Диссертация (Структурный и контекстный анализ в интерпретации трагедий Еврипида), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Структурный и контекстный анализ в интерпретации трагедий Еврипида". PDF-файл из архива "Структурный и контекстный анализ в интерпретации трагедий Еврипида", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Изображая каждую из ошибок, Еврипид тщательнообрисовывает мотивацию поступков, и эта мотивация каждый развоспроизводит те или иные элементы риторического оправдательного топоса.Прежде чем перейти к подробному анализу психологической мотивации, яперечислю прегрешения и ошибки, совершаемые персонажами, в порядке ихпоявления в драме:1) нападки Ипполита на Афродиту,2) страсть Федры к Ипполиту,3) безумные речи Федры, выражающие ее желание перенестись всвязанный с Ипполитом мир дикой природы,4) поведение кормилицы, выведавшей у Федры тайную причину ееболезни,5) признание Федры кормилице в любви к Ипполиту,6) решение и затем попытка кормилицы свести Федру с Ипполитом,7) согласие Федры на предложение кормилицы прибегнуть к лекарствуот страсти,338) нападки Ипполита на женщин вообще и на кормилицу и Федру вчастности,9) лживое обвинение Федрой Ипполита,10) несправедливое наказание Ипполита Тесеем.49В каждом случае сознательная воля персонажей обращена кдобродетели и моральному благу, и ни один из этих поступков непродиктован злым умыслом – определяющим атрибутом предумышленныхзлодеяний.Например, именно от благих моральных побуждений проистекаетдерзкое отношение Ипполита к Афродите – он отвергает богиню, посколькуона ассоциируется в его сознании с гибрисом, с развратом.
Он применяет кней эпитет κακίστη «дурнейшая» (13), имеющий значение негативнойморальной оценки, и объясняет свое отношение к ней тем, что Афродитапокровительствует постыдным делам, творимым под покровом тьмы. Та жепричина – неприятие разврата – заставляет Ипполита ненавидеть женщин(616-668), и она же порождает его агрессивное негодование на Федру икормилицу.Все сознательное поведение Федры также основано на стремлении кморальному благу. Она пытается сознательной волей сдерживатьовладевшую ею страсть; признание кормилице она делает, повинуясьморальному чувству (αἰδώς ), требующему от нее внять обращенным к ней49Поступок Тесея назван в тексте «невольным» (1433: ἄκων γὰρ ὤλεσάς νιν), что, по мнению Барретта,отсылает к особой категории «невольных убийств» (φόνος ἀκούσιος) в афинском законодательстве: люди,совершившие такие убийства, освобождались от ответственности (Barrett 1964, 413, комм.
к ст. 1431-1436).Однако, как верно отметил Макдауэлл (MacDowell 1968), этот термин применялся только в тех случаях,когда убийца не предполагал, что его действия могут привести к смерти – то есть обозначал случайныеубийства. Убийство Ипполита Тесеем к такой категории не относится. Слово ἄκων употреблено здесь вболее общем смысле, как во многих приведенных выше юридических контекстах – оно подчеркивает, что упоступка Тесея есть факторы, смягчающие его вину.34мольбам просительницы; наконец, оклеветать и погубить Ипполита еезаставляет желание спасти свою честь.50Поступки кормилицы, добивающейся от Федры рассказа о ее болезни изатем пытающейся свести свою госпожу с Ипполитом, продиктованы ее φιλία– любовью к Федре (потому мы должны думать, что она также оправдана,несмотря на враждебное отношение к ней современных критиков).Наконец, Тесей в своем несправедливом обвинении и наказанииИпполита также руководствуется соображениями добродетели.
Моральныесуждения играют важнейшую роль в риторической аргументации егомонолога (936-980), и именно они и дают ему основание покарать сына,преступившего, по его мнению, моральные законы.Ни один из поступков не порожден злыми намерениями, ни один изних не вызван моральной испорченностью героев. Каковы же причины,заставляющие персонажей ошибаться и приводящие их, вопреки ихправильной моральной воле, к прегрешениям? Изображая эту негативнуюмотивацию поступков, Еврипид использует все три категории смягчающихфакторов, распространенные в оправдательной риторике, причем обычноодин поступок объясняется сразу несколькими оправдывающими егообстоятельствами, и, с другой стороны, разные действия описываютсяобщими схожими моделями – что и создает композиционную целостностьдрамы, и позволяет показать эти модели некими универсальнымипринципами, вообще управляющими всем человеческим поведением.1.
Незнание или ошибочное мнение.Данная категория смягчающих факторов присутствует в пьесе вразличных своих видах – как в форме частного незнания ситуации, так и вболее общей форме ошибочного морального суждения.50Об этом и других примерах губительной роли морального чувства и добродетели см. главу 3 первогораздела.351a. Моральное незнание.Эту тему, являющуюся одной из важнейших в «Ипполите» изаслуживающую отдельного исследования, я охарактеризую здесь лишь вобщих чертах; подробнее она будет разобрана в следующих главах.Поведение трех персонажей – Ипполита, кормилицы и Федры – донекоторой степени обусловлено схожей причиной, заключающейся впредельной преданности моральному чувству (σωφροσύνη у Ипполита иФедры, φιλία у кормилицы), которая и приводит их к аморальным поступкам.Целомудрие Ипполита и его благочестивое поклонение Артемиде влекут засобой гибрис против Афродиты и женщин; любовь кормилицы к Федрезаставляет ее сводничать; внимание Федры к своему целомудрию выливаетсяв конце концов в преступную и губительную клевету на пасынка.Все персонажи совершают одну и ту же общую ошибку.
