыетребуют пояснения.
Прежде всего, понятия «стихи», «поэзия», «стихотворные»5или «поэтические» сочинения / произведения / тексты, а также «вирши» (безпренебрежительного оттенка, поскольку это самоназвание) используются вкачестве синонимов. Сами авторы XVII века, помимо «вирши», используют такжетермины «гранесы», «двоестричие», «краегласие» и «краегранесие» (если речьидет об акростихе), «рифмы» (чаще у выголексинских стихотворцев).В XVII веке еще трудно говорить о системе лирических жанров: принеоднозначности подходов у представителей разных поэтических школ, приогромном количестве различных ситуаций стихотворного общения и в условияхотсутствия общих нормативных поэтик.
Понятие «жанровая форма» применяетсяв связи с неустойчивостью системы поэтических жанров, поскольку те или иныечерты жанра проникают в содержательно и функционально различные тексты.Так, бόльшая часть стихотворных произведений крупной формы (не краткихнадписей, вроде посланий, эпитафий и стихотворных вставок) содержит в себепанегирическую составляющую. Поэтому считается, что вирши второй половиныXVII века, посвященные прославлению здравствующих царских особ или плачупо ним, умершим, заложили фундамент для жанра оды [Богданов 2012, с. 4].Между тем, практика выделения стихотворных жанров на материале виршейXVII века существует не одно десятилетие [Панченко 1972, с. 236; Шептаев 1965,с 5]. При наличии ряда признаков можно говорить о жанре послания,предисловия, подписи к портрету или эпитафии, хотя даже эти тексты весьманеоднородны и распадаются на группы исходя из задачи автора и его стиляизложения.Как правило, отдельные исследователи выделяют круг жанров, характерныхдля изучаемой поэтической школы — получается, что каждому книжному центруоказывается присуща своя жанровая система, словно бы отделенная от основноголитературного контекста эпохи.Применительно к «светской» (не обслуживающей церковный обиход)древнерусской литературе принято говорить о жанре, в первую очередь, в связисо сферой бытового обслуживания текста, а также в связи с самоназванием,6указанием на жанр в заглавии произведения: «Формирование новых жанров вДревней Руси, особенно в первые века ее существования, было в основномподчинено практическим, деловым потребностям» [Лихачев 1986, с.
65].Внелитературные факторы являются весомыми и при формировании поэтическихжанров. Однако примечательно, что интерес к одним и тем же темам и образам уразныхпоэтов,представителейразличныхпоэтическихшкол,можетспособствовать образованию особых жанровых форм, динамично образующихсяи распадающихся в рамках эпохи, именно поэтому границы жанра на материалеранней книжной поэзии бывает трудно определить. Особое внимание такимнестабильным образованиям будет уделено в главе 3.