Диссертация (Природно-ландшафтный код культуры (на материале русского и турецкого языков)), страница 10

PDF-файл Диссертация (Природно-ландшафтный код культуры (на материале русского и турецкого языков)), страница 10 Филология (31794): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Природно-ландшафтный код культуры (на материале русского и турецкого языков)) - PDF, страница 10 (31794) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Природно-ландшафтный код культуры (на материале русского и турецкого языков)". PDF-файл из архива "Природно-ландшафтный код культуры (на материале русского и турецкого языков)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Такого рода символы можно было бы такженазывать потенциальными значениями слов» [Черданцева 1988: 90].Идея об особой, символической мотивированности внутреннейформы отдельных фразеологизмов (кровь заговорила, камень с души упал,протянуть руку (помощи)) и др. нашла свое воплощение в чертежесловарной статьи машинного типа, который разрабатывался В.Н. Телия,М.Л.

Ковшовой,Е.А. РысевойиИ.Н. Черкасовой[Макет словарной статьи, 1991].  Анализируя символическое значение слово ‘рука’ в составефразеологизмов (обручится, обручальное кольцо, искать руки, добиватьсяруки, предлагать руку и сердце и др.), А.Р. Попова отмечает, что рука какчасть тела и как слово «является символом согласия на брак»[Попова 2002: 162].

Кроме того, цветовое символическое значение яркопроявляет себя в обрядах, религиозных ритуалах, мифах и др. К примеру,«врусскомязыкесуществуютидиомы,вкоторыхбелыйцветсимволизирует власть, высокое положение. Белую одежду носили великиекнязья в Древней Руси. Белыми людьми назывались в феодальной Россиикрестьяне, освобожденные от повинности, т.е. свободные земледельцы<...>. О человеке аристократического происхождения говорили «белаякость»; «В некоторых идиомах у белого проявляется символьное значениекрасоты.

Белые руки, белое лицо, белое тело, исходя из древнерусской55    эстетики, являлись непременным признаком человеческой красоты»[Чубина 2002: 154].Опираясь на идею Черданцевой, П.П. Ветров развивает концепцию,согласно которой фразеологический связанный символ в рамках одногофразеологизмалибосериифразеологизмовявляетсясредствомфиксированной апелляции к определенному смыслу или несколькимопределенным смыслам: «Символ языковой культуры, нашедший своеотражение во фразеологизме, характеризуется тем, что, во-первых, онничего не означает напрямую, а только отсылает нас к определеннойобласти значимого смысла “вещей”, т.е.

допустимо говорить обопосредованном или косвенном указании на определенный смысл. Вовторых, символ всегда поддается интерпретации <...> В-третьих, в случае,если одному и тому же фразеологическому символу культурная традицияодновременно приписала несколько характерных смыслов, то эти смыслыбудут выводиться имплицитно исходя их общего контекста высказывания»[Ветров 2007: 84-85].

Итак, в данном подходе речь идет о словахкомпонентах, входящих в состав фразеологизма; они наделяются тем илииным культуроносным значением, получают новое символьное прочтениево фразеологических единицах.Исследования символической семантики фразеологизмов находятсяв процессе обретения своего «лица» в русле лингвокультурологии. ПоВ.Н. Телия, одним из важных источников культурно-национальнойинтерпретации фразеологизмов являются слова-символы или слова исловосочетания,получающиесимвольноепрочтение.Онавидитнеобходимость в разграничении функции реалии и символическойфункции языкового знака, отмечает, что «в отличие от собственносимволов <...> роль языкового символа заключена в смене значенияязыковой сущности на функцию символическую. Словозначение в этом56    случае награждается смыслом, указывающим не на собственный референтслова, а ассоциативно “замещает” некоторую идею» [Телия 1996: 243].Присоединяясь к данному подходу, Д.Б.

Гудков и М.Л. Ковшова приводятяркий пример: «В одном случае сам объект, на который указывает слово,оказывается наделен символической функцией, в другом случае этуфункцию выполняет само слово, а не та реалия, на которую оно указывает.Например, “кровь” наделяется сакрально-магической функцией, что яркоотражаетсявзначенииимени“кровь”,котороеподревнейшимархетипическим представлениям является носителем жизненной силы иэнергии (напр.: смывать/смыть кровью, в крови; проливать/пролить кровьи др.).

Применительно к таким случаям – “нос” как часть тела вовсе несвязанссимволикой«пограничногостолба»междувнутреннимпространством человека и внешним для него пространством, не являетсясам по себе знаком пространственной близости. Особым значениемобладает имя “нос”, а отнюдь не его референт (см. напр.: под носом, из-подноса, нос(-ом) к носу) [Гудков, Ковшова 2007: 55–56].По мнению В. В.

Красных, символ может рассматриваться как некийоязыковленный культурный квазипредмет: «феномен (А) замещаетсяфеноменом (Б), более простым по форме и природе, принадлежащим мируДействительное и воспринимаемым по одному из пяти каналов; при этомсохраняется совокупность всех смыслов, оценок и коннотаций (А) свозможным добавлением некоторых смыслов и коннотаций (Б), которое неведет к принципиальному изменению местоположения (А) в культуре, чтопозволяет(Б)осознаватьсяифункционироватькак(А)»[Красных 2007: 87].Символы, эталоны, мифологемы и др.

единицы симболариякультуры, как пишет В.Н. Телия, являются «совокупностью знаков,означающими которых служат (или изначально служили) таксоны того или57    иного ее кода, а означаемые обладают “культурной семантикой”»[Телия 1999: 23]. Связывая понятие “символ” с понятием “код культуры”,Черкасова говорит о символьном коде во фразеологии: «описаниекомпонентов с символьным прочтением происходит на более глубокомуровне семантического анализа, поскольку манифестируемый ими смысл –это как бы семантика в семантике, символьный код внутри языковогокода» [Черкасова 1991: 96].В.Н. Телия, рассматривая проблему шире, отмечает, что необходимо«выявить все способы проявления культурно маркированных сигналов всоставе фразеологических знаков и установить их соотношение с тем илииным кодом культуры и его языком» [Телия 1999: 17].Соглашаясь с мнением Р.

Барта, обращающего внимание на особыезнаки, которые принадлежат сразу двум семиологичесим системам [Барт1989: 78], Д.Б. Гудков и М.Л. Ковшова проводят мысль о естественномязыке и о коде культуры как о разных семиотических системах [Гудков2004; также: Гудков, Ковшова 2007]. Так, ученые акцентируют вниманиенатом,чтокомпонентыфразеологическихединицвходеихинтерпретации в кодах культуры выступают как символы, которыенаделяются культурной семантикой.Те или иные единицы, принадлежащие коду культуры, отдаляясь,согласно концепции Д.Б.

Гудкова и М.Л. Ковшовой, от своего обыденногозначения, обладают символическим значением как знаки вторичнойсемиотической системы. Рассмотрим следующий пример, приводимый вработе Д.Б. Гудкова и М.Л. Ковшовой: «Хлеб – продукт питания,изделение из муки и т.д.

Но хлеб обладает и особым сакральным статусом,связан с мифологическими представлениями и обусловленными имиобрядовыми действиями (запрет на выбрасывание хлеба, хлеб как символдостатка, встреча хлебом и солью и т.д.)» [Гудков, Ковшова 2007: 69]. Еще58    К. Леви-Строс указывал: «В сказке король никогда не бывает простокоролем, а пастушка пастушкой. <...> Разумеется, мифемы – это тожеслова, но это слова с двойным значением, слова слов» [Леви-Строс 1983:428].Символическое значение слова национально маркированно. Чтобыубедиться в этом, рассмотрим следующий пример.

Мир животных активнопредставлен в русской и турецкой мифологии. Например, волк означаетдля русских «жестокий, голодный, одиночка». Турки считают, что волк14 –священное животное, так как турки возводят свой род к волкам. Именнопоэтому волк вызывает у турок исключительно позитивные ассоциации:сильный, ласковый, храбрый и доброжелательный и т.д. Обыденноезначение слова волк – общее для русского и турецкого языков, аупотребление лексемы волк в символическом значении в русском итурецком культурном пространстве, очевидно, не совпадает. Кстатиговоря,изображениенационалистическойактуализируетсяволкаиспользуетсяполитическойименнонапартиисимволическоеэмблеме«MHP15»,значениетурецкойиздесьлексемы:предоктюркской нации, символ тюркского национализма и данной партии.Трудно представить себе какую-либо российскую партию, претендующуюна успех, на знамени которой будет изображен волк. Слово волкприобретаетвдвухязыках,помимообщеязыковогозначения,символические значения, различия которых обусловлены различиемнационального мировидения и менталитета.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее