Диссертация (Антропонимика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как художественная система), страница 31

PDF-файл Диссертация (Антропонимика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как художественная система), страница 31 Филология (31188): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Антропонимика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как художественная система) - PDF, страница 31 (31188) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Антропонимика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как художественная система". PDF-файл из архива "Антропонимика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как художественная система", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 31 страницы из PDF

И «грозный», как порок, и «твердый», как апостол,Илья Петрович старается оправдать свое имя;Третьи – исключительно или большей частью только по именам: это Соня,Миколка, Настасья, Коля, Полечка, Дуклида, Ефросинья. Поскольку это неофициальное их именование, очень часто эти имена даются в разговорной ипростонародной огласовке, что позволяет задействовать в смысле их имен,помимо сакрального и онтологического, также и социальные значения.Например, в именах Соня (разговорная форма Софьи) и Дуклида (имяхристианской святой мученицы) заложен и глубокий символический смысл:всякая грешница может стать святой, как Мария Магдалина, как СонечкаМармеладова. Миколка, разговорная форма имени Николай. В 19 веке имяМиколка используется очень популярно.

Это имя уже не имеет никакоеособенное значение в то время. Следовательно, можно рассмотреть ее какпростонародный вариант. Народность и обыкновенность также отражает имяНастасья (простонародный вариант Анастасьи). Детские имена Полечка, Коля— уменьшительно-ласковая форма имен Полина и Николая, являющихсяхристианскими именами. С одной стороны, в уменьшительно-ласковой формеотражается любовь к ним, с другой стороны, в Евангелии дети символизируютчистую душу и нравственный близость человека к Богу.Наконец, самые главные персонажи, такие, как Раскольников, одинаковочасто называются и по фамилии, и по имени-отчеству, и сокращенным,уменьшительно-ласкательнымименем(Родя),врезультатечегоактуализируются все возможные смысловые уровни антропонима.

Сюда также153можно отнести Петр Петрович Лужин и Дмитрий Прокофьевич Разумихин.Думается, в имени Лужина для Достоевского наиболее важна сама семантикаслова “Петр”, с онтологической точки зрения, в переводе с греческогоозначающего «скала, каменная глыба», «камень»134. Основные свойства камня— тяжесть, крепость, но и заведомые бездуховность и бездушность. Если двапервые его качества позволяют камню служить краеугольной опорой какого-томассивного и долговременного сооружения, то от последних его свойств начеловека веет холодом и жёсткостью.

По крайней мере гипотетически можносоотнести фамилию Лужин в ее корневой части “луж” и с французскимприлагательным “louche”, в семантике которого есть значение «двусмысленный,подозрительный». По метафорическому же значению фамилия ассоциируется смелким грязным временным водоемом “лужа”.Имя Дмитрий (относящийся к Деметре, богине плодородия и земледелия) иотчество Прокофьевич у Разумихина, с онтологической точки зрения, намекаютна его доброту, силу, крепость. А сама фамилия на первый взгляд связана скорнем слова «разум», обозначающего способность логически и творческимыслить, высокую ступень познавательной деятельности и интеллект.

А насамом деле фамилия переливается множеством смыслов, из которых на первыйплан выходит то один, то другой.Витогескладываетсяполивариативнаявсвоемистолкованииантропонимическая художественная система, которая, на первый взгляд, можетпоказаться беспорядочной, но при дальнейшем исследовании оказываетсястрого логической. Тем более, надо отметить, что каждый герой, как егоантропонимы (имя + отчество + фамилия), отличается крайне разнообразным,противоречивым характером. Таким образом, посредством антропонимовДостоевский в своих романах демонстрирует двойственность человеческойнатуры.134Тихонов А. Н., Бояринова Л. З., Рыжкова А. Г.

Словарь русских личных имен. С. 284.154Вырисовываетсяважнаязакономерность:фамилии,наиболееинформативная в персональном плане (как символико-метафорическая позначению) употребляется с наименьшей частотностью: как бы Достоевскийхочет, чтобы важнейшие понятийные коды и ключи к образам героевсохранялись в памяти читателя, но не были слишком маркированы; гораздочасто звучат официальные номинативные формулы – обращения персонажейжруг к другу по имени и отечеству. Задача читателя при этом состоит в том,чтобы сквозь формальную общественно значимую оболочку антропонимадобраться до его внутренних более символических глубинных слоев,заключающихся в их аксиологическом и сакральном смыслах.

И, наконец, всамых интимных разговорах, то есть акцентированно психологическизначимых местах романа, герои называются просто по имени, часто в егоуменьшительно-ласкательном варианте, что дополнительно подчеркивает иусиливает сакральный смысл, как самый глубинный и проникновенный. Такимобразом, сквозь поверхностно неустойчивую систему просвечивает глубинная,упорядоченнаяценностнаяиерархия,определяющаясяхристианскойфилософией.Тем же принципам подчиняется и антропология писателя: характеры героевпри первом приближении явлены беспорядочными, противоречивыми, крометого, конфликтными между собой, равно как и разножанровыми в глобальнойсистеме поджанров романного целого.

Однако все они определяются своейвнутренней духовной сущностью, которая не сразу и очень редко проступаетсквозь внешнюю грубую, повседневную оболочку социальных отношений икорыстных мелочных интересов, или же помрачающих страстей. Но этотвнутренний духовный стержень, заданный в аксиологическом и сакральномсмысле имени, часто даже незаметно для них самих (равно как не сразу заметнои для читателей), подобно Божиему Промыслу, направляет их судьбу через всетяжкие житейские перипетии, ведя к спасению.

Многообразие антропонимовозначает при этом множественность путей и функций, в которых они могут155действовать (в то время как Слово Имени скрыто действует в их душах): иногдав роли жертвы, иногда в роли спасителя, совершающего подвиг, иногда в ролисоветчика, сообщающего высшую волю, часто неведомо для себя (Настасья,говорящая Раскольникову, что это «кровь в нем кричит»). Для Достоевскоговажно, чтобы смыслы антропонимов лишь постепенно складывались длячитателя в осмысленную, стройную картину, и то может быть, лишь наинтуитивном уровне, потому что ему важно, чтобы читатель сам прошел темфилософским путем духовного поиска, «с чистого листа», как и герои романа: илогически, и душевно и мистически (что как раз и соответствует различнымсмысловым уровням значений антропонимов), в чем и заключается мощнаясила воздействия гения Достоевского на читателя – тем более неотразимая, чтокажется иррациональной, но на самом деле точно просчитанная и вывереннаяна всех смысловых уровнях, творчески действующих в животворящем Слове.156Библиография1.

Акишина А. А. Круговорот имен. Имя в истории и культуре. М.(Пущино):ОНТИ ПНЦ РАН, 1999. -268с.2. Альтман М. С. Достоевский по вехам имен. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та,1975. -280с.3. Архангельская В. В. Имя Алексей как мотив в романе «Братья Карамазовы»//Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 2.

Гумант. науки. Екатеринбург, 2011. № 1. С.79-88.4. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Ф. М. Достоевского. М.: Худ. лит., 1972.-470с.5. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Киев.: Next, 1994. -510с.6. БезносовВ.Г.Смогулиуверовать?СПб.:издательствоРНИИ«Электростандарт», 1993. -199с.7. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Комментарий. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. -240с.8. Белов С. В. Имена и фамилия у Достоевского// Рус. речь. 1976, №5. С.

27-31.9. Белозеровая А. В. Художественный мир Гоголя как мир-имя // Полигнозис.М., 2011. №2. С. 60-65.10. Бельская А. А. Личное имя главной героини романа И. С. Тургенева“Накануне” и концепция ее образа // Актуальные вопросы теории и практикифилологических исследований. М., 2011. С. 331-333.11. Беляев В. В. Имя «Гушенька» в «Братьях Карамазовых» как антропоним//Достоевский: материалы и исследования.

СПб., 1992. №10. С. 176-181.12. Бем А. Л. Исследования. Письма о литературе. М.: Языки славянскойкультуры, 2001. -448с.15713. Бем А. Л. Личные имена у Достоевского // Сборник в честь на проф. П.Милетичъ за седемдесетгодишнината отъ рождението му (1863-1933). София,1933.14.

Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. Ставрогин. Духи русскойреволюции Великий Инквизитор. // Бердяев Н. А. О русских классиках.М.:Высш.шк., 1993. -366с.15. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров.Изд. 3-е. – М.: Советская Энциклопедия, 1973-1976.16. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1983.

- 224с.17.БондалетовВ.Д.,Данилинаэмоционально-экспрессивныхЕ.оттенковФ.вСредстварусскихвыраженияличныхименах/Антропонимика. М.: Наука, 1970. С. 194-200.18. Бондаренко Т. А. Антропонимия романа Ф. М. Достоевского «БратьяКарамазовы»: система, структура, функции: Автореферат дисс. канд.

филол.наук. Тюмень., 2006.19. Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа«Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф. М.Достоевского. М.: Православная педагогика, 2004. -115с.20. БрещинскийД.ПорфирийПетрович.Художественныйобразикомпозиционная функция следователя в «Преступлении и наказании»Достоевского.

— «Современник», Торонто, 1971, № 22-23. С. 5-30.21. Булгаков С. Н. Философия имени / Предисл. JI. Зандер. СПб.: Наука, 1998.-447с.22. Буянова. Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002.-103с.23. Васильева Н. В. Собственное имя в мире текста. М.: Акад. гуманитар. исслед.2005. -224с.24. Васиков С. М. Антропонимическое поле рассказов В. М. Шукшина//Вестник ВЭГУ. Уфа., 2009. № 3. С. 144-149.15825. Ведина Т. Ф. Словарь личных имен. М: АСТ.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее