Диссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина), страница 49

PDF-файл Диссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина), страница 49 Филология (31402): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина) - PDF, страница 49 (31402) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина". PDF-файл из архива "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 49 страницы из PDF

М.: Наука, 1994. С. 107656226а к осознанию пути подмастерья, который позволяет достичь такого Слова:«Чтоб научиться чувствовать / Ты должен отказаться / От радостейпереживаний жизни, / От чувства отрешиться ради / Сосредоточья воли / Иот воли – для отрешенности сознанья» (Там же). Этот отрывок отсылает насне к теории акмеизма, а скорее к оккультным идеям теософских книг «Светна пути» (1885), «Голос безмолвия» (1889), с которыми Волошин знакомилсяв 1905 г657.В то же время мотив отречений, через которые должен пройтиподмастерье, является развитием идеи, встречающейся у акмеистов, новысказанной еще И.

Гёте. Мандельштам завершает «Утро акмеизма»восхвалением Средневековья, которое «обладало в высокой степеничувством граней и перегородок»658, и призывает учиться носить «оковыбытия». Волошин в стихотворении подает эту идею скорее в духе Гёте: «Дляремесла и духа – единый путь / Ограничение себя» (Т. 1. С. 216). Встихотворении «Природа и искусство» (1800) Гёте постулирует меру какодно из условий искусства: не существует свободы без закона.

Уместновспомнить рассуждения Волошина о каноне и индивидуальном творчестве, о«тюрьме» как месте рождения творческой мечты в статьях «Индивидуализмв искусстве» (1906), «Чему учат иконы?» (1914). У Гёте также звучит мысльо мастерстве, путь к которому в искусстве лежит через меру. Тем не менее, ив этом случае Волошин использует понравившуюся ему мысль, или дажеформу мысли как оболочку для запечатления собственного содержания.Самоограничение – это путь подмастерья, ученика, но не мастера.Продолжая анализировать образ слова в стихотворении, его смысловыесвязи и систему идей, связанных с ним, мы обнаруживаем новые уровникультурных коннотаций.

Уже выявленные оккультные идеи, творческиеустановки Гёте, акмеистов можно дополнить христианским контекстом.Божественное Слово, что было в начале всего, призвало к бытию все сущее и657Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 1. С. 506.Мандельштам О.Э. Утро акмеизма // Мандельштам О. Э. Собрание сочинений: В 4 т. Т.

1. М.: АртБизнес Центр, 1993. С. 179.658227скрыто в вещах и тварях: «Что всюду – и в тварях, и в вещах – томится /Божественное Слово, / Их к бытию призвавшее» (Т. 1. С. 218).Однако и этот источник образов не столь однозначен. В конспектеВолошина, посвященном идеям неоплатоника Порфирия, читаем: «Словом,которое есть земное тело мысли, мы можем осязать дорогу перед собой, имгновение, осознанное словом, становится частью нашего астральноготела»659.Вконтекстеэтойфразыпроясняютсяследующиестрокистихотворения: «Что ты не сын земле, / Но путник по вселенным, / Чтосолнца и созвездья возникали / И гибли внутри тебя» (Там же).

Тело, плотьсоотносится с землей, астральное тело – с космосом; открывая истинныеимена вещей, мы вбираем их в себя. Дух человека разодран миром на части,которые он должен собрать и вобрать в себя: «Знаки, / По которым тывспоминаешь самого себя, / И волокно за волокном сбираешь / Ткань духасвоего, разодранного миром» (Т. 1.

С. 218). Та же мысль разъясняетсяВолошиным в статье «Макбет зарезал сон»660 (1904): «Победа надмгновениемсовершитсятогда,когдачеловеквспомнитисториючеловечества и вселенной из себя, прочтет их в своем собственном теле, вбезднах своего бессознательного»661. Именно из этого молчания – немотыбессознательного – и поднимается Слово.Ключевой тезис концепции творчества – возвращение в моменттворчества сублимированных в бессознательном фактов реальности, а здесьи сверхреальности – воплощен в «Подмастерье» фразой и короткой, и емкойодновременно: «Из глубины молчания родится / Слово» (Т. 1. С.

217). Заметафорой «глубина молчания» скрываются бездны бессознательного, а659Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 1. С. 507.Первый раз напечатано под заглавием «Магия творчества» («Весы», 1904, № 11). Волошин М.А. Собраниесочинений. Т. 5.

С. 813. М.В. Михайлова акцентирует внимание на другом важном аспекте этой статьи:«Ведь неслучайно у прозорливейшего М. Волошина есть статья “Магия творчества” (1904), в которой онвсерьез рассуждает о том, что если бы некоторые ужасы современности были описаны в литературе, ихмогла бы избежать действительность».

Михайлова М.В. Так горят рукописи или нет? // Русская литератураХХ–XXI веков: проблемы теории и методологии изучения: Материалы Третьей Международной научнойконференции: Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 4 – 5 декабря 2008 г. / Ред.-сост. С.И.

Кормилов. М.:МАКС Пресс, 2008. С. 384.661Волошин М.А. Макбет зарезал сон! // Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 5. С. 466.660228«Слово» вызывает весь комплекс культурных ассоциаций, о котором мыговорили выше.Образ Божественного Слова, источником которого становятся ихристианские, и античные тексты, помогает человеку вспомнить самого себя,продолжить свое духовное развитие, делает подмастерье Мастером, а такжевозвращает читателя к теме творчества и поэзии, назначение которой«Изназвать / Всех духов» (Там же). Эту цель Волошин называл еще в«Предварении» к сборнику «Иверни» (1918): «Во всех вещах и явленияхмира пленено то божественное слово, которое их вызвало к бытию. Цельпоэзии: найти его: угадать подлинное имя каждой вещи, изназвать всеявления, расколдовать вселенную»662.

Мистическое понимание Волошиным«Словесного, святого ремесла» (Т. 1. С. 216) опять же уводит его отакмеистов,неотрицавшихмистическоесодержаниепоэзии,новоспоминанияобстремившихся его ограничить663.ПреодолевшемуступеньСлова,вернувшемуистинной сущности – имени – каждой вещи подмастерью открываетсяистина: «Когда поймешь, что Человек рожден, / Чтобы выплавить из мира /Необходимости и Разума / Вселенную Свободы и Любви» (Т. 1.

С. 218). Вэтом можно усмотреть аллюзию на стихотворение Вл. Соловьева «Свет свостока» (1890), призывающего мир измениться, принести дух веры и любви,когда недостаточно силы разума и права. Однако Волошин выводит этумысль из сферы историософии, распространяя ее на творчество и творениемира. Обретя себя и осознав эту цель, подмастерье становится мастером.Этот путь – духовное странствие («Ты будешь Странником…» // Т. 1. С. 217),ведущее поэта дорогами христианства (Ср. Бог сказал Каину: «Ты будешьизгнанником и скитальцем на земле» // Бытие, IV, 12), теософии («Твой духдерзающий познает притяженья / Созвездий правящих и волящих планет» //Т.

1. С. 217), науки («Чтоб разум свой ожечь в плавильных горнах знанья» //662Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 1. С. 506.Мандельштам, ставя в пример мастеров Средневековья, отмечает, что к потустороннему надо относится«с огромной сдержанностью». Мандельштам О.Э. Утро акмеизма. С. 179.663229Там же) и искусства («Искусство живо – / Живою кровью принесенныхжертв» // Там же).Таким образом, «Подмастерье» наглядно иллюстрирует процесс«выплавления» новой идеи путем синтеза знаний и достижений другихпоэтов и философской, религиозной мысли. Так, постулаты акмеизма,причем подверженные значительной трансформации, являются основойлишь для подмастерья, ученика, они, как и идея Гёте о самоограниченииискусства, только одна из ступеней, преодолев которые, поэт открывает нетолько Истину, но новые возможности искусства – преобразование всегомира.Итак:1.

Поэтическое наследие Волошина дает основание для суждения оприоритетных«внешних»творческихимпульсах:а)идея,концепция; б) факты реальности; в) чужой текст и свой текст.2. Философско-идейные системы становятся материалом для синтеза исоздания собственных концепций в литературно-критическом ипоэтическом наследии Волошина.

Ни одна из них не являетсядоминирующей.3. Идеи,почерпнутыеВолошинымизразличныхкультурифилософских систем, являются импульсом для размышлений, частона основе изначальной склонности к определенной идее, особенноэтического и исторического характера.4. В поэзии Волошина чужой текст, как и идея, играет рольтворческого импульса. Часто модель создания поэтического текстапредполагает не прямое перенесение чужого слова в качествереминисценции, а проходит через этап вторичного переосмыслениякак фрагмент письма, статьи или записи, становясь таким образом«своим» словом.

Поэтическое воплощение может произойти230непосредственно в то же время, однако, как правило, проходитнесколько лет, прежде чем Волошин возвращается к этомуфрагменту.5. ВлирикеВолошинаприсутствуеткомплексстихотворений,содержательным центром которых являются события, вызванныеими настроения, окружение, однако в большинстве случаев онилишьимпульс,которыйпобуждаетпоэтаксозданиюстихотворений, объединяющих образы, мысли самого Волошина иблизких ему людей, или философов, или эстетических течений.6. Фактыдействительностиимеютзначениенетолькодлятеоретических положений концепции творчества, но реализованы ивпоэтической«документов»впрактикеВолошина.бессознательноеиОднакоихсублимациязабвение–тезиспринципиальный в теории – не подтверждается поэтическойпрактикой самого поэта.7.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5285
Авторов
на СтудИзбе
418
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее