Диссертация (Онирический мотив - структура и особенности функционирования (Огненный Ангел В.Я. Брюсова))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Онирический мотив - структура и особенности функционирования (Огненный Ангел В.Я. Брюсова)". PDF-файл из архива "Онирический мотив - структура и особенности функционирования (Огненный Ангел В.Я. Брюсова)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Московский государственный университет имени М.В. ЛомоносоваНа правах рукописиПанкратова Мария НиколаевнаОнирический мотив: структура и особенности функционирования.("Огненный Ангел" В.Я. Брюсова).Специальность 10.01.08. – Теория литературы. Текстология.Диссертация на соискание ученой степени кандидатафилологических наукНаучный руководитель:д.ф.н., проф.
О.А. КлингМосква 2015СодержаниеВведение…………………………………………………………………………3Глава I. Категория мотива и традиции её осмысления…………………...10Глава II. Онирический мотив………………………………………………...36Глава III. Онирические мотивы в романе В.Я.Брюсова «Огненныйангел»…………………………………………………………………………….80§1.Онирические мотивы и проблема жанра……………………………………80§2. Онейросфера и языковой уровень романа…………………………….......99§3.
Структура онирического мотива и её функции…………………………..119Заключение……………………………………………………………………138Списоклитературы…………………………………………………………………….1432Введение.Предметом исследования в нашей диссертационной работе являетсяструктура онирического мотива, ее постоянные и переменные элементы,реализация этой структуры в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел».Особое внимание уделяется функционированию онирического мотива влитературепостмодернизма,взаимодействиютематическихблоковсновидение и потусторонний мир, сновидение и игра.Предметом рассмотрения диссертационной работы является романВ.Я.Брюсова «Огненный ангел», произведения В.О.Пелевина, В.Г.Сорокина,В.В.Ерофеева,Ф.М.ДостоевскогоиСашиСоколова.ВыборроманаВ.Я.Брюсова «Огненный ангел» в качестве основного предмета рассмотрениясвязансосложностьюонейросферыэтоготекста.Намереннонеопределенный статус пограничных состояний создает основные конфликтысюжета.
Столкновение нескольких онирических традиций и наложениеинтерпретаций, привязанных к этим традициям, настолько усложняетпонимание романа, что до настоящего времени нет единого представления опроисходящем на уровне сюжета.Актуальностьизучениятемыобусловлена,во-первых,необходимостью теоретического осмысления литературной онейросферы,которая приобретает все большую значимость в современной литературе; вовторых, необходимостью изучения развития онирического мотива всимволистскойпрозе,таккакистокипроцессов,происходящихвсовременной литературе, кроются в литературе модерна; в-третьих,относительной неисследованностью брюсовского онирического мотива.Целью данной работы является описание структуры онирическогомотива в романе В.Я.Брюсова «Огненный ангел» и выявление особенностейего функционирования.3Из этой цели вытекает следующий комплекс исследовательских задач:1.
Уточнить теоретическое понятие мотива, исходя из последнихисследований в области мотивики.2. Проанализировать темо-мотивную структуру онейросферы.3. Выделитьонирическиймотивитеоретическиобобщитьинформацию о нем.4. Описать основные характеристики онирического мотива.5. Составитьисториографическийочеркизученияонейросферыромана Брюсова «Огненного ангела».6.
Проследить взаимосвязь «подводного течения» романа – сравненийи метафор с онирическими мотивами.7. Описать формирование онирического мотива.8. Определить границы онейросферы в романе.9. Описать структуру реализации онирического мотива в романеБрюсова «Огненный ангел».10. Описать функции онирического мотива в романе Брюсова«Огненный ангел».Актуальность изучения темы и научная новизна обусловлены, вопервых,необходимостьютеоретическогоосмыслениялитературнойонейросферы, которая приобретает все большую значимость в современнойлитературе; во-вторых, необходимостью изучения развития онирическогомотива в символистской прозе, так как истоки процессов, происходящих всовременной литературе, кроются в литературе модерна; в-третьих,относительной неисследованностью онирического мотива у Брюсова.4Теоретическойпослужилииметодологическоймногочисленныеработыосновойтеоретическогоисследованияиисторико-литературного характера, в числе которых исследования О.И.Акатовой,Б.М.Гаспарова,С.П.Ильева,Е.М.Мелетинского,А.Е.Камышовой,О.Ю.Славиной,М.Ю.Лотмана,Ю.В.Шатина,А.Дандеса,В.В.Савельевой, Н.А.Нагорной, И.В.Силантьева и других.
