Диссертация (Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации), страница 97
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации". PDF-файл из архива "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 97 страницы из PDF
Ф.Дуглас характеризовавший пение рабов как варварское, как наборпримитивных, бессвязных «диких криков», в то же время проникновенно пишет о потрясающейих силе, так как они аккумулируют боль, страдание, веру рабов; это выражение «скорбисердца», которая говорит о рабстве больше, чем иные «толстые книги» 543..Все чаще звучит радикальный тезис: рабовладение несовместимо с христианством,рабовладельцы и работорговцы не могут называться христианами, но должны считатьсяслугами диавола. В повествовании Г.Бибба радикальное утверждение полярнойпротивоположности рабства и христианской веры уже обозначает грань, за которойугадывается отказ от христианства вообще – как от религии рабов и рабовладельцев.
Неслучайно самый страшный персонаж повествования Бибба изверг хозяин Дикон УитфильдСм. напр. 20-ю главу повествования Брауна-Чеймировзова: Slave Life in Georgia. A Narrative of John Brown. P.202-204.541Narrative of the Life of Henry Box Brown. P.26.542См. начало 7 гл. повествования «Бокс» Брауна: The Narrative of Henry Box Brown. P.
47-49.543Narrative of the Life of Frederick Douglass. P.13-15. «Песням печали» -- духовным гимнам, госпелам, спиричуэлсУ.Дюбуа в «Душах черного народа» (1903) отведет особое место в наследии черной расы, связывая это с ееособыми «духовными дарами» и великой миссией, которую она призвана сыграть в судьбе Америки (черныймессианский комплекс).540333носит говорящее имя, напоминающее об основателе методизма – секты, к которой принадлежитбольшинство рабов, а те, кого традиционно осуждали как грешников – игроки, моты, выпивохи– относятся к герою-беглецу гораздо сострадательнее, чем правоверные христиане.
Именнокомпания «спортсменов» (игроков) в итоге помогает ему бежать в Канаду (гл.13).Повествование Бибба – яркий образец секуляризованного текста, заряженного иронией ичасто идущего вразрез с принятой моралью. Однако столь же радикален в этом отношении ипроповедник Джеймс У.Ч.Пеннингтон, объявляющий рабство дьявольской институцией, арабовладельцев – слугами антихриста. Пятую главу своего повествования он завершаетжутковатой притчей о рабовладельце – дьявольском чудовище, которое с колыбели ставит свою«каинову печать» на младенце, рожденном в рабской доле, и вносит его в свой проклятыйреестр собственности вместе с прочим имуществом.Топос алчности рабовладельца дополняется топосом рабства как кражи /грабежа.
Речьидет не только о краже /присвоении плодов чужого труда. Раб ограблен полностью -- –экономически (лишен плодов труда или зарплаты), социально (лишен прав), культурно (лишенпросвещения, образования), духовно (лишен подлинной религии Христовой, доступа к Библии).Пеннингтон негодующе пишет об украденном у него праве на образование, что сделало егокультурно неполноценным:«Есть один грех, совершенный рабством против меня, который я никогда не смогупростить. Рабство украло у меня образование, и этот ущерб уже не может быть возмещен...После побега мне потребовались три года упорного труда, чтобы освободить от цепей свойразум; еще три года я трудился над тем, чтобы вычистить из речи выражения, усвоенные врабстве; еще четыре года были нужны, чтобы я смог, наконец, распрямиться во весь рост; но досих пор я чувствую недостаток знаний, основание которых закладывается как раз в те годы, чтоя провел в неволе… у меня уже нет никакой надежды восполнить то, что не было получено всвое время» 544.Аболиционистские повествования вносят ряд новшеств в топоспросвещения/образования.
Прежде всего, это акцент на практическом применении знаний. Безних, например, невозможно составить маршрут бегства: в повествовании Брауна-Чеймировзовагерой во время первых побегов полагает, что Англия, куда он стремится, находится где-то пососедству. Неграмотному трудно найти работу, обзавестись пропуском для патрульных и т.д.Показателен знаменитый эпизод в повествовании У.Уэллса Брауна: герой просит прочитать емузаписку, данную хозяином, и узнает, что его посылают в исправительный дом для порки. Тогда,проявив недюжинную хитрость, он обманом уговаривает другого негра отнести адресатузаписку хозяина. Описывая эту проделку в духе «conman», Браун не только стремится544The Fugitive Blacksmith.
P. 56-57.334позабавить читателя, но и показывает, какую пользу можно извлечь из владения грамотой.Овладение грамотой совершается вопреки запрету рабовладельцев и квалифицируется какформа борьбы; соответственно, рассказ об этом насыщается авантюрным элементом. Геройовладевает начатками грамотности чудесным образом (через откровение, наитие), тайком,самоучкой, хитростью, присутствуя при уроках хозяйских детей или благодаря помощи кого-тоиз хозяев; описывается ярость рабовладельцев, узнавших, что раб учится грамоте и т.д.Образованность и знания квалифицируются как шаг к свободе.
Наконец, по контрасту сподчеркиванием важности и практической пользы грамоты рисуются впечатляющие картиныневежества, суеверий, свидетельствующих об обесчеловечивании раба, низводимого до уровнядомашнего скота.Обширная топика, охватывающая обличение рабства, полемику с его апологетами, в томчисле плантаторским романом, в целом не претерпевает существенных трансформаций посравнению с литературой белого аболиционизма. Можно отметить постепенный дрейфповествований ко все более радикальному дискурсу в духе «Воззвания» Д.Уокера – разумеется,за вычетом демонизации белой расы и прямых призывов к восстанию, насилию. Эти табуобеспечиваются установками белых аболиционистов, стремившихся привлечь на свою сторонуширокую публику.
В повествованиях используются традиционные аргументы против рабства - религиозные, юридические, экономические, моральные.Система контраргументов против апологетической аргументации плантаторского романапредстает как система оппозиций:1. Cвобода --дар Божий, врожденное1. Негр не создан для свободы.стремление к ней свойственно всем людям.2. Наемный работник распоряжается своей2. Белым наемным работникам хуже, чемсудьбой и получает плату за свой труд, анеграм-рабам, о которых пекутсяраб – нищий, он ограблен теми, ктохозяева.присваивает все плоды его труда.3.
Если отменить рабство, негры останутся на3. Негры наводнят Север, если ихЮге, предпочитая теплый климат иосвободить.привычное окружение.4. Негры «недоцивилизованы» и отстают4. В силу низкого интеллекта, слабогов развитии из-за рабства, закрывшего имморального чувства негры не созрели дляпуть к просвещению и прогрессу.полноценного участия в жизни общества.5. Типичные пороки негров (леность,5. Негры от природы порочны и не воровство,безответственность и пр.)способны усвоить ценности белой335являются последствиями рабства.цивилизации (трудолюбие, рачительность,целеустремленность и т.д.).6.
«Хороших хозяев» не бывает; хорошие6. Хозяин и хозяйка для негра –люди в положении рабовладельцевпокровители и родительские фигуры.бессильны противостоять злу рабовладения.7. Негр может быть ответственным, зрелым,7. Негр – дитя, нуждающееся в полноценнымчленом общества, это доказывааютпокровителях и руководителях.истории успеха героев8. Рабство – абсолютное зло, дьявольское8. Рабство – патриархаальный семейныйпорождение, обесчеловечивающее иуклад в духе золотого века, детско-раба, и рабовладельца.родительские отношения.9.
Аболиционисты –друзья негров, настоящие 9. Аболиционисты – фанатики илихристиане, защитники демократии имошенники и заговорщики,просвещения.демонические злодеи, учиняющие бунты,посягающие на чужую собственностьи ведущие дело к расколу страны.Новая топика, сложившаяся в повествованиях в период подъема аболиционизма,включает понятие «свобода» -- ключевое для этого периода, оно разрабатывается в рамкахтеологии и естественного права (дар Божий человеку) и социальности (равенство -обязательное условие демократии, записанное в Конституции).
В топику свободы входят:1. Полярная звезда (North Star), которую находим, например, у повествованиях У.УэллсаБрауна 545, Дж.У.Ч.Пеннингтона546 и, конечно, в повествовании Ф.Дугласа 547, как известно,издававшего аболиционистскую газету «The North Star» (Полярная звезда»);2. Полет и крылья, встречающийся, например, у Г.Бибба и Ф.Дугласа в знаменитоммонологе на берегу Чезапикского залива. Характерно, что оба фрагмента – у Бибба, и у Дугласа– содержательно и стилистически очень близки, практически идентичны, включая ту деталь,что оба мечтают о крыльях и полете к свободе, глядя на водное пространство, отделяющее ихот северных свободных штатов и/или Канады:«Часто летом, по воскресеньям, в глубокой тишине, я стоял в полном одиночестве навысоком берегу этого величественного залива и с грустью в сердце провожал, полными слезглазами, бесчисленные парусники, уходившие к могучему океану <…> изливая душу в545Narrative of William W.Brown, a Fugitive Slave.
Written by Himself. Boston, MA: Published at the Anti-SlaveryOffice, 1847. P. 68. URL: http://docsouth.unc.edu/neh/brown47/brown47.html .546The Fugitive Blacksmith. P.15.547Narrative of the Life of Frederick Douglass. P. 85-86.336безыскусных жалобах, обращенных к этому множеству кораблей: «Вас не держат якоря, высвободны – а я скован цепями, я раб. Вы весело скользите по водной глади, а я изнываю подкровавой плетью! Вы – быстрокрылые ангелы свободы, вы летаете по всему свету, а я скованжелезными кандалами! О, если бы я был свободен! О, если бы мне оказаться на такой воткрасивой палубе под спасительной сенью крыльев-парусов!» 548«Порой, стоя на берегу реки Огайо, глядя на свободные штаты и вдаль, на север, кудатолько мог достигнуть мой взгляд, я жадно взирал на синее небо свободного Севера и повременам из глубин моей души вырывался крик: «О, Канада, сладкая страна покоя! О, когда жея попаду туда? О, если бы у меня были крылья, как у голубки 549, чтобы я мог воспарить иулететь далеко-далеко, туда, где нет рабства, нет звона цепей, невольников, окровавленныхспин, нет разлук между мужьями и женами; туда, где один человек не является собственностьюдругого» 550.В этих монологах Бибба и Дугласа ясно видно, что этот образ, часто толкуемый какпришедший из африканского фольклора, происходит из христианской традиции: текст Биббаявно отсылает к псалму, у Дугласа полет и крылья соседствуют с образами ангелов и рая.