viktor_frankl_osnovy_logoterapii (Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия.), страница 6
Описание файла
PDF-файл из архива "Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия.", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Поступая таким образом, мы намеренно выходим не только за пределыфизического, но и психического также, и включаем в сферу исследования реальность того, что мы будем называть в этой книге «духовными аспектами человека». Этим термином - Geist по-немецки - мыобозначаем ядро личности.27Основы логотерапииДо сих пор психотерапия уделяла слишком мало внимания духовной сущности человека.
Ибо целью психотерапии должна быть актуализация предельных возможностей человека, реализация его латентных ценностей соответственно афоризму Гете, который может бытьпринят как максима психотерапии: «Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы трактуем их, какесли бы они были таковы, какими они должны быть, мы помогаем имстать такими, какими они способны стать».Помимо различий во взглядах на природу человека и в истолкованиях психической болезни очевидно, что психоанализ и индивидуальная психология различаются также и целями, которые они ставятперед собой.
Здесь, однако, мы имеем дело не с чистой противоположностью, но с последовательными стадиями - и мы полагаем, чтоконечная стадия еще не достигнута.Позвольте нам рассмотреть философские цели, которые - сознательно или бессознательно редко признаваемые, но имплицитно содержащиеся - лежат в основе психоанализа. Чего хочет в конечномсчете достичь психоанализ при лечении неврозов? Его провозглашаемой целью является помощь пациенту в достижении компромиссамежду требованиями бессознательного, с одной стороны, и требованиями реальности, с другой.
Он стремится адаптировать индивида сего личными драйвами к внешнему миру, примирить его с реальностью. Этот «принцип реальности» часто предписывает полное отречение от некоторых драйвов.В отличие от этого, индивидуальная психология провозглашаетболее глубокую цель. Не ограничиваясь просто приспособлением, онатребует от пациента смелости преобразования реальности: должен«ид» она противопоставляет хочу «эго». Но мы должны теперь задатьсявопросом, сводится ли все только к этим целям; не является ли допустимым и даже необходимым прорыв в другое измерение, чтобы представить истинную картину целостной психо-физико-духовной сущности человека. Лишь тогда мы будем в состоянии помочь страдающей человеческой личности довериться нам и, доверяя нам, достичьсвоей целостности и здоровья.Это последнее требование мы рассматриваем как исполнение.Между преобразованием внешней жизни и внутренней реализациейиндивида существует фундаментальное различие.
Если формирова28Доктор и душа: от психотерапии к логотерапииние жизни - геометрическая величина, то реализация жизни - величина векторная. Она направлена к ценностным потенциалам каждойиндивидуальной человеческой личности. Именно реализация этихценностных потенциалов и составляет сущность жизни.Чтобы пояснить эти различия на примере, давайте вообразиммолодого человека, который вырос в условиях бедности и, следовательно, всевозможных ограничений. Представим себе, что, вместо тогочтобы смириться с ограничениями и лишениями данного положенияи приспосабливаться к ним, он противопоставляет свою личную волювнешнему миру и так «преобразует» свою жизнь, что он может, скажем, продолжить свое образование и получить профессию.
Предположим далее, что он, следуя своим способностям и склонностям, изучает медицину и становится врачом. Он получает соблазнительноепредложение - занять выгодный пост, который обеспечит ему такжевесьма выгодную частную практику. Здесь перед ним открываетсявозможность овладеть жизнью и добиться материально богатого существования. Но предположим также, что талант этого молодого человека относится к специальной области его профессии, от которойему придется отказаться, если он примет предложенный выгодныйпост. Такой выбор обеспечит ему роскошную успешную жизнь, новоспрепятствует его внутренней реализации.
Он может стать преуспевающим, состоятельным человеком и фактически занять завидноеположение - может иметь собственный дом, дорогую машину и позволить себе всевозможную роскошь. Но если такой человек задумается над своим положением, он увидит, что его жизнь пошла как-товперекос. Встретив другого человека, который отказался от богатстваи всех с ним связанных удовольствий и остался верен своему истинному призванию, наш молодой человек вынужден будет признатьсясамому себе словами Геббеля: «Человек, каким я стал, приветствует сгрустью человека, каким я мог бы быть».С другой стороны, мы легко можем вообразить нашего молодогочеловека отказавшимся от блестящей светской карьеры, от всего, чтоона дает человеку, посвятившему себя избранной сфере деятельности и таким образом нашедшему смысл своей жизни. Его внутренняяреализация проистекала бы из выполнения именно того, что он, только он, смог бы делать лучше всего.
С этой точки зрения скромныйпровинциальный врач, прочно укорененный в своей местности, мо29Основы логотерапиижет быть выше многих из его преуспевающих столичных коллег. Аналогично, теоретик, работающий в какой-нибудь отдаленной областинауки, может приносить больше пользы, чем многие из более активных специалистов, которые находятся «в центре жизни», ведя, какутверждается, борьбу против смерти. Ибо на всех фронтах, где наукаведет борьбу против неизвестного, теоретик может выполнять уникальную и незаменимую работу, каким бы малым ни был его участокфронта.
И в этой уникальности его личного достижения ни один человек не может его заменить. Он нашел свое место, занял его и темсамым реализовал себя.Таким образом, можно полагать, что мы обнаружили пробел внауке психотерапии, пустое пространство, которое ожидает заполнения. Ибо мы показали, что психотерапия, как она понималась до сихпор, нуждается в том, чтобы ее дополнили процедурой, которая оперирует за пределами эдипова комплекса и комплекса неполноценности или, в более общей формулировке, - за пределами динамики аффектов вообще.
Недостает такой формы психотерапии, которая проникала бы глубже динамики аффектов, вскрывая за психическим страданием невротика его духовную борьбу. Таким образом, речь здесьидет о психотерапии в духовных терминах.Психотерапия зародилась, когда впервые была сделана попытка отыскать за физическими симптомами их психические причины, иначе говоря, раскрыть их психогенезис. Теперь, однако, должен быть сделан следующий шаг: мы должны посмотреть за психогенезис, глубже динамикиаффектов при неврозе, с тем, чтобы обнаружить страдание человеческого духа и постараться облегчить это страдание. Мы вполне осознаем,что, поступая подобным образом, доктор принимает позицию, чреватуюбольшими осложнениями, связанными с проблемой ценностей.
Как только он начинает проводить «психотерапию в духовных терминах», егособственная философия с необходимостью выступает на передний план,в то время как раньше она оставалась скрытой за его ролью доктора.Раньше единственным философским принципом, связанным с его профессией, было само собой разумеющееся утверждение ценности здоровья. Этот руководящий в деятельности врача принцип всегда принимался как самоочевидный. Ему достаточно сослаться на мандат, выданныйему обществом. В конце концов он и обосновался в своем офисе именнодля того, чтобы сохранять людям здоровье.30Доктор и душа: от психотерапии к логотерапииРод психотерапии, который мы постулировали, - психотерапии,включающей духовный элемент, - содержит скрытые трудности иопасности. Мы рассмотрим их позже, особенно опасность навязывания пациенту личной философии доктора.
Это важнейший вопрос, откоторого зависит вся структура нашей новой психотерапии. До техпор пока этот вопрос остается открытым, мы не можем выводить нашуновую психотерапию за рамки теории. Доказать ее необходимость ещенедостаточно, мы должны также доказать ее практическую применимость и полезность. Мы должны привести достаточные основаниядля введения духовного (а не только психического) элемента в работус пациентами. И если наша критика «ортодоксальной» психотерапиидолжна быть вполне скрупулезной, нам необходимо показать место,которое в психотерапии должны занимать ценностные суждения.
Ноэта часть нашей задачи подлежит рассмотрению в последней главекниги. Мы уже отмечали наличие ценностного суждения во всех видах лечения, а именно имплицитно присутствующий моральный принцип утверждения здоровья. Позвольте нам теперь обратиться к ценностным суждениям под углом зрения «почему» и «как» и рассмотреть уже не их необходимость вообще, но те земные, повседневныеслучаи, когда мы чувствуем потребность в них с особенной силой.Практика действительно подтверждает наше сделанное ранее дедуктивное заключение о реально недостающем духовном элементе впсихотерапии. Психотерапевт ежедневно и ежечасно в своей работесталкивается с философскими вопросами, для трактовки которых всяего «оснащенность», обеспечиваемая «чистой» психотерапией, оказывается неадекватной.Каждый психотерапевт знает, как часто в ходе его психиатрической работы возникает вопрос о смысле жизни.
Нам мало помогаетзнание о том, что у пациента чувство бесполезности и «философское»отчаяние развивались тем или иным образом. Неважно, что мы можем раскрыть чувство неполноценности, ставшее источником егодуховного страдания; неважно, что мы можем «проследить» пессимистический взгляд пациента на жизнь и свести его к определеннымкомплексам и даже убедить его, что его пессимизм происходит от тогото и того-то - фактически мы ведем разговор только вокруг да околопроблемы пациента.
Мы не достигаем ее центральной точки и в этомотношении не отличаемся от доктора, который, совершенно избегая31Основы логотерапиилюбого психотерапевтического подхода, удовлетворяется физическимлечением и предписанием транквилизаторов. Сколь мудрым по контрасту представляется классическое изречение: лечите душу, и телубудут не нужны лекарства.С нашей точки зрения, все такие медицинские подходы в случаевнутренних философских конфликтов пациента сводятся к разговорам с пациентом по поводу различной трактовки одного и того же спретензией на научность.Что здесь необходимо, так это честное взаимодействие с пациентом. Мы не должны уклоняться от дискуссии, но обязаны вступать внее со всей искренностью.