Диссертация (Русские поэтические школы XVII века (жанровые формы и топика)), страница 6

PDF-файл Диссертация (Русские поэтические школы XVII века (жанровые формы и топика)), страница 6 Филология (31953): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Русские поэтические школы XVII века (жанровые формы и топика)) - PDF, страница 6 (31953) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Русские поэтические школы XVII века (жанровые формы и топика)". PDF-файл из архива "Русские поэтические школы XVII века (жанровые формы и топика)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

133]И тако же некто премудр пишет,яко некоторым драгим бисером нижет [там же, с. 167].§ 2. 1. 2. Самосознание стихотворцаДля поэтических школ, в которых существовала традиция музыкальногобытования виршей, ожидаемым является зачин «воспоем». В начале такихпесенных текстов есть свидетельства об их боговдохновенности: авторыобращаются к Богу и святым с просьбой помочь правильно прославить ивоспеть:Излий уст реками воды Боготочны,Правлении руками чаши виноточны,Медвяноязычны даждь соты пресладкиИ Слову приличны твори пути гладки [Никон 2004, с. 842].Знаменательно, что иногда процесс складывания очередного псалмасравнивается с путешествием по морю (этот известный топос можносравнить с припиской Лаврентия к Повести временных лет):Управи, Царю, к нему словес океяном,Матфеем и Лукою, Марком, Иоанном,Евангелием Твоим живых вод струями,Иже источил еси своими устнами [там же, с.

840].29Топика Новоиерусалимской школы песнетворчества, примеры из которойприведены, использует традиционное понимание Евангелий (евангелистов)как четырех рек.Высказывания стихотворцев о своем труде в составе книжных,непесенных виршей не столь часты. По наблюдениям Матхаузеровой[Матхаузерова 1976, с.

195-199], авторы и переводчики этого временииспользовалидляхарактеристикикнижноготрудадваглаголаспротивоположным значением, «слагати» и «ткати». Понятия «плетения» и«складывания», по аналогии с Максимом Греком, наиболее характерны длясаморефлексии по поводу виршей ранних стихотворцев. Однако в понятия«заплетенности», «перевитости» в то время часто вкладывалось значениелукавого умысла, из-за чего виршеписцы чаще использовали «сложенно» какнейтральнуюхарактеристику,констатациюстихотворнойприродысочинения, а «плетение» в самоуничижительном контексте. Так, для одногоиз авторов приказной школы характерна самоирония:и не требе наше грубое и неполезное плетение,и да не въменится аки паучное прядение [Виршевая поэзия 1989, с. 121].Сравнение текста с паутиной выставляет автора в невыгодном свете.Можно сопоставить вышеприведенную цитату с обыгрыванием слова«паучина» (пустая болтовня) Иваном Хворостининым в виршах онесправедливо осудивших его людях:Словеса их верна, аки паучина,И злоба их — злая паучина [там же, с.

103].Особенно интересны моменты, в которых авторы виршей обращаются ксистеме образов, связанных с механизмом написания. Стихотворец АнтонийПодольский, описывая предсмертное состояние человека, говорит о том, какстрах умирающего и ужас самой ситуации переходит на него, пишущего:Еще же грознее и страшнее всего того сказати,трепещет бо и трясется грешная десница написати [там же, с.

42].30Однако он сопротивляется этому страху, дабы закончить свой труд ипринести пользу читателям: страх перед смертью, как известно, всредневековом понимании должен помогать человеку помнить о душе.Выговское послание неизвестного автора к Илии Семеновичу описываетпроцесс написания виршей как долг братской любви, который «грубымислоги» пытается отдать стихотворец:Оный долг намерени тщанно воздати,сладчайшыя любве свет просияти,Перстную в чернила трость омокаем [Понырко 1974, с. 285].Процесс написания виршей включен в образный ряд панегирическихстрок этого послания.Князь Иван Хворостинин, рассказывая в «Двоестрочном согласии» освоем несчастье, о пребывании в заточении, употребил примечательноесравнение, возрожденное поэзией XX века:И въместо чернил быша мне слезы [Виршевая поэзия 1989, с. 102].Здесь же стоит привести поэтичнейший фрагмент из послания ДмитриюПожарскому Семена Шаховского.

Он выполняет композиционную функциюперехода от хвалы к просьбе, однако изобилует «писательскими» образами,также впоследствии вернувшимися в русскую поэзию:И еще без лености хощу потружатися чернилом и перомИ убогою своею мыслию и недостаточным своим умом,Понеже мысль моя разгорается во мне, аки пламень в пещи [там же, с. 81].Поэзия в XVII в. — род интеллектуального досуга, так или иначевписанный в быт конкретной среды, подчиненный ему. Панегирикивлиятельным особам от эпохи приказных стихотворцев до СимеонаПолоцкого, ученая переписка с просвещенными друзьями, молитвы длясовместного келейного исполнения – все это особая форма общения.