Помимо работназванных авторов, широко привлекаются современные литературоведческиеи критические сочинения, способствующие пониманию романа Брюсова«Огненный ангел».Использовалисьследующиеметоды:сравнительно-исторический,герменевтический, контекстный анализ, критика источников, структурный итекстологический анализ, компаративный анализ.Практическая ценность исследования. Полученные в ходе работырезультаты могут быть использованы при исследовании категории мотива,литературной онейросферы, поэтики романа Брюсова «Огненный ангел»; причтении курсов по теории литературы, истории отечественной литературы,теоретической и исторической поэтике. Самостоятельное значение имеетсписок литературы, посвященной как творчеству Брюсова, так и вопросамонейросферы в целом.На защиту выносятся следующие положения:1.Онирический мотив не равен сновидческому.
Собственно вонирический мотив входят несколько мотивов, относящихся кпроникновению в другие реальности (мотивы сна, видения, бреда,галлюцинации, вдохновения, опьянения, иллюзии, медиумическогосостояния и т.д.). Эти мотивы имеют общий хронотоп, и иногда междуними трудно провести границу. Тексты зачастую могутстроитьсяавторами по принципу намеренного неразличения сновидений и другихпограничных состояний сознания.52.Онейросфератематическимивзаимодействуетсоследующимиблоками и формируется под их влиянием:потусторонний мир, театр/кино (игровая модель), карнавал, утопияи антиутопия, состояния«как бы во сне», язык и литература(постмодернистский логоцентризм).3.Структура онирического мотива состоит из следующихэлементов: актант «Сновидец» и предикат «Посещение иного мира».Также обязательными актантами, которые могут как прямо, так икосвенноприсутствовать,«Сновидец»,обязательнымактант1),актантомявляются«Наблюдатель»«Режиссер»является(актантактант2).(онжеПоследним«Информация».Естьдобавочные актанты, такие, например, как актант «Информатор».4.Литературноесновидение–этонепростодругаяреальность относительно яви, это – модель для построения всякойдругой реальности в художественном тексте.5.Онирический мотив в романе Брюсова «Огненный ангел»состоит из предиката («Пребывание в другой реальности»); топоса,обладающегопризнаками«безмолвия»,«шума»,«выгороженности»,«холода»/«жара,«бесформенности»,духоты»);хроноса(преимущественно ночь); актантов, атрибутами которых являются«статуарность»/«неестественнаягибкость»,«омертвение»/«оживление», «опьянение», «страх».
Такие характеристики, как«безмолвие»,«шум»,«холод»/«жар,духота»относятсяконирическому топосу, но одновременно являются признаками ещеодного актанта, собственно организующего этот топос.6.Исходя из анализа языкового уровня романа, мы можемутверждать, что сверхъестественное является частью художественнойсистемы произведения «Огненный ангел». Это сверхъестественноеописывается как темная сила, обладающая злой волей.7.Онирический мотив в романе Брюсова «Огненный ангел»6создает сюжет и служит инструментом кодирования, сегментирующимчитательскую аудиторию.8.Выявив особенности функционирования онирическогомотива в тексте, мы получаем данные, которые позволяют нам уточнитьжанровую принадлежность произведения и отнести «Огненныйангел» к жанру символистского романа.
Вопрос жанра «Огненногоангела» до сих пор оставался дискуссионным, так как в данный моментесть исследования, рассматривающие его как исторический роман.Апробация диссертации. Материалы данной работы представлены вформе статей в сборниках материалов Международной конференциистудентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (2011, 2012),организованныхМосковскимМ.В.Ломоносова, а также нагосударственнымуниверситетомимениМеждународной конференции студентов,аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (2014) и на XXIX Цветаевскихнаучных чтениях (2015) в Тарусе, организованных Тарусским музеем семьиЦветаевых.Структура диссертации. Работа включает в себя введение, три главы,заключение и список литературы.Во введении определены актуальность выбора темы, цель иисследовательские задачи, практическая ценность работы, теоретические иметодологические основы исследования, выделены основные положениядиссертации, описана структура исследования, содержится информация обапробации диссертации.Первая глава - «Категория мотива и традиции её осмысления» посвящена основному теоретическому понятию нашей работы – категориимотива.