Диссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина), страница 51
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина". PDF-файл из архива "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 51 страницы из PDF
Автореминисценцией характеризуются «Девятнадцатыйвек» (1901), «К вам душа так радостно влекома…» (1910), «Над чернозолотым стеклом…» (1915), «Большевик» (1919), «Феодосия» (1919),«Путями Каина» (1922 – 1923).2. На поэтическом уровне Волошин конституирует бессознательное какглавный источник творчества. Однако внимание Волошина обращено напроцесс создания стихотворения, которое для него ассоциируется срождением. Он проливает свет на скрытые механизмы акта творчества.«Рождениестиха»(1904)содержитописаниепоявленияобразаизбессознательного, его воплощение в словах, а в дальнейшем – в строкахстихотворения.Особая тема статей Волошина – поэтические ценности символизма иакмеизма. Оба течения становятся предметом критического осмысленияВолошина, но, позиционируя себя как неореалиста, он не включает их в своюконцепцию творчества, то есть их эстетические установки оказываются внетеоретических положений его эстетики творчества.
Однако некоторыеобразы подвергаются поэтической реинтерпретации. В стихотворении«Подмастерье» (1917) отражена акмеистская идея построения стиха,акмеистская концепция поэта-ремесленника, а также дан восходящий ксимволизмуобразпоэта-теурга.Такимобразом,Волошин-критикдистанцируется от символизма и акмеизма, обращаясь к ним как явлениямвнешним, с другой стороны, Волошин-поэт использует идеи этих течений.3. Интеллектуальность и «научность» поэзии Волошина предполагаетсинтез аллюзий на мифы разных народов, философско-этических установок237учений, текстов других писателей, достижений науки того времени,конфигурируетсякомплексномнаанализесодержательномстихотворений,ипоэтическомоднакоонинеуровняхприосмысляютсяВолошиным как значимая часть его теоретических положений.Не находит подтверждения в его личном поэтическом опытеволошинский постулат о доминанте бессознательного в процессе творчества.Идея – своя или чужая – проходит сознательную обработку на разныхуровнях.
Она, синтезируясь с идеями, почерпнутыми из иных источников,трансформируется в соответствии с задачами Волошина.Бессознательное, источники творчества, цель творчества, ценностнаяиерархия автора, соотношение автора и реципиента, синтез – стержневыепроблемы философии творчества, рассматриваемые Волошиным в статьях илирике. Важными составляющими творческой концепции также являютсяплагиат, игровая сторона творчества, связь творческого, бессознательного идетских игр. Волошин отбирает не только идеи этического, эстетического,философского характера, но обращаетсяк достижениям науки своеговремени.
Источником идей и образов для Волошина становятся Библия,античная мифология, работы Платона (428/427 – 348/347), Плотина (204/205– 270), Порфирия (232/233 – 301/304), Лукреция (99 – 55), стоиков,антропософия Р. Штайнера (1861 – 1925), философия В. Соловьева (1853 –1900). Как иллюстрацию поэтической рецепции философских учений мыиспользовали стихотворения «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…»(1904), венках сонетов «Lunaria» (1903 – 1913) и «Corona Astralis» (1909),цикле «Руанский собор» (1907), поэтических текстах «Гностический гимнДеве Марии» (1907), «Кровь» (1907), «Сатурн» (1907), «Солнце» (1907),«Она» (1909), «Ветер с неба клочья облак вытер…» (1917) и др.. Кромеантичной культуры Волошин обращается и к мифам других народов.Например, идея реинкарнации, индийский эпос возникают в стихотворении«Я верен темному завету…» (1910). 238Теоретические положения работ Волошина подчинены горизонтальнойлогике: автор возвращается к идее, факту, явлению, осмысливает их с разныхпозиций.
Один и тот же вывод может быть реализован в разных жанрах:дневниковых записях, письмах, статьях и стихотворениях. Проведенныйанализ поэтического цикла «Путями Каина» (1922 – 1923) позволяетпроводитьпараллельсжанромфилософскогоочерка,которыйхарактеризуется горизонтальной логикой. В этом смысле произведенияВолошина в жанровой сфере коррелируют с философскими очерками,примеромкоторыхмогутслужить«Опыты»(1580)М.Монтеня.Центральные образы статей и стихотворений Волошина, к которым онпостоянно возвращается, описаны и проиллюстрированы в основной частинашей диссертации (человек, время, история, мораль).
Главные же идеи,также подчиненные горизонтальной логике, – это бессознательное какисточник творчества и тайного знания, дневное сознание, затмевающееистинное зрение, происхождение человека, мотив странничества, очищениемира через любовь.Таким образом, систематизированные при рассмотрении критических ипоэтических работ Волошина положения позволяют говорить о сложившейсяконцепции творчества, в которой выводы об источниках творческихимпульсовсоотнесены с собственно процессом создания текста и соспецификой его рецепции.Исследование было бы не полным без поэтической практикиВолошина, позволяющей выявить его творческий метод. Процесс реализациитеоретическихпостулатовобнаруживаетумозрительныхпостроенийВолошина.направлениядальнейшегоисследованияВнекоторуюкачественамавтономностьперспективноговидитсяописаниевзаимодействия теоретических постулатов с поэтической практикой наматериале поэзии и критических статей Волошина через исследованиепроцесса создания стихотворения.
Пример подобного анализа был проведен239нами при сопоставлении изначального прозаического плана «Путями Каина»и дальнейшей поэтической реализацией цикла.Важным направлением может стать гендерный аспект природытворчества в понимании Волошина. Дальнейшее развитие должна получить ипроблема рецепции в творчестве Волошина.240БиблиографияИсточники1. Городецкий С. Ярь. Стихи лирические и лиро-эпические.
СПб.:Кружок молодых, 1907. 120 с.2. Волошин М.А. Автобиография // Первые литературные шаги:Автобиографии современных русских писателей / Собрал Ф.Ф.Фидлер. М.: И.Д. Сытин, 1911. С. 157 – 173.3. Кузмин М.А. Проза. В 9 т. Т. 1. Berkeley, 1984. 553 с.4. Волошин М.А. О теософии // Наука и религия. 1990. № 2. С. 31.5. Волошин М.А. Коктебельские берега: Стихи, рисунки, акварели,статьи / Сост. И авт. вступ. ст. и коммент. З.Д. Давыдов,Симферополь: Таврия, 1990. 248 с.6. Волошин М.А. Я к нагорьям держу свой путь: Стихотворения иакварели: Крым в акварелях Максимилиана Волошина. Феодосия:Коктебель, 1998. 15 с.7.
Волошин М.А. Записные книжки. М.: ВАГРИУС, 2000. 172 с.8. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения и поэмы1899 – 1926 / Сост. и подгот. текста В.П. Купченко, А.В. Лаврова;коммент. В.П. Купченко. М.: Эллис Лак 2000, 2003. 608 с.9.
Волошин М.А. Все даты бытия. М.: Плюс-Минус, 2004. 345 с.10. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 2. Стихотворения и поэмы1891 – 1931 / Сост. и подгот. текста В.П. Купченко, А.В. Лаврова;коммент. В.П. Купченко. М.: Эллис Лак 2000, 2004. 768 c.11. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 3. Лики творчества, книгапервая. О Репине. Суриков / Под общ. ред. В.П. Купченко и А.В.Лаврова при участии Р.П. Хрулевой; сост.
и подгот. текста А.В.Лаврова;коммент.А.М.Березкина,Н.В.Контрелева,В.А.Мильчиной, Вс. Н. Петрова, М.В. Толмачева. М.: Эллис Лак 2000,2005. 608 с.24112. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 4. Переводы / Сост. А.В.Лаврова; подгот. текста и коммент.
П.Р. Заборова, М.Ю. Кореневой,Д.В. Токарева. М.: Эллис Лак, 2006. 992 с.13. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 5. Лики творчества: кн. 2.Искусство и искус. кн. 3. Театр и сновидение. Проза. 1900 – 1906:очерки, статьи, рецензии / Сост. и подгот. текста А.В. Лаврова;коммент. К.М. Азадовского, О.А.
Бригадновой, Ю.М. Гальперина идр. М.: Эллис Лак, 2007. 927 с.14. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т.6. Кн. 1. Проза 1906 – 1916.Очерки, статьи, рецензии / Сост., подгот. текста А.В. Лаврова;коммент. Е.Л. Белькинд, А.М. Березкиной, О.А. Бригадновой и др.М.: Эллис Лак, 2007.
896 с.15. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т.6. Кн. 2. Проза 1900 – 1927.Очерки, статьи, лекции, рецензии, наброски, планы / Под общ. ред.В.П. Купченко и А.В. Лаврова, при участии Р.П. Хрулевой; сост.,подгот. текста А.В. Лаврова;коммент. К.М. Азадовского, О.А.Бригадновой, З.Д. Давыдова и др. М.: Эллис Лак 2000, 2008. 1088 с.16. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 7. Кн.
2. Дневники 1891 –1932. Автобиографии. Анкеты. Воспоминания / Сост., подгот.текста, коммент. В.П. Купченко, Р.П. Хрулевой, К.М. Азадовского,А.В. Лаврова, Р. Д. Тименчика. М.: Эллис Лак, 2008. 768 с.17. Волошин М.А. Стихотворения. СПб.: Азбука-классика, 2009. 224 с.18. Платон. Государство // Платон. Сочинения: В 3 т.
Т. 3. М.: Мысль,1971. С. 324 – 407.19. ФранцискАссизский.СказанияобеднякеХристове.М.:типография К.Л. Меньшова, 1911. 108 с.Научная литература1. Абрамова И.А. Максимилиан Волошин в 1920-е годы: поэзия ипозиция: дис. …канд. филол. н.: 10.01.01, М., 1994. 210 с.2422. Арефьева Н.Г.
Максимилиан Волошин и античность. Астрахань:Изд-во Астрах. гос. пед. ун-та, 2000. 167 с.3. Афанасьев А.Н. Древо жизни: избранные статьи. М.: Современник,1982. 464 с.4. Бавин С.П. Судьбы поэтов "серебряного века" / С. Бавин, И.Семибратова; Рос. гос. б-ка. М.: Кн. Палата, 1993.
475с.5. Баран Х., Парнис А.Е. Анабасис Велимира Хлебникова: Заметки ктеме // Евразийское пространство: Звук, слово, образ / Отв. ред. Вяч.Вс. Иванов. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 267 – 298.6. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика.Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 384 – 391.7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.445 с.8. Бахтин Н.М. Антиномия культуры // Бахтин Н.М. Философия какживой опыт / Сост., послесл., коммент. С.
Федякина. М.: Лабиринт,2008. С. 61 – 70.9. БесоловаФ.К.Литературоведческиеаспектыисследования«картины мира» // Художественная антропология: Теоретические иисторико-литературные аспекты / Под ред. М.Л. Ремнёвой, О.А.Клинга, А.Я. Эсалнек. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 123 – 130.10. Болотнов А.В. Вербализация концепта хаос в поэтическом дискурсесеребряного века (на материале творчества М. И. Цветаевой, М. А.Волошина, О. Э.
Мандельштама). Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. 286 с.11. Бонецкая Н.К. «Образ автора» как эстетическая категория //Контекст-1985. М.: Наука, 1986. С. 241 – 269.12. БрееваТ.Н.Литературно-критическаядеятельностьМ.А.Волошина: дис. …канд. филол. н.: 10.01.01. Казань, 1996. 191 с.13. Бродская Н.В. Импрессионизм: Открытие света и цвета.Аврора. 2002. 254 с.Спб.:24314.
Бужор Е.С. Жизнь и эпоха Максимилиана Волошина. М.: КомпанияСпутник+, 2003. 216 с.15. Бунина С.Н. Поэты маргинального сознания в русской литературеначала ХХ века (М. Волошин, Е. Гуро, Е. Кузьмина-Караваева):Монография. М.: Изд-во РУДН, 2005. 439 с.16. Варакина Г.В. Между Дионисом и Аполлоном: Очерки о русскойкультуре «серебряного века» / Рос.