Именнопоэтому в жанровом отношении эпоха говорит голосом стихотворногопослания, которое само по себе весьма неоднородно и сочетает дидактизм,похвалу, просьбу и мн. др. При наличии авторской точки зрения и некоторых31лирических пассажей, риторичность этих стихотворений трудно отрицать.Как представляется, первое собственно лирическое послание должно иметьусловного, художественного адресата – таковы вирши Стефана Яворского,обращенные к книгам (Стяжателя сих книг последнее книгам целование),однако стихотворение принадлежит уже к началу XVIII в. Стихотворство жераннего периода – своеобразный пир мудрецов, ученое собрание людей, нечуждых литературной игры, хотя и со своими бытовыми потребностями,отраженными в виршах.§ 2.

2. Поэтическая картина мира в творчествеавторов приказной школыПриказные авторы привнесли в русскую поэзию XVII века то, что частоприписывается в качестве новаторства Симеону Полоцкому: пониманиечеловеческого достоинства, вписанного в историко-литературный обликавтора. Поэзия приказной школы – сложный сплав разнородных формул; изпроизведений многих эпох и самой разной идейной направленности авторывыбирают самые яркие образы и, точно драгоценными камнями, украшают,«нижут» ими свои вирши.

Эта страсть к собирательству на протяжении всейистории изучения школы приносит исследователям немало забот: зачастуюкрайне сложно ответить, имеем ли мы дело с редакцией известногоисточника или самостоятельным произведением, насыщенным цитатами изэтого источника; за недостатком материала также бывает трудно понять,стоит ли говорить в конкретном случае об авторской формуле или же об«общем месте» приказной поэзии. Желание собрать с своих виршах самоеважное, прекрасное и подходящее к случаю, а также поиграть состихотворной формой, облачив в нее бытовые фразы или философскиесентенции, обусловлено в авторах приказных виршей сознанием своейпричастности к особому кругу мудрецов. Без этого ощущения культурного32превосходства говорить о поэтических школах XVII в.

было бызатруднительно.§ 2. 2. 1. Категория мудрости и остроумияДля дьяков и подьячих, для представителей черного и белогодуховенства, служителей Московского Печатного двора, относящихся кприказнойшколе,стихотворствоявляетсярегулярнымумственнымупражнением, а навык сочинения виршей – показателем учености. Отсюдавытекают их основные приемы: эмблематические толкования имен,акростихи и иного рода шифры, параллелизм и образное уподобление(метафора, сравнение), барочный принцип остроумия, многочисленныецитаты3 и косвенные отсылки к авторитетным текстам. Описывая приказнуюшколу, А. М.

Панченко в первую очередь исходит из того, что междуавторами устанавливаются «регулярные творческие и личные контакты»[Стихотворная культура 1973, с. 39], поэтому стихотворное послание(которое может включать в себя и элементы панегирика, поучения,обличения, проповеди) наряду со стихотворным предисловием становитсяосновным жанром в рамках школы.Понимание того, что наукам можно научиться, но не мудрости, несвойственно приказным поэтам: на деле они отождествляют ученость,владение кругом авторитетных цитат, с мудростью. «Любомудрием жесвоим всех удивляеши, // И Божественное писание аки бисер собираеши. //Юза воистинну сребрена и злата на выи человеку — многое учение»[Виршевая поэзия 1989, с.

186] – пишет справщик Савватий, сравниваяначитанность, знание библейских цитат с драгоценным украшением. Наэтом фоне особый интерес вызывает регулярное использование формулы «вфилософских училищах не бывах, риторских астрономов не читах»,возводимуюкстарцуФилофеюивпоследствиишироко3В поэзии XVII в. в качестве цитат (фраз, осознаваемымх авторами стихов как вставки чужого текста)регулярно приподносится приблизительный пересказ источников, оформленный в строку в соответствии споэтическими законами текста.33распространившуюся – которая содержательно противоречит установкеприказных на демонстрацию своей образованности4, и это противоречиепрекрасно характеризует способ построения текстов приказных.

Длясравнения можно привести один из многочисленных подобных примеров,фрагмент послания Петра Самсонова с панегириком адресату:Философския ж премудрости разумом добре навык еси.Его же премудрости мнози, желающи, напаяются,Доброте же разума его преудивляются [Виршевая поэзия 1989, с. 249].Декларируемые в древнерусской литературе начала XVII века простотаи призыв к отказу от излишнего мудрования легко соотносятся с событиямиСмутного времени и религиозными потрясениями эпохи. А приказнаяпоэзия, впитавшая в себясоответствующие топосы, сопрягает их страдиционными представлениями об учености.

Таким образом, формулыприказных авторов принадлежат разным историческим моментам, а самапоэзия при содержательном противоречии отдельных строк призванаобъединить в себе мудрость поколений.Ключевым определением для характеристики премудрости и мастерствакнижника становится остроумие, которое также часто упоминается вхвалебныхвиршах.Встремленииосвоитьсразунескольковековевропейской культуры [Архангельская 1998, с. 3] позднее русскоеСредневековье порождает немало подобных текстовых противоречий.Однако это не мешает гармоничности общей образной системы, посколькуона не строится на символическом осознании того или иного предмета,гораздо важнее сумма контекстов [Пастуро 2013, с. 86-87].§ 2. 2. 2.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5232
Авторов
на СтудИзбе
424
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее