Диссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина), страница 50
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина". PDF-файл из архива "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 50 страницы из PDF
Созданиебольшинствастихотворенийпредполагаетсинтезразличных творческих импульсов.8. «Внутренний» творческий импульс, связанный с бессознательным ииррациональным началом, заявлен Волошиным в его творческойконцепции на уровне и литературно-критическом, и поэтическом,но попытки выявления его реализации в процессе созданиястихотворения не дали положительных результатов.9. ИнтеллектуальностьпоэзииВолошинасвязанасвысокойконцентрацией аллюзий на мифы разных народов, философскоэтических установок учений, текстов других писателей, поэтов,критиков, а также научных знаний.10.
СтихотворенияВолошинапредставляютсобойпоэтическиефилософские очерки. Они отличаются горизонтальной логикой, тоесть не последовательным развитие мысли, а возвращением к ней вразных вариациях. Ярчайшим примером являются «Путями Каина».23111. Философемы, нанизываемые на изначальную идею, и логическивыстраиваемаяконцепцияисоставляютинтеллектуальнуюдоминанту в поэзии Волошина.12. «Научность» поэзии Волошина, прослеживаемаяпри созданиистихотворения, реализованная в отборе содержания для поэтическихтекстов, средствах художественной выразительности, не находитподтверждения в теоретических положениях его статей и наидейном уровне анализируемых стихотворений.13.
Синтез– ключевой принцип для концепции творчества и впоэтической практике Волошина.14. Изменение композиции стихотворений в цикле «Путями Каина»связано с желанием Волошина сделать части своего произведенияболее самостоятельными. Первоначальный вариант служил дляподдержания единства цикла, однако впоследствии он отказываетсяот названий, способствующих выстраиванию четкой композиции –например,«Пролог»,«Эпилог».Такимобразом,Волошинрассматривал «Путями Каина» как поэтический цикл, а не поэму,хотя встречаются оба жанровых обозначения.15.
Метатекст «Рождение стиха» метафорически реализует главныеположения концепции творчества Волошина, а именно: творческоеперевоплощение сублимированных в бессознательном фактовреальности и синтетическая направленность.16. «Подмастерье» наглядно иллюстрирует процесс «выплавления»новой идеи путем синтеза знаний и достижений других поэтов,философской, религиозной мысли.
Волошин использует такиепостулатыакмеизма,кактезисыостроительствестихаинизложении поэта-теурга до ремесленника, хотя подвергает ихзначительной трансформации, как и идею Гёте о самоограниченииискусства. Тем не менее, они актуальны лишь для подмастерья,ученика. Это только одна из ступеней, преодолев которые, поэт232открывает не только Истину, но новую возможность искусства –преобразование всего мира.233ЗАКЛЮЧЕНИЕТворчество Волошина многомерно и разнообразно. Оно синтезируетэстетические и этические идеи философских учений, достижения мысликлассиковлитературыисовременниковВолошина.Этасложнаямноговекторность интеллектуальных исканий побуждает исследователей напоиски общих начал, законов и принципов, объединяющих разные сферы еготворческих интересов.Волошин проявил себя во многих гуманитарных дисциплинах (поэзия,критика, эссеистика, живопись), что мотивирует наше обращение к разнымсторонам его творческой личности:1.Волошин как критик и теоретик искусства выдвигает в статьях рядутверждений о природе творчества, которые складываются в четкую систему.2.Волошин как поэт творчески переосмысляетсобственнойтворческойконцепции.Вцеломониключевые идеикоррелируютсположениями Волошина-критика.3.По ряду позиций творческая практика Волошина входит впротиворечие с идеями и выводами Волошина-теоретика.Творческую концепцию Волошина мы рассматриваем в ее целостностии соотнесенности с поэтическим опытом.Ключевые положения творческой эстетики в интерпретации Волошинасводятся к следующему:1.
Синтез бессознательного и сознательного реализуется в процессепогружения фактов реальности в бессознательное и последующего ихвозвращения в момент творчества. Реальность и внутренний мир писателятакже конституируются этими параметрами. Бессознательное, по Волошину,также проявляет себя в народном творчестве, детских играх и сновидениях.Плодотворна модель сопоставления бессознательного и хаоса на основе ихобщих свойств: поглощения (в бессознательное погружаются «документы»реальности) и порождения (они же возвращаются из забвения в момент234творчества).
Как и хаос, бессознательное бессловесно (см. статью Волошина«Женская поэзия») и является источником жизни. Хаос сравнивается сженским лоном, связан с Эросом, а бессознательное становится источникомтворческих интенций.Конструктивно возможным и творчески плодотворным для Волошинаявляется синтетический метод, отбор и реинтерпретация документовреальности. Волошин-критик имплицитно выражает свою приверженностьсинтетическому методу: в своих статьях он не называет синтез как ключевоепонятие его творческой эстетики, однако именно синтетические интенцииявляютсяобщимэлементомвыдвигаемыхимположений.Так,онпостулирует, что возможности бессознательного реализуются лишь путемобъединения его с сознанием, реальностью. Совокупность творческих идейтакже преподносится им в подобном ключе: любой писатель можетобратиться к творческим достижениям прежних веков, преобразуя идеидругих эпох сообразно собственным творческим задачам.
Иными словами,творческая личность синтезирует мысли и даже тексты предшественников.Волошинстремитсяктворческиплодотворномусосуществованиювосточного и западного менталитета. Проблема культурного синтезавыявляется нами на материале статей «Скелет живописи» (1904), «Итогиимпрессионизма» (1904), «Откровения детских игр» (1907), «Пути Эроса»(1907), «Осколки святых чудес» (1908), «Организм театра» (1909), «А.С.Голубкина» (1911), «Аполлон и мышь» (1911), «Константин Богаевский»(1912), «О возможных путях скульптуры» (1913), «Поэзия и революция»(1919).
Изучив западную и восточную культуры, Волошин не заимствует ихпринципы, но узнает свое, то, что соответствует его собственномумировоззрению. Так, в Востоке его привлекает сенсуальность, отказ отиндивидуализма, органичность связи «искусство – мир». Однако проблемаиндивидуализмарассматриваетсяискусством,народнымсимивтворчеством,асвязитакжесоСредневековымвоззрениямиегосовременников, в частности Вяч. Иванова. Западный менталитет реализован235Волошиным в понимании творчества как создания нового (пусть и на основемыслей и идей предшественников) и в использовании научных сведений.Итогом эволюции категории любви, взятой в творческо-философскомключе, становится понимание ее Волошиным как универсального начала,преобразующего и созидающего. Именно через эту категорию к Волошинуприходит осознание целостности мира.
Любовь также характеризуетсягносеологическим аспектом: творческую волю Волошин разлагает на двесилы – любовь и познание.Следующий этап творчества – сам творческий акт – отражен в поэзииВолошина. Волошин-критик не уделяет ему достаточно внимания, онактуализирует корреляцию творческого акта с актом понимания. Полагаем,что в работах Волошина высказаны идеи, актуальныедля направления,которое впоследствии будет названо рецептивной эстетикой. Так, об особомисторическом опыте читателя мы находим в работах Г.Р. Яусса, средиотечественныхисследователейможноназватьЮ.М.Лотмана,рассуждающего о качественно различающихся культурных средах, которыечерез читателя актуализируют новые смыслы текста. Общеизвестно, чтоданные положения в их абсолютизированном варианте развиты Р. Бартом вего теорию о смерти автора.
Создание текста и понимание текстарасполагаютсянапротивоположныхкоординатахоситворчестваиуподобляются мужскому и женскому началам соответственно. Как дляпродолжения жизни эти два начала равно необходимы, так и в каркасетворческого«мироздания»функциональноидентичны:Волошинасозданиеакттворчествановогомира,ирецепцияточкизрения,интерпретации.Сублимация фактов реальности позволяет Волошину провозглашатьотсутствиеплагиатапреображаютсякаквнутреннимлитературногомиромявления,творца.такОтметим,какчтофактыдокументреальности трактуется им широко и включает как события, впечатления, таки тексты других авторов, идеи философских учений. Следовательно, точное236или вариативное цитирование – это особенность творческой манеры поэта.Волошин перерабатывает чужой текст в свое слово. Для замысластихотворения он может использовать и фрагмент из своей статьи, своегописьма или записи «для себя». Яркие примеры цитирования встречаются встихотворении «…И бысть в Берлине велий глас…» (1900), «Я верентемному завету…» (1910), «Фаэтон» (1914), «Пещера» (1915), «ПротопопАввакум» (1918).