Диссертация (Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России), страница 9

PDF-файл Диссертация (Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России), страница 9 Философия (10851): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России) - PDF, страница 9 (10851) - СтудИзба2017-12-21СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России". PDF-файл из архива "Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Культура как форма и способ бытия общества иее основные познавательные возможностиСовременнаяфилософскаятрадицияисследованияфеноменовсоциальной действительности пока еще в полной мере сохраняет достаточножесткое неокантианское разделение наук о духе (культуре) и наук о природе.Возникшее еще в середине XIX века, а затем развитое в работах Вильгельма51Дильтея22 и Георга Зиммеля23 и их последователей представление о том, чтопредметом исследования наук о духе является вся общественно-историческаядействительность, а главной задачей этих наук – переживание проявленийэтой действительности, ее осмысление, постижение и понимание, сохраняетсвой высокий познавательный статус и в настоящее время.Поэтому весь XX век в области социальной философии можноохарактеризовать как век расхождения философских исследований обществана идиографические, посвященные анализу культуры и в той или инойстепениномотетические,используемыедляанализаэмпирическойинформации преимущественно социологами, культурологами и этнографами.Использование идиографических методов в исследовании социальныхфеноменов способствует пониманию уникального, индивидуального вистории, а также устанавливает отношение к ценности, помогая раскрытьсущественное, уникальное в бесконечном многообразии историческихявлений и разных культур.Еслиномотетическиеметодыестествознанияобеспечиваютустановление законов на основе обобщения эмпирических данных, тоидиографические методы наук о культуре описывают уникальное испецифическое, индивидуализируют исторический процесс и устанавливают«отношение к ценностям», что обеспечивает понимание содержания исущности рассматриваемых культурных феноменов.В этом смысле современная феноменология представляет собой «наукуо конструировании мира» таким, каким он имеет значение сущего длячеловека, руководствующегося феноменологической установкой.22Дильтей В.

Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизическихсистемах // Культурология XX век: антология. М.: Юрист, 1995. 703 с.23Зиммель Г. Проблемы философии истории. Изб. в 2-х тт. М.: Юрист, 1996.671 с.52Многие современные авторы считают, что феноменология Э. Гуссерлянаряду с философией жизни, экзистенциализмом и философской онтологиейпредставляет собой одно из четырех важнейших направлений современнойсоциальной философии.24Тенденции к интеграции различных философских школ и направленийдля более глубокого и всестороннего понимания современного обществастали достаточно очевидными в конце XX века, они дополняются исочетаются с интегративными тенденциями самой философии со всемсоциально-гуманитарным и естественнонаучным знанием, благодаря чемусоздается новое философское знание ивозникают новые способыфилософствования.Философия культуры в XX веке не отрицает ни мистического, ниэзотерического, ни экологического, ни аксиологического отношения к миру,так же как и традиционного европейского рационализма и скептицизма,наработок позитивизма и материализма, релятивизма и сопереживания, илипонимания, благодаря чему мы можем заглянуть внутрь другого человека,поставив себя на его место и пережив то, что в данный момент переживаетон.

Наконец, третьим методом выступает особый культурологическийанализ, благодаря которому осуществляется интерпретация духовныхсимволов и объектов.Современное социально-гуманитарное знание создает не одну теориюкультурогенеза, справедливо полагая, что становление homo sapiens24Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В4-х тт. СПб., 1997. т. II. 704 с.53невозможно без становления культуры, понимаемой в широком смысле словакак форма и способ деятельного бытия человека и человечества.25Наиболее обстоятельно деятельностный подход к культуре разработанв марксистской традиции. Отличие человека от животных усматриваетсямарксистскими исследователями в труде, то есть в целенаправленнойорудийной деятельности.

Предполагается, что генезис социального икультурного непосредственно связан со становлением именно человеческоготруда,которыйипревращаетчеловеческуюжизнедеятельностьвобщественную или социально-значимую. Человек становится агентомкультуры и общественным человеком.Согласноорудийно-трудовойконцепции,внутрикоторойосмысливается генезис культуры, человек выделился из животного мира.Теория происхождения человека изложена Ф. Энгельсом в 1873–1876 годах.Она представлена в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны вчеловека», которая являлась одной из глав его работы «Диалектикаприроды». Энгельсу принадлежит классическая формула«Труд создалчеловека».

Под трудом Энгельс понимал целесообразную орудийнуюдеятельность, которая началась с изготовления орудий труда из камня, костии дерева. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло врезультате совместного, то есть коллективного труда. В процессе труда улюдей возникла потребность что-то сообщить друг другу. Так появиласьречь,какнеобходимоедеятельности.средствоПоследствияэтихобщениявсовместнойпредпосылок–трудовойвозникновениячленораздельной речи и труда – огромны. Дело не только в том, что обезьяна25Орлова Э.А. Морфология культуры: структура и динамика. М.: Аспект-Пресс, 1994.

523 с.; Ее же. Социальная и культурная антропология. Изд. 2-е.М.: Юрайт, 2016. 336 с; Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.:МГУКИ, 2000. 705 с.54превратилась в человека. В свою очередь, деятельность человека оказаласьогромным импульсом, приведшим к социальному культурогенезу.Социальный механизм воспроизводства человеческой деятельностизначительно расширяет пространство культуры.

В этом отношении человек ссамого начала выступает как «общественное животное», то есть такоеживотное, стереотипы поведения которого заложены не в нем (то естьгенетически), а вне его, в социальной форме общения. Сущность человека —не в его генотипе, а в овладении им множеством самых разных социальныхролей, то есть совокупности всех общественных отношений.Однако, если же признать трудом нечто, что отделяет человека отприродного царства, подразумевая под ним специфический человеческийспособ жизнедеятельности, приведший к культуре, то как же он появилсяраньше человека? В силу чего человек мог обрести то, что не заложено в егогенетической программе? Что заставило его искать внеприродные путисамовыражения? Именно эти вопросы не затронуты в трудовой концепциикультурогенеза, что и заставляет исследователей искать и создавать другиеконцепции, в которых рассматривается генезис культуры, а такжекритиковатьузостьмарксистскойконцепцииорудийно-трудовогопроисхождения культуры.Так, например, в работах американского культуролога ЛьюисаМэмфорда подчеркивается, что ошибка К.

Маркса заключается в том, что онпридавал орудиям труда доминирующее значение в процессе развитиячеловека и культуры.Этот автор выдвигает два главных аргумента против трудовойконцепции К. Маркса: во-первых, как показывают новейшие исследования,моторно-сенсорные координации, вовлеченные в элементарное производствоорудий труда, не требуют и не вызывают какой-либо значительной остротымысли; во-вторых, ошибка в интерпретации орудийно-деятельностнойприродычеловека–этосущественнаятенденциядатировать55доисторическими временами непреодолимый интерес современного человекак орудиям, машинам, техническому мастерству.

Орудия и оружие древнегочеловека были такие же, как и у других приматов, – его зубы, когти, кулаки.Мэмфорд пишет, что возможность выжить без инородных орудий даладревнему человеку достаточно времени для развития тех нематериальныхэлементов его культуры, которые в значительной мере обогатили еготехнологию.Рассматривать человека как главным образом изготавливающее орудияживотное–этозначитпропуститьосновныеглавычеловеческойпредыстории, которые фактически были решающими этапами развития.В противовес теории Маркса о становлении культуры, в которойдоминирует орудие труда, Л.

Мэмфорд утверждает, что человек является тем,кто главным образом использует ум, производит символы, то есть являетсясамосовершенствующимся животным; и основной акцент его деятельности –его собственный организм. Пока человек не сделал нечто из себя самого, онмало что мог сделать в окружающем мире.Труд в марксистско-ориентированной культурологии рассматриваетсякак процесс взаимодействия человека и природы.

Человек не толькопреобразует форму того, что дано природой, но и ставит сознательную цель,определяющую способ и характер его действий. Орудия труда действительносыграли немалую роль в жизни человека. Однако они не могут объяснитьтайну превращения обезьяны в человека, чуда формирования языка,сознания,творческогодара,нормморали,возникновениязаконовсоциальной жизни. Обычная эволюционная теория, которая исходит изпоступательного развития живой материи, здесь оказывается бессильной –считают многие культурологи новейшего времени, выдвигая другиеоснования культурогенеза.2626Флиер А.Я., Полетаева М.А. Происхождение и развитие культуры.

М.:МГУКИ, 2008. гл. II «Культурогенез». 272 с.56Учение о ценностях или аксиология, которая представляет собойфилософскую теорию общезначимых принципов, которые определяют какконкретную направленность человеческой деятельности, так и общуюмотивацию поступков человека. Современный подход к ценностям былзаложен еще в философских трудах И. Канта, а затем в трудах Р.Г. Лотце,который защищал объективную позитивную значимость существованиялогических и математических истин, считая такую их значимость вышеэмпирического бытия.На рубеже XIX – XX веков роль и значение ценностей культуры былиобстоятельно проанализированы в работах германских авторов, создавшихконцепцию неокантианского философского знания и показавших спецификупознания феноменов культуры.27 С точки зрения В.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5168
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее