Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 104

PDF-файл Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 104 Филология (29643): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма) - PDF, страница 104 (29643) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма". PDF-файл из архива "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 104 страницы из PDF

348].Психологической приметой предельно напряженного состояния людейявляется потеря памяти как физическая реакция на страдание («И мы забылинавсегда, / Заключены в столице дикой, / Озера, степи, города / И зори родинывеликой»). Ахматова пишет об одолевающем современников ужасе, но впоследней строфе страх неожиданно перекрывается верой в непрерывную связьпоколений, которая осуществляется культурой. Голос хора звучит как соборнаямолитва.Иная близится пора,Уж ветер смерти сердце студит,Но нам священный град ПетраНевольным памятником будет [Ахматова А.

1998; с. 348].В 1920-е годы Ахматова обращается к тем глубоко личным ценностямчеловеческой души, которые могли бы стать твердой моральной опорой длясовременников,столкнувшихсясситуациейтотальноготрагизма.Художественное воплощение в ее творчестве получает религиозное чувство. Идея«самостоянья» человека как залог «величия» его личности перерастает в лирикеАхматовой в переживание национального подъема и подвижнического героизма.Все расхищено, предано, продано,Черной смерти мелькало крыло,Все голодной тоскою изглодано,Отчего же нам стало светло?<…> И так близко подходит чудесноеК развалившимся грязным домам…Никому, никому не известное,Но от века желанное нам [Ахматова А.

1998; с. 351].В свое время эмигрантской и советской критикой стихотворение «Всерасхищено, предано, продано…» (1921) было ошибочно воспринято какпрославление революции: настолько обязательной казалась современникам поэтасоциально-политическая направленность литературного произведения. Вообще,прямая оценка действий тех или иных исторических сил звучит в лирикеАхматовой довольно редко («Пива светлого наварено…», 1921; «Не с теми я, кто521бросил землю…», 1922; «Здравствуй, Питер! Плохо, старый…», 1922). Поэториентируется на идею безусловной ценности родного дома и общегопереживания беды.

Эмигранты осуждаются за то, что «бросили землю нарастерзание врагам» [Ахматова А. 1998; с. 389], комиссары приняли участие вразрушениифундаментальныхпринциповчеловеческогообщежития(«Поработали пожары, / Почудили коммунары, / Что ни дом – в болото щель»[Ахматова А. 1998; с.

391]), идиллия народной жизни разрушается авторскимнеприятием «умной» позиции невмешательства простых людей в происходящее(«Пива светлого наварено, / На столе дымится гусь… / Поминать царя да барина /Станет праздничная Русь <…> И несутся речи шумные / От гульбы да от вина… /Порешили люди умные: / – Наше дело – сторона» [Ахматова А. 1998; с. 378]).Сферой реализации трагических настроений автора остается лирическая поэзия.Ахматова считала, что «писание лирических стихов, в сущности, занятиенеприличное»,поэт«предстаетпередпубликойодетыйираздетыйодновременно», «служит сам себе материалом искусства» [Герштейн Э. 1998; с.458]. Монологическая форма лиризма самоутверждения в поэзии Ахматовой посвоему оправдана: автор ориентируется на душевные порывы и человеческиесвязи, проверенные временем и нашедшие отражение именно в лирике, никогдане теряющей из вида «ядерных элементов» чувств, касающихся сфер понимания иинтуиции.

В качестве главной лирической темы, вместившей в себя переживанияпоэта за судьбу страны, выступают отношения мужчины и женщины.В отличие от последующего периода творчества 1930-х годов, в которомглавным в стихотворениях станет образ сына, в 1920-е годы Ахматова преждевсего сосредоточена на образе мужа. Борьба между возлюбленными мотивируетсяопределенными установками их мироощущения: женщина ориентирована на«осязательное»переживание,мужчинавбольшейстепениидеалист,погруженный в собственный внутренний мир. Так, в стихотворении «Рахиль»(1921) высшей силой, вмешивающейся в отношения людей, является «твердаярука» Лавана. Она – и Время, и История, и Судьба.

В качестве эпиграфа Ахматовавыбирает библейский стих о том, как время побеждается любовью: «И служил522Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что онлюбил ее» (Кн. Быт. 29: 20). Рахиль и Иаков отвечают судьбе по-разному: она«громко» страдает, а он погружен в сон.

Автор дает понять, что для того, ктослышит голос совести, пробуждение будет страшным.<…> И стонет Лаванова младшая дочь,Терзая пушистые косы.Сестру проклинает, и Бога хулит,И Ангелу смерти явиться велит.И снится Иакову сладостный час:Прозрачный источник долины,Веселые взоры Рахилиных глазИ голос ее голубиный:Иаков, не ты ли меня целовалИ черной голубкой своей называл? [Ахматова А. 1998; с. 376].В ахматовской героине укрепляется воинственный порыв к независимости исамостоятельности («На пороге белом рая…», 1921; «А, ты думал – я тожетакая…», 1921; «Кое-как удалось разлучиться…», 1921 и др.), правда, онсопровождается трагическими мотивами сиротства, похорон, ощущением горькойпобеды над мужчиной, чувством вины за случившееся («Оттого и лохмотьясиротства / Я как брачные ризы ношу»; «Отчего мои пальцы словно в крови / Ивино, как отрава, жжет?» [Ахматова А.

1998; с. 354, 396]). Выходя за границулюбовной темы, Ахматова касается проблем «домашнего пространства» вшироком понимании, пишет о стремлении русского человека к «непорочности»,высокойдуховностииодновременноостихийности,разрушительнойимпульсивности его натуры.Стихотворение «Чугунная ограда…» (1921), видимо, является откликом наизвестие о гибели Гумилева, которого после 1914 года Ахматова представляла всвоем творчестве в образе земного и небесного «воина», с которым героинюсвязала сама судьба. Сюжет выстраивается противоположно по отношению кдействительным событиям биографии поэта: погребальный обряд совершают надженщиной и монолог ведется голосом умершей. На первый взгляд смерть523становится разрешением любовного поединка, и в доме воцаряется «покой», авозлюбленный, замученный женской ревностью, получает свободу.

Сквозьметафорическое описание положения покойника во гроб («сосновая кровать»),однако, просматривается другой ритуал – свадебный (постель застилается кбрачной ночи). Состояние смерти лирического «я» совмещается с рождениемнового отношения к мужу. Настроение лирической героини, пережившей желаниебуквальной близости с возлюбленным, обиду и чувство вины перед ним, впоследних словах смешавшей иронию с покаянием, отличается особойнапряженностью.Стихотворениевыдаетжеланиеавторавзглянутьнапроизошедшее в жизни с качественно новой высоты, осознать настоящее спозиции человека, «очистившего» любовь трагедией.

Ахматова называла себявдовой Гумилева и содействовала сохранению и популяризации его поэтическогонаследия.Теперь твой слух не ранитНеистовая речь,Теперь никто не станетСвечу до утра жечь.Добились мы покоюИ непорочных дней…Ты плачешь – я не стоюОдной слезы твоей [Ахматова А.

1998; с. 358].Дом в стихотворении «Страх, во тьме перебирая вещи…», созданном в днитревоги за судьбу расстрелянного Гумилева (25 или 27–28 августа 1921), являетсятем пространством, в котором страх буквально овеществляется. Лирическуюгероиню охватывает ужас неизвестности («Что там, крысы, призрак или вор?»[Ахматова А. 1998; с. 357]), привычная обстановка мифологизируется («Страх, вотьме перебирая вещи, / Лунный луч наводит на топор»; «В душной кухнеплещется водою, / Половицам шатким счет ведет»).

В 1920-е годы стихотворениепубликуется без 4-й строфы, которая вводила в произведение образ публичнойказни и подчеркивала немистическую природу чувств героини. Выходом из524состояниястраха,разрушающегочеловекаизнутри,представляетсянасильственная смерть. Один вариант – быть расстрелянной:Лучше бы поблескиванье дулВ грудь мою направленных винтовок <…> [Ахматова А. 1998; с. 357].Другая возможная судьба лирической героини – быть позорно казненнойтопором, но при этом сохранить свое человеческое достоинство:Лучше бы на площади зеленойНа помост некрашеный прилечьИ под клики радости и стоныКрасной кровью до конца истечь.Дурное предчувствие, тревогу женщина пытается преодолеть молитвой(«Боже, мир душе моей верни!»). Страх изменяет взгляд человека даже на самыепривычные вещи, так что они видятся иначе: прохладная от бессонницы простыняоборачивается саваном («Запах тленья обморочно сладкий / Веет от прохладнойпростыни»).

До предела сгустив ситуацию ужаса и оцепенения, Ахматова все женаходит силу, способную противостоять страху и смерти. Распятие («прижимаю ксердцукрестикгладкий»),молитва,простыня-саванявляютсязнакамиприсутствия в стихотворении переживаний героев Евангелия.

Через крест (символстрадания и смерти праведника) и простыню («лежащие пелены») героинясоприкасается (устанавливается почти физический контакт) с ситуацией ХристоваРаспятия и последующего за ним Воскрешения (см. описание пустого гроба Мф.28, Мк. 16, Лк. 24, Ин. 20).В конце жизни Ахматова напишет о механизме террора: «<…> Ужасвпитывается в тело и делается им. Как чудовище у Данте. Человеку кажется – этоне моя рука, а рука чудовища.

Это не моя совесть, а совесть чудовища» [Цит. по:Ахматова А. 1996; с. 19]. Мотив страха, полубезумия также звучит встихотворении «В том доме было очень страшно жить…» (1921; 1940).Впоследствии произведение войдет в цикл «Северные элегии», который В.М.Жирмунский, в частности, считал биографическим повествованием [ЖирмунскийВ.М. 1973; с. 138–143]. По первоначальному замыслу цикла, собранного послеокончанияВеликойОтечественнойвойны,стихотворениедолжнобыло525называться «Первая Ленинградская» и занимать второе место, после элегии«Россия Достоевского. Луна…».

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5250
Авторов
на СтудИзбе
422
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее