Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 101

PDF-файл Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 101 Филология (29643): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма) - PDF, страница 101 (29643) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма". PDF-файл из архива "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 101 страницы из PDF

1998; с. 324]). Образ разорвавшегося сердцахудожника также свидетельствует о новой постановке проблемы творчества:Вот для чего я пела и мечтала,Мне сердце разорвали пополам,Как после залпа сразу тихо стало,Смерть выслала дозорных по дворам [Ахматова А. 1998; с. 314].504Теперь никто не станет слушать песен.Предсказанные наступили дни.Моя последняя, мир больше не чудесен,Не разрывай мне сердца, не звени [Ахматова А. 1998; с. 318].Атмосферу, воцарившуюся в столице после Февральской революции 1917года,Ахматовапередаетчерезописаниеуличногогула,вкотором«великопостный звон» церковных колоколов сливается с «беспорядочнойстрельбой» («Я в этой церкви слушала Канон…», 1917).

В лирическом «я»внешнее восприятие хаоса времени, его тревожных звуков и движений, поэтсовмещает с мироощущением религиозного человека, с особым чувствомвступающего в период Великого поста и ожидающего неминуемого наступленияСтрастной недели и только после нее – «полночи пасхальной». Тотальноеприсутствие смерти осмысливается поэтом как мощный стимул к покаянию иочищению. Упомянутый в стихотворении Канон Андрея Критского – выдающеесяпроизведение церковной гимнографии – как раз представляет собой развернутыйдиалог человека со своей душой.

Судьбоносный период русской историисовпадает с «семью неделями», предваряющими Христову Пасху.Я в этой церкви слушала КанонАндрея Критского в день строгий и печальный,И с той поры великопостный звонВсе семь недель до полночи пасхальнойСливался с беспорядочной стрельбой,Прощались все друг с другом на минуту,Чтоб никогда не встретиться… И смуту………………………………………. судьбой [Ахматова А.

1998; с. 322].Лирическая героиня Ахматовой переживает острое чувство вины запроисходящее в действительности, она предпринимает попытку ее искупления спомощью отречения от «земных отрад» и посвящения себя памяти-творчеству.Мотив «неутешного странствия» души раскрывает внутреннее состояниелирического «я». Перемещение по воздуху связано с приоритетом для поэтавневременных, «вечных» ценностей, однако героиня не может забыть прошлое, идля нее это особая пытка.505Душа женщины, отлетевшая от тела и ставшая самой поэзией, мучаетсявоспоминаниями о земном прикосновении к возлюбленному в стихотворении«Первый луч – благословенье Бога…» (1916).Так давно губами я касаласьМилых губ и смуглого плеча…А теперь, усопших бестелесней,В неутешном странствии моем,Я к нему влетаю только песнейИ ласкаюсь утренним лучом [Ахматова А.

1998; с. 259].Встреча с прошлым для оставшейся в живых героини превращается вритуал, происходящий раз в год, весной, в Екатерининском парке Царского Села(«И вот одна осталась я…», 1917). Над каналами и озерами раскрывается«темница гробовая», и к «памятному» месту в облике лебедей слетаются души еедрузей. Образ благородных птиц символизирует чистоту и целомудрие умерших.Но так бывает: раз в году,Когда растает лед,В Екатерининском садуСтою у чистых водИ слышу плеск широких крылНад гладью голубой.Не знаю, кто окно раскрылВ темнице гробовой [Ахматова А.

1998; с. 319].Само время в стихотворении «Веет ветер лебединый…» (1918; 1922),посвященном любовным «годовщинам», является к героине в образе «ветралебединого». Женщина обращается к возлюбленному, на смерть которогоуказывает мотив вечной молодости и белизны мужского лица (видимо,окончательный адресат – Гумилев). Во второй и третьей строфах метафорическийобраз прямо соотнесен с темой «плывущих» и «пролетающих» лет:Ты мои разрушил чары,Годы плыли, как вода.Отчего же ты не старый,А такой, как был тогда?Даже звонче голос нежный,506Только времени крылоОсенило славой снежнойБезмятежное чело [Ахматова А. 1998; с.

325].Как воссоединение в едином порыве души и тела автора Ахматова описалапроцесс создания поэтического произведения («Они летят, они еще в дороге…»,1916). Ветер вкладывает в уста творца «слова освобожденья и любви» и «опаляет»сознание – так рождается песня [Ахматова А. 1998; с. 263]. Произведениеискусства сравнивается с «нетленным» зерном, которое художник дарит миру,испытывая при этом «легкую печаль» расставания со своим созданием. Думается,что в «Песни о песне» (1916) Ахматова развивает тему рождения и дальнейшейсудьбы «песни».

Написанные друг за другом стихотворения раскрываютсостояния поэта на разных этапах создания художественного произведения: от«предпесенной тревоги» – до момента прощания с песней («Она сначала обожжет,/ Как ветерок студеный, / А после в сердце упадет / Одной слезой соленой»[Ахматова А. 1998; с. 264]). Вслед за Пушкиным обратившись к образубиблейского сеятеля (Мф.

13: 3–8), Ахматова вступила в диалог с поэтом.Приступу разочарования молодого стихотворца, желающего видеть результатысвоихтрудов(«Свободысеятельпустынный…»,1823),Ахматовапротивопоставляет веру в то, что зерно поэзии, брошенное в мир, непременнопрорастет, – только плоды соберут другие.Я только сею. СобиратьПридут другие. Что же!И жниц ликующую ратьБлагослови, о Боже! [Ахматова А. 1998; с. 264].Идея независимости творения от его создателя является тем «зерном», изкоторого впоследствии вырастет концепция «Поэмы без героя».Лирическое «я» в поэзии Ахматовой ощущает притяжение к вечности иустремляется за пределы пространства и времени. В стихотворении «Ночью»(1918) с живыми людьми (часовой, верная и неверная жены), связаннымивременем, не имеющими возможности избавиться от этой зависимости ни наяву,ни во сне («Идет домой неверная жена, / Ее лицо задумчиво и строго, / А верную в507тугих объятьях сна / Сжигает негасимая тревога» [Ахматова А.

1998; с. 328]),сравнивается героиня, освободившаяся от бремени земного существования.Несколько ироническая тональность стиха, правда, напоминает о том, какойценой досталась ей желанная свобода и насколько велика привязанность к жизни:Что мне до них? Семь дней тому назад,Вздохнувши, я прости сказала миру.Но душно там, и я пробралась в садВзглянуть на звезды и потрогать лиру [Ахматова А. 1998; с. 328].В поэзии конца 1910-х годов в ахматовской лирике рождается мотивдуховного полета во времени, звучит идея готовности к самоотверженномуслужению поэзии. Далекому возлюбленному, уехавшему в эмиграцию, героиняявляется в образе петербургской вьюги: «Когда о горькой гибели моей / Вестьпоздняя его коснется слуха, / Не станет он ни строже, ни грустней, / Но,побледневши, улыбнется сухо.

/ И сразу вспомнит зимний небосклон / И вдольНевы несущуюся вьюгу, / И сразу вспомнит, как поклялся он / Беречь своювосточную подругу» [Ахматова А. 1998; с. 321]. В 1963 году о своей поэзии,ставшей символом трагической эпохи русской истории, Ахматова напишет встихотворении: «Прав, что не взял меня с собой / И не назвал своей подругой, / Ястала песней и судьбой, / Сквозной бессонницей и вьюгой. / Меня бы не узналивы / На пригородном полустанке / В той молодящейся, увы, / И деловитойпарижанке» [Ахматова А. 1999 (b); с. 290].***Итак, ахматовский историзм воплощается в лирическом переживании,основанном на реальном жизненном опыте и интуициях автора. В гражданскомчувстве героини ясное понимание социально-политической ситуации органичносоединяется с народным мироощущением и религиозностью, а форма выраженияэтого чувства имеет метафорическую и биографическую стороны.В своеобразном параллелизме движения времени и перемещения героинивыражается ахматовское чувство судьбы.

Семантика полета обнаруживается вназвании третьего сборника стихотворений («Белая стая»), вышедшего в свет всентябре 1917 года. Через полвека итоговую книгу своих стихов, в которых будет508отражена реальная биография автора и история России ХХ века, Ахматованазовет метафорически – «Бег времени» (1965).§ 6. Пафос самоутверждения лирической героини: трагизм и героикаЛиризм самоутверждения связан с выражением общественно-политическойпозиции в поэзии Ахматовой второй половины 1910-х – начале 1920-х годов,реализуется он в двух формах – диалогической и монологической (с участиемхорового голоса).

В первом случае точка зрения лирического «я» обнаруживаетсяв процессе борьбы с явными или скрытыми оценками и суждениями адресата(позиция оппонента передается с помощью косвенной и несобственно-прямойречи); во втором – предполагается наличие слушателя или зрителя, нопреимущества и достоинства высказываний героини, зачастую отождествляющейсебя с группой людей или соотносящей свое мироощущение с ценностнымиустановками национальной культурной парадигмы,прямоили косвенноподчеркиваются в произведении.Судя по стихотворениям 1915 года, в которых героиня оказывается оплотоммужской веры и хранительницей культурного пространства («Будем вместе,милый, вместе…», «Ведь где-то есть простая жизнь и свет…», «Тот август, какжелтое пламя…» и др.), Ахматова задумывается о проблеме выбора жизненногопространства в ситуации социально-исторического кризиса достаточно рано,сразу после начала Первой мировой войны.

С одной стороны, она выражает своенастроение героического отречения от женского счастья и поэтического дара радимирного неба над Россией в «Молитве» (1915):Дай мне горькие годы недуга,Задыханья, бессонницу, жар,Отыми и ребенка, и друга,И таинственный песенный дарТак молюсь за Твоей литургиейПосле стольких томительных дней,Чтобы туча над темной РоссиейСтала облаком в славе лучей [Ахматова А. 1998; с. 231].509С другой стороны, в 1916 году, находясь с родными на даче Шмидта близСевастополя, Ахматова создает стихотворение «Когда в мрачнейшей изстолиц…», посвященное Б. Анрепу, в котором представляет свой отъезд вПесочную бухту как бегство из столицы под покровом петроградской ночи: «<…>Рукою твердой, но усталой / На чистой белизне страниц / Я отречение писала<…> Но неожиданная ночь / Покрыла город предосенний, / Чтоб бегству моемупомочь, / Расплылись пепельные тени» [Ахматова А.

1998; с. 270]. Мечта опутешествии в Англию описывается как реальное событие в миницикле«Сантиментальноепутешествие»(1917),состоящемизпроизведений«Просыпаться на рассвете…» и «Это просто, это ясно…»: «Иль на палубе вненастье, / В мех закутавшись пушистый, / Слушать, как стучит машина, / И недумать ни о чем, / Но, предчувствуя свиданье / С тем, кто стал моей звездою, / Отсоленых брызг и ветра / С каждым часом молодеть»; «Для чего же, бросив друга /И кудрявого ребенка, / Бросив город мой любимый / И родную сторону, / Чернойнищенкой скитаюсь / По столице иноземной? / О, как весело мне думать, / Чтотебя увижу я!» [Ахматова А.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5285
Авторов
на СтудИзбе
418
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее