Диссертация (Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации), страница 101
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации". PDF-файл из архива "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 101 страницы из PDF
В то жевремя, как отмечает Дж.Фридриксон, тема мисцегенации диктует в изображении такой героини,как и в случае с мужчинами-полукровками, сочетание лучших черт обеих рас – отвагу, силуволи, независимость, гордость «властительной расы» и огненный темперамент, пылкоевоображение, сильные чувства и глубокую религиозность, свойственные страдающейафриканской расе 578 (Касси Г.Бичер-Стоу, Линда Брент Г.Джейкобс). Иногда присутствуетэволюция характера героини: «ангел», утонченная леди в юности впоследствии становится«трагической полукровкой», полной горечи и отчаяния.
Именно по этой логике строятсяобразы Касси Бичер-Стоу и Клотель У.Уэллса Брауна. Благопристойная героиня-полукровкабудет оставаться в центре внимания негритянской литературы на протяжении более чемполувека, пока в ней будут безусловно доминировать ценности и каноны «gentility». Бесспорно,обилие полукровок среди персонажей негритянской прозы объясняется необходимостьюВ.Соллорс возводит родословную этих героинь к 18 веку, указывая в качестве протосюжета на историю Инкла иЯрико, персонажей комической оперы Inkle and Yarico (1787) Сэмюэла Арнольда и Джорджа Колмена-мл. Операбыла написана по книге Р.Лайгона (Ligon R. A True and Exact History of the Island of Barbadoes, 1657): Sollors W.Neither Black nor White Yet Both.
P. 194-195.577Livermore E.D. Zoe, or the Quadroon’s Triumph. A Tale for the Times. Cincinnati, OH: Truman and Spofford. 1855.Vol.1- 327 p.; vol.2 – 306 p. URL: Vol. 1: http://archive.org/details/zoorquadroonstr00livegoog; vol. 2: URL:http://archive.org/details/zoorquadroonstr01livegoog .578Fredrickson G. Black Image in the White Mind.
P. 121-122.576348включить «механизм проекции» и достичь эмоциональной идентификации белогочитателя/читательницы с героем/героиней.В 1850-60-е гг. героини-полукровки превращаются в литературную моду.Популярностью пользовалось стихотворение Г.У.Лонгфелло «Квартеронка», напечатанное вгазете Ф.Дугласа 579: прекрасная и добродетельная как ангел, героиня продана своим отцомплантатором и обречена стать наложницей нового хозяина. Выходит роман Майн Рида«Квартеронка» (1856); мелодрама Дайена Бусико «Окторонка или Жизнь в Луизиане»580 -- наоснове этого романа с невероятным успехом идет в США и Британии, уступая по популярноститолько постановкам «Хижины дяди Тома». Вместе с тем, как отмечают В.Соллорс 581 и Д.Брюс,«школьный стереотип» трагической полукровки не отражает реального разнообразия втрактовке этой темы.
Д.Брюс указывает на ряд произведений со счастливым финалом –«Каста» Мэри Пайк (1859), «Окторонка Адела» Езекии Хосмера (1860) 582, в которыхпрекрасные полукровки освобождаются из рабства с помощью своих белых поклонников ивступают с ними в законный брак. Также по требованию публики и для коммерческого успехабыла создана версия «Окторонки» Бусико с благополучной концовкой 583.Вместе с вниманием к полукровкам традиционные темы, связанные с мисцегенацией, аименно, конкубината, адюльтера, двойных линий родства и единокровных сиблингов –законных белых и незаконных цветных, начинают дополняться темой межрасовых браков.Традиционная тематика, связанная с мисцегенацией, разрабатывалась аболиционизмом врамках борьбы с рабовладением, была связана с южными штатами и носила обличительныйхарактер. Формирующийся новый топос изредка появляется в повествованиях рабов -например, у Льюиса и Мильтона Кларков в рассказе о судьбе их сестры-квартеронки, ставшейженой и наследницей бывшего хозяина.
Однако в первую очередь он утверждается в романах,действие которых происходит на свободном севере и которые написаны свободными автораминеграми. С описания межрасового брака и появления на свет героини романа Фрадо начинается«Наша чернушка» Г.Уилсон; основная сюжетная линия романа Ф.Уэбба «Супруги Гэри и ихдрузья» (The Garies and Their Friends,1857) повествует о любви белого джентльмена Гэри ипрекрасной полукровки Эмили, которую он вначале покупает как рабыню, затем освобождает,женится на ней и увозит ее Север.579Longfellow H.W.
The Quadroon Girl // Frederick Douglass’ Paper. 1855. 16 Feb.Четырехактную версию пьесы см.: Boucicault D. The Octoroon; or, Life in Louisiana // Standard English Plays andСomic Dramas. L.: John Dicks; N.Y.: The De Will Publishing House. P.1-18. URL:http://archive.org/stream/octoroonplayinfo00bouciala#page/n0/mode/2up .581Sollors W. Neither Black Nor White. P.228, 353.582Sydney A. Story Jr. (Pike M., Green H.). Caste: A Story of Republican Equality. Boston, MA: Phillips, Sampson andCo; N.Y.: J.C.Derby, 1956. 540 p. URL: http://archive.org/stream/cu31924022145951#page/n5/mode/2up ; Hosmer H.L.Adela, the Octoroon. Columbus, OH: Follett, Foster & Company, 1860. 400 p.583Bruce D.D.
The Origins of African American Literature. P. 294-295.580349Образы героев-полукровок сигнализируют о парадоксальном содержании топосамисцегенации уже в предвоеннной культуре. С одной стороны, расовое смешение,происходившее в основном посредством конкубината, насилия, сексуального произвола, и егорезультат -- дети-полукровки были живым свидетельством виктимизации черной расы.
Сдругой стороны, постоянно присутствует топика благодатности смешения. Полукровкапредстает как высший тип по сравнению с чистокровным негром. Это объяснялось какприближением их к «высшей белой расе» (плантаторский роман), так и соединением в нихлучших черт обеих рас (аболиционизм). Д.Брюс приводит выразительные цитаты из газетныхпубликаций и писем начала 1850-х о расовом смешении, которое должно «смягчить грубоватуюрезкость и энергичность англо-саксонского характера естественной мягкостью,жизнерадостностью и безыскусной нежностью африканцев» и указать путь к будущему«слиянию на этом континенте обеих рас»584. Амбивалентность присуща и оценке межрасовогобрака. В романе Г.Уилсон «Наша чернушка» мать главной героини белая беднячка этническаяирландка Мэг, ставшая в юности жертвой соблазнителя, решается выйти замуж за свободногонегра Джима Смита, и это становится довершением ее падения, хотя Джон – честныйработящий и любящий муж.
В романе Ф.Уэбба «Супруги Гэри и их друзья», напротив, из трехизображенных семейных пар – цветной, белой и смешанной, наибольшую симпатию внушаетименно последняя, а белая чета вызывает нравственное отвращение.Герои-полукровки располагаются вдоль главной «оси напряжения» негритянскойпредвоенной прозы. Это дилемма «смирение – бунт», за которой стоит выбор между двумякультурными моделями черной расы: 1. Кротость, покорность, терпение, особые духовныедары, дающиеся малым мира сего, униженным и страдающим (мессианизм); 2. Чувствособственного достоинства, отвага, решимость, энергия, сила воли, жажда свободы(индивидуализм).
Каждая из моделей, в свою очередь, существует в двух вариантах. Во-первых,это вариант «примитива», как правило, маркированный черным цветом кожи (чистокровныенегры): 1. негр-дитя, негр-незлобивый кроткий дикарь, негр-неграмотный простец, верный раб,кроткий и смиренный сердцем – дядя Том Бичер-Стоу, Фрадо Г.Уилсон; 2. негр – кровожадныйдикарь, восставший раб, героический беглец – Дред Бичер-Стоу, Большой Том Хилдрета. Вовторых, это благопристойный вариант, как правило, героя-полукровки -- кроткая нежнаяутонченная мулатка/квартеронка, сентиментальная героиня, обреченная на безвременнуюгибель; благородный раб, отстаивающий право на свободу (Джордж Гаррис, Уильям БрентГ.Джейкобс); «рабыня-леди», восстающая против домогательств, самодурства хозяев илипродажи детей (Клотель, Линда Брент).
Исключением по «цветовому признаку» стал МэдисонЦит. из статьи в газете Pennsylvania Freeman (1 Aug. 1850) и письма негритянского деятеля Дж.Холли 15.08.1852по: Bruce D.D. The Origins of African American Literature. P. 290.584350Вашингтон Ф.Дугласа -- чистокровный негр, «раб-герой», чья родословная очевидно восходит ктипу «благородного дикаря».В дальнейшем разграничительная линия между этими моделями становится все болееразмытой: добродетели « черных простецов», равно как достоинство и нравственная силабунтарей оказываются востребованы благопристойной и сентиментальной литературой;смиренные и кроткие жертвы все чаще начинают восставать против насилия и унижений (бунтФрадо или нежной Клотель).
В 1850-е годы топика мессианизма черной расы, ее особыхдуховных даров все больше оттесняется на второй план; негр как образец христианскихдобродетелей перестает быть идеальным ориентиром по мере секуляризации и радикализацииаболиционизма. На авансцене оказываются благородные герои-бунтари, борцы за свободу исвое человеческое достоинство.
Однако легитимизация бунта происходит за счет присвоениябунтарям характеристик благопристойных героев и некоторых нравственных добродетелей«простецов», таких, как верность, терпение, мужество, милосердие. Благопристойный идеал вего негритянском варианте, довлевший в черной культуре рубежа 19-20 вв. также во многоминкорпорирует элементы «мессианского» топоса, который не потерял своей актуальности досего дня, пережив множество трансформаций.
Главная из них пришлась на 1960-е годы, когдабыл ниспровергнут нравственный авторитет христианского идеала, освятивший культурнуюмодель негра-простеца, морально превосходящего белых.Классификация первых негритянских романов может быть проведена по несколькимкритериям:1. Романы о свободных неграх на севере и северном расизме («Наша чернушка» Г.Уилсон,«Супруги Гэри и их друзья» Ф.Уэбба) – и романы о рабовладении («Клотель» У.Уэллса Брауна,«Случаи из жизни молодой рабыни» Г.Джейкобс, «Блейк или Хижины Америки» М.Делани,новелла «Раб-герой» Ф.Дугласа);2. Романы, тяготеющие к благопристойно-сентиментальной традиции («Клотель», «СупругиГэри», «Наша чернушка», «Случаи из жизни молодой рабыни») – или к радикальноинсургентной литературе («Раб-герой», «Блейк»);3.
Романы с превалированием документального компонента, в том числе, близкие кповествованиям рабов и автобиографии («Случаи из жизни молодой рабыни», «Нашачернушка») – и с превалированием романного компонента, в том числе близкие к историческимроманам («Раб-герой», «Блейк», «Клотель», «Супруги Гэри»).351Уильям Уэллс Браун и Гарриет Джейкобс: от повествований к роману.