viktor_frankl_osnovy_logoterapii (Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия.)
Описание файла
PDF-файл из архива "Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия.", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
М А С Т Е Р С К А Я ПСИ ХО ЛОГИИ И ПСИХО ТЕ РА ПИИОСНОВЫ АОГОТЕРАПИПСИХОТЕРАПИЯ #И РЕЛИГИЯГТМастерская психологии и психотерапииВИКТОР Э. ФРАНК. !ОСНОВЫЛОГОТЕРАПИИПСИХОТЕРАПИЯИ РЕЛИГИЯ0РЕЧЬСанкт-Петербург2000BDK88.2Ф83Ф83Франкл В. Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия - СПб:Речь, 2000.
- 286 стр. (Мастерская психологии и психотерапии).В сборник всемирно известного психолога и психотерапевта включеныработы, посвященные важнейшим проблемам современного человека, такимкак смысл жизни, любовь, смерть, страдание, гуманизм, свобода, вера, экзистенциальный анализ совести, психотерапия и религия, и т. д. Дается обоснование авторского метода психотерапии.ISBN 5-9268-0005-6О Издательство «Речь», 2000© Борозенец П. В., 2000 (оформление)© Боричев А., Сурпина Е., Шурыгин В.
(перевод)ОГЛАВЛЕНИЕПредисловие переводчика........................................................................ 5КНИГА ПЕРВАЯОСНОВЫ Л О ГО ТЕРА П И И ................................................................. .9ЧАСТЬ ПЕРВАЯДОКТОР И ДУША:ОТ ПСИХОТЕРАПИИ К ЛОГОТЕРАПИИ......................................... 10Введение.....................................................................................................
11Глава I. От психотерапии к логотерапии............................................. 23Глава II. Специальный экзистенциальный анализ............................. 411. О психологии невроза тревожности.....................................422. О психологии обсессивного невроза....................................473. О психологии меланхолии......................... ............................ 604. О психологии шизофрении..................................................... 65Глава III.
Логотерапия как психотерапевтическая техника..............741. Парадоксальная интенция...................................................... 742. Дерефлексия.............................................................................1013. Логотерапия психозов........................................................... 1074. Заключительные замечания..................................................110ЧАСТЬ ВТОРАЯЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА:ВВЕДЕНИЕ В ЛОГОТЕРАПИЮ........................................................ 112Предисловие.............................................................................................113Глава I. Опыт переживаний в концентрационном лагере..............
117Глава II. Основные понятия логотерапии.......................................... 1851. Воля к смыслу......................................................................... 1862. Экзистенциальная фрустрация............................................ 1893. Ноогенные неврозы................................................................1894. Ноодинамика...........................................................................
1915. Экзистенциальный вакуум....................................................1936. Смысл жизни........................................................................... 1957. Сущность существования.....................................................1968. Смысл л ю бви ..........................................................................
1979. Смысл страдания....................................................................19810. Метаклинические проблемы............................................. 20111. Логодрама............................................................................... 20112. Супрасмысл............................................................................20313. Мимолетность жизни...........................................................20414. Логотерапия как техника.................................................... 20515. Коллективный невроз...........................................................21116. Критика пандетерминизма.................................................21217. Психиатрическое к р е д о ......................................................
21418. Регуманизированная психиатрия......................................215КНИГА ВТОРАЯПСИХОТЕРАПИЯ И РЕЛИГИЯ. Бессознательный Б о г ............217Глава 1. Сущность экзистенциального анализа............................... 219Глава 2. Духовное бессознательное.................................................... 225Глава 3. Экзистенциальный анализ совести......................................234Глава 4.
Экзистенциальное толкование сновидений.......................241Глава 5. Трансцендентность совести..................................................250Глава 6. Неосознанная религиозность................................................257Глава 7. Психотерапия и религия........................................................ 265Глава 8.
Логотерапия и теология..........................................................269Глава 9. Врачебная забота о д у ш е....................................................... 274Глава 10. Орган смысла.............................................................■............ 277Глава 11. Пререфлексивное онтологическое пониманиечеловеком самого с е б я ...........................................................................280ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКААвтор предлагаемой читателю книги - всемирно известный психиатр, психотерапевт, философ, создатель так называемой ТретьейВенской школы психотерапии Виктор Франкл. Первые две школы это психоанализ Фрейда и «индивидуальная психология» А. Адлера.Франкл, как и многие другие видные специалисты в этой области,прошел через школу психоанализа, изучил вклад ее учеников и последователей и пошел дальше.
Признавая бесспорные заслуги Фрейда и Адлера, он убедительно аргументирует недостаточность и односторонность их подходов к пониманию человека. Он показывает также их комплементарность. Да, соглашаясь с Фрейдом, не приходитсяотрицать огромную роль «оно», глубинных инстинктов, и прежде всегополового инстинкта, в детерминации психических явлений и поведения человека. Также Адлер справедливо выделяет значимость «стремления к власти» в жизни и деятельности человека.
Но, как доказываетФранкл, подходы Фрейда и Адлера страдают односторонностью. Какизвестно, Фрейд сам отмечал тот факт, что он своими работами заложил основы понимания лишь глубинного, «подвального» уровня психологии человека. Но, по выражению Франкла, «человек - это больше чем психика: человек - это дух».1Согласно концепции Франкла, человеку присуща и так называемая «третья сила» - движущая сила поведения и деятельности. Эта«третья сила» - стремление (воля) к смыслу своего существования.Франкл со всей убедительностью показывает властную силу этогостремления. В отличие от Фрейда и Адлера, именно эту врожденнуюмотивационную тенденцию, Франкл считает основным детерминирующим фактором в жизни человека. Как он утверждает, «даже само1 Franki V. Е. Psichotherapy and existentialism.
New York: Simon and Schuster, 1967.P. 63.5Основы логотерапииубийца верит в смысл - если не жизни, то смерти».1 Сила стремления, или потребности, или воли к смыслу, следовательно, столь велика, что даже и отрицание (отвергание) жизни требует осмысленности, или смысловой оправданности.Утрата смысла собственного существования ведет к состояниютак называемой ноогенной, или экзистенциальной, фрустрации. Самапо себе еще не будучи патологическим явлением, фрустрация можетв определенных условиях вести к неврозу или депрессии и суициду.Развивающийся на основе экзистенциальной фрустрации неврозФранкл называет «ноогенным неврозом».
Подобные неврозы составляют 14-20% всех случаев неврозов. Интересно отметить, что такоготипа неврозы особенно часто встречаются среди представителей экономически развитых обществ. Они являются выражением так называемой «экзистенциальной пустоты». Особой формой экзистенциального невроза является «воскресная депрессия» - состояние, возникающее у человека по окончании рабочей недели, когда человек, освободившись от занятости всевозможными делами и проблемами, осознает пустоту и бессмысленность своей жизни.Иллюстрируя значимость воли к смыслу, Франкл неоднократноцитирует афоризм Ницше: «Человек, которому есть ради чего жить,может вынести почти любое как». Смысл существования - это и естьто, ради чего человек живет.
Франкл приводит данные общественного опроса, проведенного во Франции, когда 83% опрошенных признали, что человек нуждается в «чем-то», ради чего стоит жить, и 61 %отметили, что в их собственной жизни есть что-то или кто-то, радичего или кого они были даже готовы умереть.
Аналогичные данныебыли получены в исследовании самого Франкла.Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что воля к смыслудействительно является сильнейшим фактором, определяющим поведение и психологию человека. Во многих случаях для того, чтобыоблегчить страдания человека, необходимо помочь ему вновь обрести утраченный смысл жизни. Франкл акцентирует внимание на уникальности существования каждого человека. И врач не может и недолжен навязывать пациенту какой-либо смысл жизни из набора возможных готовых смыслов.
Он может и должен лишь помочь страда1FrankI V. Е. Der Mensch vor der Frage nach dcm Sinn. Munchen: Piper, 1979. P 236.Предисловие переводчикающему человеку вновь обрести его собственный, подлинный, уникальный смысл бытия. Франки доказывает, что жизнь человека никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть окончательнолишена смысла.Смысл существования Франкл связывает с реализацией ценностей, которые разделяет на три группы: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Ценности творчества реализуются прежде всего в труде, активной творческой деятельности иявляются наиболее важными в жизни человека, но они не всегда доступны каждому индивиду. Однако невозможность их реализации никоим образом не означает лишения жизни ее смысла.