Их моральныепринципы чересчур тверды (эта твердость обозначается повторяемымисловами со значением морального старания и усердия – ἐκπονεῖν, 381, 467, иἀτρέκεια, 261, 1115), в то время как мир вокруг них сложен и изменчив итребует моральной гибкости. Герои выказывают свои в целом правильныеморальные убеждения и чувства, не сообразуясь с обстоятельствами – с«правильным моментом» (καιρός), и оттого грешат. Ошибки всех трех героев,происходящие от их чрезмерного морального усердия, резюмирует хор втретьем стасиме, научившийся на негативном примере персонажей не иметьслишком жестких принципов и согласовывать свой образ мыслей спостоянно изменяющимися обстоятельствами (1115-1116).1b.
Практическое незнание.Незнание является одним из центральных мотивов произведения,выражаясь и лексически, в постоянно повторяемой фразе οὐκ οἶδα «Не36знаю»,51 и драматически, характеризуя большинство положений драмы.Ипполит в прологе не знает, что его ждет скорая смерть (56-57); хор икормилица долгое время не догадываются об истинной причине болезниФедры (141-169, 267 слл.); кормилица не предполагает, к чему приведет вконце концов ее план спасения госпожи; Ипполит не понимает, что Федра непомышляла об измене (649-650); наконец, Тесей, находясь в отлучке, незнает о болезни жены (280-281), возвращаясь домой, не знает о ее гибели(790-799), а когда узнает, не догадывается о ее истинных причинах (801 идалее).
Узнавание порой происходит, но всякий раз, вплоть до эксода, неполностью. Так, например, кормилица, узнав о причинах болезни Федры – оее страсти – неверно представляет себе способ вылечить эту болезнь;Ипполит, узнав о любви Федры, неверно толкует ее намерения; Тесей, узнаво смерти Федры, неверно понимает ее причины и верит лживому обвинениюИпполита.Незнанием мотивировано большинство ошибочных поступковперсонажей.
Например, упорство, с которым кормилица пытается выведать уФедры тайну ее болезни, объясняется тем, что она не понимает истинныхпричин этой болезни и потому уверена, что ее вмешательство принесетФедре пользу. Придуманный кормилицей способ избавить Федру от болезни– попытка свести Федру с Ипполитом – вопреки всем ее ожиданиямоказывается неэффективным и выставляет в дурном свете и ее саму, и еегоспожу, что говорит о неверной оценке ею всей ситуации.
Федра, в своюочередь, соглашается прибегнуть к предлагаемому кормилицей лекарству отлюбовной болезни потому только, что, обманываемая служанкой,неправильно понимает суть этого лекарства – думает, что та имеет в видумагическое средство, избавляющее от любви, а не удовлетворение страсти влюбовном союзе с Ипполитом. Затем, Ипполит несправедливо обвиняет51Выражение οὐκ οἶδα и его варианты, τοσοῦτον ἴσµεν «Ничего больше не знаем», 804, вопросительное ἴστε;«Знает ли вы?», 790 и др., постоянно повторяются в драме, оказываясь одним из наиболее частопоявляющихся лексических мотивов; см. 40; 56; 92; 271; 277; 344; 517; 599; 904; 981; 1004; 1033.37Федру и кормилицу оттого, что неправильно представляет себе их намеренияи мотивы их поступков, приписывая Федре стремление к супружескойизмене и кормилице пособничество в этом преступлении.
Федра клевещет наИпполита вследствие того, что неверно понимает его планы: она боится бытьразоблаченной им перед Тесеем (689-692), не слыша его решения сдержатьданную им клятву и сохранить тайну ее страсти (657-660). Наконец, Тесейгубит Ипполита, обманываемый письмом жены и не зная действительногоположения вещей.Мотив незнания выражен не только лексически и не только самимпостроением действия и драматических ситуаций, но и посредством двухособых драматических приемов. С помощью этих приемов, во-первых,Еврипид специально выделяет фактор незнания в ключевые моментыдействия; кроме того, используя один и тот же прием в разные моменты и вразных ситуациях, автор соотносит эти ситуации друг с другом, создаетаналогию между ними и тем самым показывает их примерами актуализацииобщей событийной модели.Первый прием – это прием отложенного узнавания.
Кормилицапытается узнать тайну Федры в течение более чем восьмидесяти стихов (267353). Тесей, появляясь на орхестре в начале третьего эписодия, сразуначинает догадываться, что в доме горе (790), но ждет десять стихов, покаему сообщат, что умершая – его жена (800); затем проходит еще семьдесят слишним стихов, пока Тесей прочитает письмо Федры с рассказом о причинахее самоубийства (874).