Диссертация (Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации), страница 99
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации". PDF-файл из архива "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 99 страницы из PDF
В вопросе о том,какую автобиографию считать эталонной, Дуглас может соревноваться только сам с собой.Б.Джексон, опираясь на данные «голосования читающей публики» -- на количество проданныхэкземпляров – утверждает превосходство первой версии, полагая, что сжатость и драматизм«Жизни американского раба» обеспечил ей беспрецедентный успех: «”Моя неволя и моясвобода”, в три раза превосходящая по длине «Повествование», гораздо богаче деталями нетолько из-за большего объема, но и потому, что Дуглас писал эту книгу, уже будучисвободным, а не беглым рабом, который считал делом чести не открывать всех тайн о своемпрошлом.
И тем не менее, эта книга явно находится в тени «Повествования». Разумеется,выйдя из печати, она продавалась хорошо, но ее продажи не идут ни в какое сравнение сфеноменом «Повествования», выдержавшего пять переизданий в Америке и столько же вАнглии; к концу 1850-х в Соединенных Штатах было распродано почти 20 000 экземпляров, вАнглии – почти 13 000.
На сегодняшний день «Моя неволя и моя свобода» признана самымлучшим из нарративов, и превосходит его в художественном отношении только его краткаяверсия «Повествование о жизни американского раба» -- быть может, именно благодаря своейкраткости»560.Так или иначе, в первом или во втором варианте, автобиографическое повествованиеДугласа является вершинным достижением не только в жанре автобиографическихневольничьих повествований, но и, возможно, всей негритянской словесности первойполовины 19 века.Движение к роману. Элементы социального реализма. Типизация и путь клитературному герою.
Психологизация повествования. Стиль. Первые негритянскиероманы возникают на основе повествований рабов, аболиционистской и плантаторской прозы.Как уже отмечалось, в повествованиях присутствуют как типы, созданные литературойаболиционизма (плохой хозяин, хозяйка-«фурия», свирепый надсмотрщик, грубый жестокийработорговец, квакеры / аболиционисты, раб-герой, раб-страдалец, беглый раб, мать-рабыня,560Jackson B.
A History of Afro-American Literature. Vol.1. P. 116-117.341трагические полукровки) и ряд типажей минестрельно-плантаторской традиции, образыкоторых трансформируются и корректируются в новом контексте -- нежная благопристойнаяледи, добрый / рачительный хозяин, расточительный плантатор -- игрок, мот, набожныймудрый пожилой негр («дядюшка»), вороватый раб-хитрец и развившийся из него тип рабатрикстера (conman). В повествованиях идет процесс разработки и усложнения готовых амплуа,психологизация персонажей и превращение их в социальные типы и литературных героев,обладающих запоминающимися индивидуальными чертами.
Таким образом, совершаетсяпереход от условной типизации масок минстрел-шоу, готовых амплуа плантаторского романа1820-30-х к типизации в духе полемического аболиционистского и плантаторского романа1840-50-х – более развитой, сочетающей сентиментально-романтические клише с элементамисоциального реализма. Это важное завоевание повествований, ставшее условием перехода отдокументальной словесности к художественной литературе.Элементом социального реализма становится внимание авторов повествований кструктуре общества, описание и характеристика социальных стратов, а не только отдельных ихпредставителей. Так, разные типы рабовладельцев складываются в собирательный портреткласса, делаются обобщающие выводы («хороших» хозяев не бывает, так как этомупрепятствует сама система рабовладения), выводятся наиболее распространенные черты типа,например, характерные пороки – деспотизм, распущенность, мотовство, привычка вбезнаказанности -- и даже дается социально-психологический анализ того, как эти порокивозникают и укореняются в личности хозяина под влиянием рабовладения.
Так, вповествовании Льюиса Кларка дается анализ психологических механизмов, побуждающиймиссис Бэнтон проявлять особую жестокость к светлокожим рабам. То же справедливо длясословия рабов: описывается деформация личности ребенка в результате открытия им своегорабского положения и цвета кожи вскрываются механизмы укоренения типичных для рабакачеств, обусловливающих его выживание в тяжелых условиях. Эти качества могутквалифицироваться как пороки -- а могут становиться достоинствами в зависимости отобстоятельств (притворство, хитрость и т.п.).Авторы повествований привлекают внимание к социальной проблематике, которая будетв дальнейшем постоянно присутствовать в негритянской литературе. В повествовании ГенриБибба, например, встречается фрагмент, посвященный белой бедноте: дается краткое описаниеэтого класса южного населения и анализ взаимоотношений двух классов – белой бедноты ирабов, находящихся на соседних ступеньках социальной лестницы561.
В целом рядеповествований возникает проблема внутрирасового расизма и кастовости (отношения между561Narrative of the Life and Adventures of Henry Bibb. P.24-25.342группами разных цветов и оттенков кожи) 562, особого положения полукровок 563 -- обе темыбудут исключительно важны в период как «надира», так и негритянского ренессанса; наконец,тема двух ветвей одной семьи – белой (законных потомков) и цветной (незаконнорожденныедети белых отцов) 564. Эта последняя тема важна не только для негритянских 565 но и белыхписателей-южан 566.Тема, которая утверждается в повествованиях бывших рабов под влияниемаболиционизма, а затем начинает активно эксплуатироваться негритянским романом (какблагодатный романический элемент) – сексуальная аморальность рабства, межрасовыесексуальные отношения; к этой теме примыкают и проблемы семьи, полукровок, а такжегендерной идентичности. К середине века постепенно в аболиционистской литературеснимается благопристойное табу, и топос «рабство -- источник промискуитета и причинаразрушения семьи» становится все более популярным.
В повествованиях освещаютсяследующие аспекты: 1. Отсутствие у раба права и возможности вступать в христианский брак.2. Разрушение семей рабов, родителей и детей, мужей и жен; 3. Обычай хозяев насильно«спаривать» рабов, невзирая на их чувства. 4. Адюльтер и конкубинат, процветавший вусловиях рабства; 5. Извращение естественных родительских чувств (продажа белыми отцамисвоих детей); 6. Разрушение семей рабовладельцев (ненависть хозяйки к наложницам мужа ивнебрачным детям, разрушение супружеских отношений, ревность законных и незаконныхдетей друг к другу и т.д.). Вывод – аморальность рабства представляет собой оскорблениеприроды и Божественных установлений. К этому длинному списку добавляются и извращенияженского и мужского естества.
Это демаскулинизация раба, который не может защитить своюсемью от посягательств, оскорблений (общим местом повествований становятся сцены, когдахозяин или надсмотрщик велит рабу выпороть свою жену) 567.Дефеминизация рабыни –использование женщины, в том числе и беременной / кормящей, для тяжелого физическоготруда, а также избиения беременных рабынь, насильственное разлучение с грудными ималенькими детьми. Ярчайшим проявлением извращения естественных чувств в рабствестановятся описанные в повествованиях случаи убийства своих детей родителями-рабами радиизбавления их от тягот и ужасов рабства 568.Например, в повествованиях Бибба (Narrative of the Life and Adventures of Henry Bibb. P.
33-34), в первой главеповествования Льюиса Кларка.563Напр. в повествованиях Льюиса и Мильтона Кларков, Уильяма и Эллен Крафт.564Эта проблема поднимается, например, в повествованиях Льюиса и Мильтона Кларков.565Напр. для Дж.Уэлдона Джонсона, Джесси Фосет и мн. др566Напр. это одна из важнейших тем для У.Фолкнера.567Такая сцена есть, напр. в главе 10 повествования Г.Бибба568Извращение естественных родительских чувств и отношений между полами в рабстве – одна из любимых темТ.Моррисон (романы «Возлюбленная», «Жалость»).562343Освоение этих тем сопровождается психологизацией стандартных ситуаций. Яркийпример -- повествование Генри Бибба: герой женится на Малинде по любви, но попыткасохранить семью в условиях рабства оказывается неудачной и приводит к ряду трагическихситуаций. Бибб и Малинда принадлежат разным хозяевам; когда у них рождается ребенок,Малинду отправляют на работу в поле: грудная малышка остается одна, и родители бессильныпомочь ей; Бибб становится свидетелем наказания и унижений жены и не имеет возможностивступиться за нее.
Наконец, он совершает побег тайно от семьи, поняв, что иначе ему неудастся добиться свободы. Моральная двусмысленность этого решения, которое можнорасценить как высшее мужество – или как моральную трусость, дополняется рассказом опечальной участи оставшихся в рабстве жены и дочери: Малинда, брошенная мужем, невыдерживает притязаний хозяина и становится его наложницей; Бибб, узнав об этом,отрекается от своей «падшей» жены, «развращенной рабством», и женится вторично нааболиционистке. Это решение также двусмысленно (Бибб – ревнитель чистоты и святостибрачных уз? Предатель, лицемер и карьерист, заплативший за свою свободу и процветаниечестью жены?)Психологизация повествований является важным признаком движения к роману.Помимо уже обсуждавшихся выше аспектов -- характерологии, анализа социальных причин ипсихологических механизмов возникновения типичных для рабовладельца или раба чертхарактера, это раскрытие внутреннего мира персонажей, в первую очередь главного героя,показ его мыслей и переживаний, а также эволюция его характера – «диалектика души».Начатки психологической прозы в разной степени присутствуют в разных повествованиях.Например, нарратив Уильяма Уэллса Брауна построен как рассказ о внешних событиях попреимуществу; упоминание о переживаниях героя сводятся к общим риторическим формулам иприемам -- сентиментально-романтические, возвышенно-патетические , гневно-обличительныеформулы.
Характерен, например, помещенный в самом начале рассказ о том, как ребенкомгерой становится свидетелем мучений матери: «Я весь похолодел и громко заплакал. Последесяти ударов, свист плетки смолк, и я вернулся к себе в постель, и безутешно заплакал. Этобыл первый опыт, научивший меня тому, что нет ничего более горестного для сердца, чемвидеть, как истязают твою любимую мать или сестру, слышать их крики и быть лишеннымвозможности помочь им.
Именно в таком положении находится американский раб» 569. Совсемдругая степень разработанности психологизма, другой уровень мастерства представлен вповествовании Ф Дугласа, например, в описании психологического перелома после поединка смистером Коуви, во внутреннем монологе героя на берегу Чезапикского залива или враскрытии побудительных мотивов поступков персонажей. Высокой степенью психологизации569Narrative of William W.Brown, a Fugitive Slave. P.
15-16.344отличаются также повествования Г.Бибба (в особенности описание чувств к Малинде и кдочери Мэри Фрэнсис, переживаний героя, вынужденного покинуть семью ради свободы),Дж.Пеннингтона, Дж.Хенсона (достаточно вспомнить эпизод покушения на убийство ивнутренний перелом, произошедший с героем).Важным достижением повествований стало расширение палитры стилевыхвозможностей. Довлеющая модель, сложившаяся в минстрел-традиции и плантаторскомромане, представляла негров исключительно как комических персонажей, занимающих«нижний этаж» в культуре.