Диссертация (Религиозная проблематика творчества Ивлина Во), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религиозная проблематика творчества Ивлина Во". PDF-файл из архива "Религиозная проблематика творчества Ивлина Во", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Pp. 337-338. D’Arcy SJ, Fr Martin. The Religion of Evelyn Waugh // Evelyn Waugh and His World / Ed. byAlan Pryce-Jones. – L.: Little, Brown, 1973. P. 64. 8533 старейшей церкви Христовой, прямо наследовала традицию первых апостолов.О серьезности решения можно судить по готовности Во принять любые личныепоследствия: он был уверен, что церковь не признает его развод и он большеникогда не сможет вступить в брак; веру он предпочел личному счастью.Итак, к католической вере писателя привлекла чисто интеллектуальнаяубежденность в ее истинности, в том, что именно в ней находится ответ испасение. Его ранний опыт с англиканской церковью отвратил его отангликанства; многие из его знакомых к этому моменту стали католиками,католицизм входил в моду, так что первичной была его внутренняя потребностьв вере, а то, что его выбор пал на католичество, представляется нам вторичным.Вера стала для Во спасением от собственной мизантропии.
Он добровольнонадел на себя сдерживающие тиски дисциплины и строгости католицизма,которые, однако, часто не способны были сдержать его взрывной характер, ноблагодаря им у писателя получалось направлять бушующую внутри него силуразрушительного негодования в продуктивное русло творчества. Такова, снашей точки зрения, психологическая подоплека обращения Во.В статье, написанной сразу после принятия католичества, Во приводитрациональные,историко-философскиеаргументывпользупринятиякатолицизма: «Мне кажется, что на настоящем этапе истории Европы главныйвопрос стоит не о выборе между католицизмом и протестантизмом, но междухристианством и хаосом. Эта ситуация очень похожа на ту, что существовала враннем Средневековье. […] Сегодня мы повсеместно наблюдаем тенденцию котрицанию всего, за что всегда выступала Западная цивилизация. […]искусство и нравственное устройство Европы сами по себе не выживут.
Онипорождены христианством и без него не имеют значения, не могут требоватьверности себе. Уже невозможно, как во времена Гиббона, принимать благацивилизации и в то же время отвергать сверхъестественное основание, накотором она стоит. Христианство сейчас нуждается в боевой силе больше, чем34 за долгие века»86. Идея о церкви-воительнице, о ее миссии спасенияцивилизации от наступающего со всех сторон хаоса также представляется визвестной степени созвучной агрессивному складу характера Во.Джон У. Мэйхон проводит параллель между сухостью в описанииключевого момента собственной духовной жизни и тем, как Во будетописывать переход своих персонажей к вере87. В его художественных текстахэто событие будет изображаться столь же скупо, без психологизма; зато оченьподробно будет обрисовываться социально-исторический фон для каждогоиндивидуального обращения.
И позже, в эссе 1949 г., Во будет утверждать, чточистая логика подсказала ему, что «никак не может быть, чтобы расколы иереси были хоть в чем-то правы, а церковь заблуждалась. Возможно, всеодинаково заблуждались; возможно, что само откровение христианства былонедоразумением или жульничеством. Но если это откровение было правдой, токатолическая церковь была сообществом, основанным самим Иисусом, а всеостальные церкви были хороши лишь настолько, насколько сумели спастиобломки истинной веры после великого раскола88 и Реформации. Мне это былонастолько очевидно, что спорить было не о чем»89.Во время периода наставления Во писал Мартину Дарси: «Как я говорилпри нашей первой встрече, я понимаю, что Римская католическая церковь – этоединственная истинная форма христианства.
И что христианство – это главныйформирующий элемент западной культуры. […] Но проблема заключается втом, что я не чувствую себя христианином в полном смысле этого слова.Вопрос, как я его вижу, состоит в том, должен ли я ждать до тех пор, пока яиспытаю это чувство, – что, я полагаю, является даром от Бога вне зависимостиот всяких наставлений, или я могу стать католиком в таком незавершенном 86Waugh Evelyn.
Converted to Rome // The Essays, Articles and Reviews of Evelyn Waugh. Pp.103-105. 87 Mahon W. J. “A Later Development”: Evelyn Waugh and Conversion // “A Handful ofMischief”: New Essays on Evelyn Waugh. P. 62-73.88 Имеется в виду раскол христианства 1054 г. на западное католическое и восточноеправославное.89 “Waugh Evelyn. Come Inside // The Essays, Articles, and Reviews of Evelyn Waugh. P. 378.35 состоянии, с тем, чтобы получать благо от участия в таинствах и со временемобрести веру?»90.Несмотря на звучащие здесь сомнения и отсутствие религиозных чувств,Ивлин Во принял таинство, и с тех пор его вера стала не только неотъемлемойчастью, но часто направляющей силой его творчества.Джозеф Пирс описывает, как через три дня после известия об обращенииВо та же «Дейли экспресс» опубликовала статью иезуита отца Вудлока подназванием «Поворот Британии к Риму?» и развернувшуюся затем дискуссию91.Случай Во был воспринят как показатель нарастающей притягательностикатолицизма для англичан, и в самом деле, к середине тридцатых годов числоежегодно принимающих католичество англичан достигло 12 тысяч.
Как Воощущал себя среди новых единоверцев в первое десятилетие после обращения?Во в католической полемике 1930-х гг.Неожиданное обращение бунтующего сатирика к самой догматичной извсех христианских конфессий вызвало в обществе известное недоверие ксерьезности его решения. Тем более, что уже сложившийся образ Ивлина Во,скандального писателя и журналиста, поднимающего в своих статьях самыеспорные темы, а также его произведения, полные черного юмора, неисчезнувшегоипослеегообращения,вызывалинегодованиесредиединоверцев.Обращение Во не было уникальным случаем среди английских писателейтой эпохи.
Помимо перечисленных выше оксфордских друзей Во, в 20-ых годахперешел из епископальной церкви в англокатолическую Т.С. Элиот92; список 90Цит. по: Philips, Gene D. Evelyn Waugh’s Officers, Gentlemen, and Rogues. – Chicago: NelsonHall, 1975. P. 54. 91 Pearce Joseph. Evelyn Waugh: from Ultramodern to Ultramontane // Lay Witness. 2001. N 5(May). То же, [электронный ресурс]http://www.catholiceducation.org/en/culture/literature/evelyn-waugh-ultramodern-toultramontane.html92О религиозности Т.С.Элиота см.: Ушакова О.М. Т. С. Элиот и европейская культурнаятрадиция.
– Тюмень: изд-во. Тюм. Гос. ун-та, 2005; Толмачев В.М. Т.С. Элиот // Вестник36 католиков вскоре пополнили Малькольм Маггеридж, Эдит Ситуэлл, РойКэмпбелл, Дж.Р. Толкиен. Многих других обратившихся в католичествописателей по обе стороны Атлантики перечисляет монография католическогопрофессора Джозефа Пирса93.Причину такого массового обращения к какой-либо из христианскихконфессий можно усмотреть в особенностях межвоенных лет как периодатревоги и нестабильности в английском обществе. На литературной аренеАнглиипоявилисьмолодыеписатели,мировоззрениекоторыхбылосформировано событиями Первой мировой войны, предчувствием началаВторой мировой войны и высоким накалом общественно-политической борьбывнутри самой Англии.
Неуверенность в завтрашнем дне, разрушениепривычного порядка вещей, чудовищные события в жизни Европы и нависшаяугроза следующей катастрофы, духовная растерянность и утрата привычныхориентиров – все это определяет поколение 30-ых годов94. Для многих выходомиз положения стало активное участие в политике, которая захватила умыанглийскойОксфордамолодежи.иПоддержкаКембриджабрататьсясоциализма,спопыткапролетариатомвыпускниковбылапервым,«прогрессивным» ответом на вопрос о будущем страны.
Альтернативой сталосознательное и решительное обращение в католичество, которое давало четкуюи проверенную временем систему координат среди хаоса окружающейдействительности. Именно в нем нашел опору Ивлин Во, для которого с техпор политика, история и все современные ему течения были вписаны вкатолическую картину мира.Сразу после принятия в церковь Ивлин Во узнает о предстоящейкоронации Рас Тафари, императора Абиссинии, и отправляется освещать этособытие в качестве корреспондента газеты «Таймс». Впечатления, полученные Православного Свято-Тихоновского государственного университета.