Диссертация (Взаимопонимание как феномен межличностных отношений (на материале психологического консультирования)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Взаимопонимание как феномен межличностных отношений (на материале психологического консультирования)". PDF-файл из архива "Взаимопонимание как феномен межличностных отношений (на материале психологического консультирования)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Позиция Дж.Тибо и Г. Келли (Келли Г., Тибо Дж., 1984) отражена в «теории взаимодействия исходов»: всякое межличностное отношение — это взаимодействие, «взаимныйобмен вознаграждениями и наказаниями» в контексте конкретной ситуации интеракции.Способных партнеров отличает то, что они обладают большим потенциалом вознаграждения другого участника, втом числе ценой низких издержек для себя (комплементарность). Помимо этого позитивный результат взаимодействия возникает и в результанте сходства ценностей взаимодействующих: экспликация сходства выступает формой вознаграждения, а также низкой дистантности. Сравнение издержек и выгод (вознаграждения и наказаний) осуществляется на основе «матрицы исходов», субъективно и обусловливает стабильность отношений (и взаимодействия). При этом «матрица исходов» формируется по мере прогресса взаимодействия: открытий относительно возможных и невозможных исходов, своего репертуараи репертуара партнера. Особое значение в отношениях поэтому имеет период проб, сравнения (sampling).
Однако, этот подход предполагает изучение межличностного контакта как не связанного с окружающим социальным контекстом: характервзаимной зависимости определяется содержательными характеристиками социальной системы, в рамках которой протекаетмежличностное взаимодействие.В теории «элементарного социального поведения» Г.Хоманса оно выступает как прямой инепосредственный обмен между участниками взаимодействия вознаграждениями и наказаниями.
Приэтом, согласно правилу «распределенной справедливости» («distributive justice»), каждый участник социального отношения (отношения обмена) ожидает т справедливости обмена издержек и вознаграждения (Homans G. C., 1961), при невозможности справедливого с точки зрения прошлого опыта, который формирует «нормы обмена» взаимодействия возникает конфликт. Все эти модели, по сути, - модификации закона эффекта Э.ТорндайкаВ транзактном анализе и близких ему подходах символического интеракционизма, этнометодологии и т.д.
исследователи выделяют формальные, конвенциональные и неформальные, межличностные роли, полагая что в отношении формальных ролей у участников взаимодействия имеются болееединые и четкие представления о правах и обязанностях носителей этих ролей, чем о правах и обязанностях носителей неформальных ролей. (Гоффман Э., 1984, Ионин Л.Г., 1994, Шибутани Т., 1999,Sarbin Th., Alien V. L., 1968), а также классифицируют роли в зависимости от степени интенсивностиих исполнения, от степени включенности в роль. Распространено деление ролей на «предписанные»(«prescribed»), т.е. внешне заданные, не зависящие от усилий индивида, и «достигнутые» («achieved»),т.е. достигнутые благодаря усилиям личности (Блумер Г., 1984, Келли Г., ТибоДж., 1984).
Р. Линтон23выделяет роли активные и латентные: индивид как член общества участвует во многих отношениях иявляется одновременно носителем многих ролей, но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь одну роль. При этом возможны ролевые конфликты (Good W., 1955, Getzels J., Cuba E.,1954, Linton R., 1936, Newcomb T., 1950) и возникновение межролевой напряженности. Большое внимание уделяется исследованию эмпатии как способности входить в роль другого, сопереживать. Кэтой группе относятся и исследования в рамках теорий референтной группы Г. Хаймана (Hyman H. H.,1942), Т. Ньюкома (Newcomb T., 1943), М.
Шерифа (Sherif М., 1948, 1953), Г. Келли (Келли Г., 1984),Р. Мертона (Merton R., Kitt A., 1950) и др. В основе теорий референтной группы лежат идеи Дж. Мида(1934) об «обобщенном» другом (Абельс Х., 1999, Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л.А., 2007, Garfinkel H., 1967, др.). В этих исследованиях, особенно в этнометодологических работах,общества и отношений как объективной реальности вообще не существует: они сводятся к понимающей, интерпретирующей деятельности индивидов (Митина С.М., 1995). Совершение и осмыслениепоступков в процессе взаимодействия, общения и деятельности, приводит к созданию людьми своего«социального мира».
Люди - постоянно формирующие и созидающие свой (смысловой) мир во взаимодействии и общении с другими людьми, по определенным правилам, для выявления которых можно использовать, как показал Г. Гарфинкель и его последователи, «кризисные эксперименты», выявляющие правила взаимодействия в ситуациях путем их нарушения (Андреева Г.
М., Богомолова Н. Н.,Петровская Л. А., 2007, Garfinkel H., 1967, Sarbin Th., Alien V. L., 1968).В когнитивистских теориях отношений, в частности, Ф. Хайдером, отмечается важность того,как субъекты интерпретируют реальность, и, в том числе, важность изучения «житейской психологии»: чтобы понять социальное взаимодействие, надо понять житейскую психологию и те богатства инаходки, которые имеются в здравом смысле, а также о необходимости и неизбежности баланса отношений: дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса.
Д. Картрайт и Г. Харари формализовали схему Ф. Хайдера, включив в модель любое число личностей, а также сформулировали теорему относительно системы межличностных отношений и распределения вней позитивных и негативных отношений (McDavidJ., Horary H., 1968). Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома основана на предположении о том, что тенденция к балансу характеризует не толькоинтраперсональную, но и интерперсональную систему (Newcomb Т.
M., 1953). Развитие сходных ориентаций может быть увеличено за счет развития межличностной коммуникации. Стремление к «симметрии ориентации» определяет силу уз между двумя людьми или силу их установок (аттитюдов) поотношению к третьему. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера организована вокруг «потребности в оценивании самого себя» («evaluative need»), которая может быть удовлетворена тольково взаимодействии, в сравнении себя с другими (Festinger L., 1957). При этом возможно возникновение диисонанса, который, как отметили, Р. Абельсон и М. Розенберг, являются результатом «психологики» (Abelson R., 1968). Одним из важнейших является понятие значения как результата процессакатегоризации (схематизации) социальных феноменов и как важнейшей переменной человеческого24поведения (Osgood С. E., Suci G., Tannenbaum P., 1968).
Система принимаемых значений образует«понятийную рамку» («frame of reference»), создавая контекст рассмотрения объектов и тем самымсоотнесения с нею взаимодействий. В теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума «конгруэнтность» - аналог «баланса» Ф.Хайдера или «консонанса» Л. Фестингера, но его достижение связанос более широким спектром изменений, включая изменение отношений к субъектам и объектам (Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А., 2007).В психоанализе в теориях развития группы В. Бенниса и Г. Шепарда, В.Байона отмечается попытка перенести понятия и механизмы индивидуальной психики на группу. Вместе с тем, в анализегруппового функционирования и развития выделен ряд важных моментов.
Так, в практике групп тренинга человеческих отношений, самоанализа (Т-групп) предметом групповой дискуссии оказываютсяреальные межличностные отношения участников, задачей - изучение самой группой ее динамики через анализ происходящих в ней процессов. В теории фаз в развитии группы, ориентированной на решение какой-либо задачи, например, сформулированной Р. Бейлзом, вычленяется еще один вопрос: орезультате. Кроме этого, выделяются специфические этапы группового взаимодействия, в которыхстадии, посвященные решению этих «неопределенностей» могут занимать различные места (BennisW. G., Shepard H. A., 1956, Bion W.R., 1961, Bales R., 1965).Результат анализа отношений - рост социально-психологической компетентности личности в отношении собственных возможностей и ограничений в межличностном общении, интенций и барьеров отношений, осознание помех взаимопонимания и фрустраций, понимание себя и партнеров по общению, «психологически безопасное» апробирование возможныхпутей избегания ошибок и «размораживания» («снятия фасадов», масок), установления «валидной коммуникации» и эффективной обратной связи и т.д.
мешают этому неопределенность: вопросов о власти и о взаимозависимости.В FIRO - теории В.Шутца, названной «фундаментальная ориентация межличностных отношений», социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства (Shaw M. E,Costanzo P. R., 1970, p. 255, Schutz W., 1958). В этой теории межличностных отношений сформированатрехфакторная модель межличностных потребностей, которые устанавливают связь личности с ее человеческим окружением: «включенность» — интенсивность контактов, «контроль» — степень зависимости, «открытость» — степень готовности делиться переживаниями. Согласно теории, ребенок,лишенный в детстве адекватных форм удовлетворения межличностных потребностей; развиваетопределенные способы адаптации - сложившиеся в детстве модели общения и поведения, - которыеопределяют отношения взрослой личности к другим (постулат «относительной преемственности инепрерывности»).
Таким образом, опыт детства продолжается в межличностных отношениях взрослого.В зависимости от меры удовлетворения потребности включения в детстве взрослый человек в межличностных отношениях склонен 1) к конфликтам как проявлению недостаточно социального (undersocial) или сверхсоциального (oversocial)поведения или 2) к нормальному, социальному (social) поведению, беспроблемному в межличностных отношениях. Принормальном удовлетворением потребности в контроле формируется идеальное - «демократическое» - поведение. В случаеразвития патологии контроля («отказывающееся» или «автократическое» поведение) возникают психопатии, которые отличаются отказом следовать социальным нормам и уважать права других. Неудовлетворенность или сверхудовлетворенностьпотребности в любви приводит к неврозам и выражается в недостаточно личностном (underpersonal) или сверхличностном(overpersonal) поведении, а идеальные отношения в этой сфере приводят к личностному (personal) поведению.Кроме того, выделяются разные по совместимости отношения, при этом полагается, что совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей, чем группы несовместимые (Ан25дреева Г.
М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А., 2007). Удовлетворенность отношениями являетсянаиболее важным фактором субъективного благополучия (Аргайл М., 2006).В экзистенциально-гуманистической психологии, во многом пересекающейся с психоаналитическим подходом (Адлер А., 2001, Хорни К., 1995, 2003, др.), категория отношений рассматривается всвязи с категориями бытия. Выделяются типы отношений, «самоактуализациии», «партнерства», «реальные»», «конструктивные», «бытийственные («быть»)», «недифициентные» и отношения «ухода отсамоактуализации», «защитные», «деструктивные», «отношения собственности «(«иметь») «дефициентные» и «фиктивные» (Маслоу А., 1997, Роджерс К., 1997, Фромм Э., 2003, Франкл В., 1990).
Отношение к себе и миру определяет качество жизни, в том числе способность находиться в процессе, потоке событий жизни. Важным аспектом также являются отношения человека к своему «высшему Я»,к Богу, глубинная демократичность отношений людей (Минделл А., 2001, Миндел Э., 1997, др.). в исследовании групповой динамики, осуществленной на примере Т-групп, а также консультирования,семейных отношений и обучения детей и взрослых выделены ведущие принципы отношений «полноценного функционирования»: безусловное принятие, эмпатическое понимание, аутентичность и конкретность как персонифицированность, обращенность и предметность.