Диссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг), страница 79

PDF-файл Диссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг), страница 79 Филология (29756): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг) - PDF, страница 79 (29756) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг". PDF-файл из архива "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 79 страницы из PDF

По-видимому, об этом «говорит и неговорит» с нами автор.Таким образом, рассмотренные нами вариации повторяющихся мотивнотематических комплексов (в особенности, донорства, разъятия на части, отбросов,фрагментов, коллекций и др.) могут быть осмыслены не как сюжетогенные, а какконцептуализирующие, причастные философско-экзистенциальному прочтениюромана (нахождение подлинности «Я», принятие мортального удела, разрушениенадежд и пр.).

Важно и то, что признание приговоренности к смерти представленопосредством еще одной связки лейтмотивов, пронизывающих весь текст, –лейтмотивов «знания / незнания», «говорения / умолчания». Герои-клоны, друзьяи фактические двойники Кэти, рассказчицы романа, в сущности, проговариваютвслух то, о чем она стремится умолчать, – о неизбежности физической деградациии крушения надежд. Вместе с тем сама фигура Кэти, миссия которойподдерживать обреченных на смерть, возможно, становится символической818819Там же. С.

343-344.Там же. С. 381.352проекцией писательского слова, «собирающего» никогда не завершенное «Я» вопыте эмпатии и воспоминания.353ЗАКЛЮЧЕНИЕРабота Брайана Макхейла «Постмодернистская литература» (PostmodernistFiction,1987) 820 , на долгое время ставшая теоретическим фундаментом дляосмысления историками литературы поэтики постмодернизма, трактовалаизображаемую художественную реальность в соответствии с явленной в нейдоминантой эпистемологического или онтологического характера.

Согласно этойлогике,постмодернистыработают с онтологией–предлагаютигровоеконструирование и демонтаж условных миров, выводя за скобки вопрошающегосубъекта. На сегодняшний день очевидно, что эта концепция, столь убедительнопроиллюстрированнаяобразцамипреимущественноамериканскойпостмодернистской литературы, не работает при обращении к художественнойпрактике английского постмодернистского романа 1980-2000 гг.Исповедально-философские романы М. Эмиса, И. Макьюэна, Дж. Барнса,К. Исигуро,Г.

Свифтаидругихпризнанныханглийскихписателей,принадлежащих одному поколению, обозначили новый этап в развитиианглийской литературы. Обнаруживая черты постмодернисткой поэтики, романыупомянутых авторов несут в себе исповедальные интенции, согласующиеся ссовременныминеканоническимиракурсамиврассмотрениифилософско-эстетических вопросов постмодернизма. В особенности эффективными для ихтрактовки представляются идеи, связанные с понятием «воскрешения субъекта»,эстетикой ранимости, эмоциональными и этическими ресурсами постмодернизма(Кр.

Нэш, З. Бауман, А. Гибсон, Я. Виннберг, Г. Хоффман, А. Хорнунг и др.).Избранный ведущими писателями эпохи вектор движения в сторону отраженияопыта и ранимости «Я» определил отход от игровой (де)конструкции какфилософской и эстетической установки раннего постмодернизма. Обнаружениеэмоциональных и этических граней памяти и опыта «Я», обретающих820McHale B. Postmodernist Fiction. NY & L., 1987.354самостоятельную ценность в исповедально-философском романе исследуемогопериода, позволило говорить об этом типе романа как о феномене иного порядка,требующем особый аналитический аппарат.Исследованныйнамикорпустекстовконцептуальных и структурно-тематическихпродемонстрировалединствостратегий жанровой формыисповедально-философского романа на новом этапе развития поэтики жанра,восходящего к личному роману эпохи романтизма.«Воскрешение субъекта» в романах Эмиса, Барнса, Исигуро, Томаса,Макьюэна, Свифта не претендует на воссоздание целостного «Я»; напротив,исповедальный герой романа при всей потенциальной откровенности егопризнаний дается читателю в пределе незавершенности нарративной конструкции«Я», непроницаемости прошлого и неизбывности опыта.Спецификой исповедально-философского романа на современном этапестановится интерес к комплексу эпистемологических вопросов, обращенных космыслению жизненного опыта как опыта боли и ранимости.

Фиксация нафизическом и психологическом (часто трансгрессивном) переживании боливырастает из представления о насилии, случайности, катастрофичности бытия итрагической хрупкости человека. Мотивы распада и смерти, отчужденности иутраты невинности, характерные для романов исследуемых авторов, формируютобласть поисков подлинности «Я» через переживание опыта страдания испособности быть ранимым.Ранимость «Я» предстает в широком спектресостояний экзистенциального регистра: от стыда и вины, смирения переднеизбежностьюутратдофизическойдеградации.Центральнымзвеномпроблематики и художественной формы современного английского романастановится сюжет об открытии некоммуникабельности «раны» и условностинарратива, бессильного перед опытом «Я». Понятия избегающих определения«травмы», «следа», «события» и «субъекта» в современных теориях, восходящихк Лакану и Деррида, оказываются связаны.

Деструктивное событие опознаетсякак «рана», «разрыв» в опыте индивидуального существования и определяет егосущность.355Еще одной характерной гранью философской проблематики современногоромана предстает своеобразная философско-этическая позиция: нетранзитивностьстрадания, сопротивление травматического опыта привычному вербальному (иэтическому) означиванию не только не отменяет, но взывает к эмпатии,коммуникации с «Другим».

Более того, не «завершение» «Я» оказывается вфокусе внимания современных писателей, а сама экзистенциальная ситуация, вкоторой «Я» находит себя. Вопреки сомнению в слове, искусство Макьюэна,Эмиса, Барнса, Исигуро обращено к показу человеческого страдания какэкзистенциальногоудела,а нек егоисчерпывающейпсихологическойинтерпретации. В этом Макьюэн, Барнс, Исигуро видят этику романа каксвидетельства человеческого опыта.Двигателем повествования в романах Исигуро («Там, где в дымке холмы»,«Художник зыбкого мира», «Остаток дня»), Эмиса («Беременная вдова»),Макьюэна («Искупление»), Барнса («Попугай Флобера») становится не раскрытиескрываемых и стыдных событий и поступков, а развернутая в несколько этаповлогика их постепенного осознания как ситуаций, сопряженных с переживаниямифилософско-экзистенциального регистра.Событийность воспоминания сопряжена с болевыми точками «сюжета оранах» («Там, где в дымке холмы» Исигуро, «Беременная вдова» Эмиса, «Глядяна солнце» Барнса).

Отсутствие хронологически мотивированной биографиигероя определяется не художническим притязанием на тотальное воспоминание,но логикой сюжета о стыде, вине, отчаянии, утрате и т.п.Композициявоспоминаний, как правило, включает в себя возвращающиеся ситуации. Этотособый ритм фабульных вариаций в романах Барнса, Макьюэна, Эмиса, Исигуропозволяет увидеть не констатирующую, а интенциональную логику говорящего.Иными словами, навязчивое воспоминание, будучи повторенным, становится ужезнаком непроговоренного «вслух» болезненного знания героя о себе.Исповедальный роман, как правило, несет в себе и указания на значимостьадресата.

Это и прямое обращение учителя к ученикам, сказовые интонации в«Земле воды» Свифта, обращение к читателям в «Попугае Флобера» Барнса, и356разнообразные вариации рамочных конструкций, вставных рассказов, вводящиефигуры оценивающих исповедь персонажей в «Искуплении» Макьюэна.Косвенным указанием на адресацию можно считать ряд сюжетных ситуаций –пребывание под судом чести («Художник зыбкого мира» Исигуро), на смертномодре («Стрела времени» Эмиса) и пр.

Как правило, они приобретают характерэкзистенциальнойпограничнойситуации,котораяпровоцируетгероякобнаружению своей подлинности, более того, к открытию, предъявлению этойподлинности миру. Важным тематическим маркером адресации становятся такжелюбые упоминания о причастности героя творчеству, его желание написать роман(исполнитьвиртуозныйконцерт),чтобывыразитьсебяпублично(«Информация» Эмиса, «Дэниел Мартин» Фаулза, «Безутешные» Исигуро,«Белый отель» Томаса, «Искупление» Макьюэна и др.).Связанная с адресацией «Другому» диалогическая рефлексия с «лазейками»и «оглядками» («реактивная» исповедь), восходящая к исповеди парадоксалистаДостоевского, находит выражение в стремлении героя-повествователя «разбитьзавершающую и как бы умерщвляющую его оправу чужих слов о нем» 821 .Применительно к контексту конца XX века потенциальную заданностьинтерпретации «Я» несут, по мнению Барнса, Эмиса, Исигуро, Томаса, Макьюэна,«готовые» эстетические и интеллектуальные модели: психоанализ и TraumaStudies («Белый отель» Томаса, «Беременная вдова» Эмиса); художественнаялитература и искусство («Искупление» Макьюэна, «Там, где в дымке холмы»Исигуро, «Записки о Рейчел» Эмиса) и даже теория и история литературы(«ПопугайФлобера»«субъективности»расследованиевтравмыБарнса,духе«Информация»Эмиса).интертекстуальнойставятсяподигрысомнениеиТак,илиэстетизацияфрейдистскоепротивопоставляютсяжизненному опыту, данному как эмпирический (часто физический) опытстрадания.

Гиперрефлексия уступает место редуцирующим всякий вербальныйкомментарий821стратегиям:анатомическомупоказутравмыуМакьюэна,Бахтин М. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского. М.: Издательство Моск.Ун-та, 1982. С. 265.357музыкальным лейтмотивам у Исигуро, многочисленным маркерам физическихнедугов у Эмиса, отсутствием номинации для катастрофы и случайности («здесь исейчас») у Свифта и пр.Более того, телесный и чувственный опыт, становящийся одним из фокусовромана 1980-1990 гг., привлекает внимание к ранимости рассказчика, кпереживаемой им экзистенциальной ситуации.

Так, возникающие знаки страдания(кашель или лучевая болезнь героев романов Эмиса, натуралистический показдеформированного тела в романах Макьюэна, насилие в романах Свифта,фантомные и реальные боли героини Томаса, метафорические раны, о которыхговорятгероиИсигуро)предстают,преждевсего,репрезентациейэкзистенциального опыта, сопротивляющегося всякой нарративизации.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее