Диссертация (Антропонимика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как художественная система), страница 28
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Антропонимика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как художественная система". PDF-файл из архива "Антропонимика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как художественная система", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 28 страницы из PDF
КогдаРаскольников «бросился на нее с топором; губы ее перекосились так жалобно,как у очень маленьких детей, когда, они начинают чего-нибудь пугаться,пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать... Онатолько чуть-чуть приподняла свою свободную левую руку, далеко не до лица, имедленно протянула ее к нему вперед, как бы отстраняя его» (с. 65).Достоевский не случайно наделяет таким именем Лизавету Ивановну. Скультурологической точки зрения, это имя имеет отношение с компанькой“Пиковой дамы”. В литературе о Достоевском неоднократно указывалось такжена многие переклички между «Пиковой дамой» Пушкина и «Преступлением инаказанием», в частности между Лизаветой Ивановной, компаньонкой114Тихонов А. Н., Бояринова Л.
З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. С. 491.137«Пиковойдамы»,иЛизаветойИвановной,«сожительницей»старухипроцентщицы. А. Л. Бем в статье «Пиковая дама» в творчестве Достоевского»пишет: «Германн губит старуху графиню и попутно морально убивает еевоспитанницу, живущую с нею в одном доме — Лизавету Ивановну.Раскольников убивает старуху ростовщицу и здесь же убивает и ее своднуюсестру — Лизавету Ивановну <...> Совпадение в имени побочной жертвы несчитаю случайным; оно выдает, скрытую может быть для самого Достоевского,связь обоих сюжетов» (О Достоевском. Ⅲ, с. 47).Героинь с именем «Елизавета» (Лизавета, Лиза, Луиза) у Достоевскогомного, почти в каждом произведении. Альтман отмечает, «Неправильносчитать, что все Елизаветы у Достоевского — варианты и разновидностиодного образа, но если их сгруппировать, то в пределах каждой группысоименницы окажутся чрезвычайно сходными, и обнаружится, что это имя уДостоевского не случайное и нейтральное, но связанное с определеннымпредставлением»115.Кроме этих, еще существует перекличка между Лизаветой и Лизой«Бедной Лизы» Карамзина.
Дело в том, что Карамзин творит образ Лизы ипридает образу Лизы трагическую окраску, связанную с мотивом смерти.Лизавета Достоевского не избегает той же судьбы.Марфа Петровна Свидригайлова — помещица супруга АркадияИвановича Свидригайлова. Она выкупила Свидригайлова из долговой тюрьмыи заплатила за него крупную сумму. Она хорошо осведомлена о развратныхнаклонностях свего мужа, и принимает их во внимание, составив с нимсвоеобразный изустный контракт: «первое, я никогда не оставлю МарфуПетровну и всегда пребуду ее мужем...
третье, постоянной любовницы незаведу никогда; четвертое, за это Марфа Петровна позволяет мне приглянутьиногда на сенных девушек...» (с. 460). Как сказал Свидригайлов, Марфа115Альтман М. С. Достоевский по вехам имен. С. 176.138Петровна является ревнивой и умной женщиной. Она использует контрактмежду мужем, чтобы его ограничить, поэтому нетрудно увидеть, что МарфаПетровна очень расчетлива и прагматична.
С виду она старается из любви кмужу, но на самом деле она только хочет удовлетворить свое тщеславие. Приотсутствии взаимности любви Марфа Петровна лишает любовь истинности.Если отчество жены Свидригайлова напоминает нам о камне, то ее имяМарфа, с онтологической и аксиологической точки зрения, означающеепо-сирийски «хозяйка, госпожа»116, получило широкое распространение в миреблагодаря евангельскому рассказу о посещении Иисусом Христом в Вифиниисестер Лазаря Марфы и Марии, во время которого Мария «села у ног Иисуса ислушала его», а также «помазала Господа миром и отерла ноги его волосамисвоими», а «Марфа же заботилась о большом угощении» и «Ему <...> слушала»(Лк. 10: 38: 42; Ин. Н: 1исх; 12: 1 и сл.).Подобно своей новозаветной соименнице, поступает со Свидригайловым иМарфа Петровна.
Сначала она освобождает его из долговой тюрьмы ценоюденежной суммы, в тысячу раз превысившей плату, полученную ИудойИскариотом за предательство Богочеловека, и те же «тридцать целковых» (с.17), переступив через себя, «заработала» для своих голодных маленькихбратьев и сестры Соня Мармеладова.Такая цена за физическое благоденствие Свидригайлова тем не менее некажется странной, если вспомнить, что долговая тюрьма в России называлась идолговой ямой, что сближает это «учреждение» не только с могилой иглубоким подземным провалам 117 , но и с самим христианским адом, гдегрешники терпят вечные муки, а на самом его дне, согласно «Божественнойкомедии» Данте, Дьявол грызет голову Иуды.
Затем Марфа Петровна увезлаСвидригайлова из Петербурга в свою деревню, где, реализуя негативный смыслсвоего, общего с лужинским, отчества (Петровна), она как капканом, связала116117Тихонов А. Н., Бояринова Л. З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. С. 563.Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. Ⅳ. C. 677.139Свидригайлова денежным «документом» на те самые тридцать тысяч рублей,гарантировав себе относительно спокойную жизнь в течение семи лет.
А ведьсимволика этой цифры, наряду с другими позитивными смыслами, напоминаети о страстной седмице Иисуса Христа, закончившейся воскресением в новую ивечную жизнь. Надежда на собственное духовное оживление могла, попрошествию семи лет, прожитых им к тому же в «законном браке» и занятияххозяйством, возникнуть и у Свидригайлова.Но тут Марфа Петровна умирает, и Аркадий Иванович остается один наодин со своим антихристовым началом. Кроме того, Марфа Петровна,озабоченная, как и ее евангельская предшественница при встрече сБогочеловеком, лишь физическим благополучием супруга, в деле егодушевноговосстановленияничемемупомочьнемогла.Судапоутвердительному ответу Свидригайлова на вопрос Раскольникова «Вы поМарфе Петровне, кажется скучаете?» («Я? Может быть. Право, может быть». С.218), ему супруги недостает, но своей спасительницы он в ней никогда не видел.Для этого ему необходима совершенно другая женщина, та которой привстрече с «пропащим человеком» «непременно захочется его и спасти», иотразумить, и воскресить <...>, и возродить к новой жизни и деятельности» (с.365).Такую женщину, мощью своего человеколюбивого порыва напоминавшуюему легендарных святых первых веков христианства, Свидригайлов видел влице единственно и только Авдотьи Романовны Раскольниковой.
Ведь еестрастное желание «образумить <...> и возродить к новой жизни» былообращено к нему, закоренелому аморалисту и развратнику. Это могло потрястидаже его зачерствевшую от разврата души. «А что, — если мог подуматьСвидригайлов, —если этой необыкновенной девушке («В вас всебожественно», — скажет он ей потом. С. 377) захочется предпринять такуюпопытку, ввиду ее непомерной трудности?» И он сразу после похороны супругипоехал в Петербург с целью добиться свидания с Дуней, прибегнув к помощи140ее брата и в его присутствии, убедив последнего, что хочет спасти ее от брака сЛужиным.Настасья — кухарка и служанка хозяйки квартиры, где живетРаскольников, она не случайно носит это имя. Настасья (Анастасия), сонтологической точки зрения, по-гречески означает «воскрешение». С другойстороны, это имя в социальном значении подчеркивает народность этогоперсонажа. Белов считает, что, как и мать Раскольникова ПульхерияАлександровна, Настасья также является «символом матери-земли»118.Настасья деревенская болтливая баба, но простая и правдивая.
«Настасья так ипокатилась со смеху. Она была из смешливых и, когда рассмешат, смеяласьнеслышно, колыхаясь и трясясь всем телом, до сих пор, что самой тошно ужстановилось» (с. 26). Несмотря на это, Настасья, добрая и сердечная, «отчастибыла рада такому настроению жильца (Раскольникова. — М. В.)» (там же) ичасто приносит ему еды.Хотя Настасья и Раскольников не близки, но она от души его любит изаботится о нем. Утверждаясь во зле, Раскольников тем самым надругался надпородившей его матерью-землей, но она по-прежнему любовно носит его насвоем лоне, и Настасья -- ее посредница. Через ее доходит до нас одновременнои совместно любовь матери-земли и небесная благодать. Настасья на самомделе выполняет роль в деле воскрешения Раскольникова.
Перед убийствомРаскольникова Настасья «принесла ему чаю и хлеба», спросила его «Болен альнет?» и советовала ему « —Ты хошь бы на улицу вышел, тебя хошь бы ветромобдуло. Есть-то будешь, что ль?», и потому «с состраданием посмотрела нанего и вышла» (с. 55-56).Ещестоитупомянутьважныйфрагмент,когдапослеубийстваРаскольников спросил Настасью, кто бил хозяйку. Настасья «тихо и как будтопро себя» проговаривает: «Это кровь.
<...> А это кровь в тебе кричит. Это когда118Белов С. Б. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. С. 78.141ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещится...» (с.91-92). Очевидно, Настасья совсем не знает того, что произошло сРаскольниковым. Но она почувствовала не только его греховность, но и еговнутренний страх.Когда Разумихин навешает болеющего Раскольникова, Настасья быстростановится с ним накоротке. Она приносит все, что Разумихин требуется отнее.