Philosophy.lektii.5.2011 (PDF-лекции по философии), страница 11
Описание файла
Файл "Philosophy.lektii.5.2011" внутри архива находится в папке "PDF-лекции по философии". PDF-файл из архива "PDF-лекции по философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Инойспособ существования человека в мире – это модус бытия, которыйпредполагает установку личности на саморазвитие и реализациюсобственных способностей. Этот модус является подлинным способомсуществования человека в мире, в отличие от модуса обладания.45Особое внимание в учении Фромма уделено проблеме свободычеловека. Тема свободы относится к числу наиболее значимых вфилософском знании. Многие философы разных эпох размышляли освободе человека. Свобода – одна из неоспоримых общечеловеческихценностей. Люди стремятся к свободе, поскольку только в ней можнореализовать свою индивидуальность, свое внутренне духовноебогатство.
Вместе с тем важно различать свободу и своеволие. Свобода– нравственный императив. Она предлагает не только преодолениеразличных препятствий на пути человека, но и сознательноеограничение своих действий.В книге «Бегство от свободы» Фромм всесторонне анализируетпроблему свободы и приходит к выводу, что для ее решения имеютпринципиальное значение вопросы: «свобода от чего?» и «свобода длячего?». Фромм рассматривает историю человечества как процессвозрастания «свободы от». Он писал: «Оковы устранялись одна заодной.
Человек взял верх над природой, которая предположительнодолжна им повелевать, и стал ее властелином; он освободился отцерковного ига и абсолютной и неоспоримой власти государства». Витоге, по мнению Фромма, создаются условия для перехода к «свободедля», которую он понимает как свободу для развития индивидуальностичеловека,повышенияуровнясамосознания,активнойисамостоятельной социальной жизни. Однако для реализации «свободыдля» существуют препятствия как со стороны общества потребления,которое ориентирует человека на «модус обладания», так и со сторонысамой личности, нежелающей брать ответственность за свою жизнь.Фромм описал различные социально значимые механизмы бегства отсвободы(терминФромма)–конформизм,тоталитаризм,деструктивность.
И все-таки Фромм верил, что человечество сумеетнайти путь к гуманному и разумному обществу, которое будет помогатьреализовывать человеку «свободу для», а сам человек выберет «модусбытия» или, говоря словами Фромма, обретет «мужество быть».Подводя итог, необходимо отметить, что в процессе развитияпсихоаналитической философии произошел отказ от идеи Фрейда офундаментальном значении инстинктов в человеческом существовании.Юнг и Фромм были ориентированы на изучение культурных, духовнонравственных, а не биологических компонентов человеческой природы.46В их учениях рассматриваются вопросы взаимосвязи культуры и этаповисторического развития общества с духовностью человека.ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (философия существования)Экзистенциализм – это направление в современной западнойфилософии, возникшее в ХХ веке как попытка создания нового, посравнению с существующим, мировоззрения, отвечающего взглядамсовременного человека.Экзистенциализм как философия утвердился в Европе между двумямировыми войнами и до конца 60-х годов оставался своего рода модой.Это течение выросло из иррационализма, из «философии жизни» ХIХвека и название свое получило от понятия «экзистенция», то естьсуществование, которое было впервые введено датским философомС.Кьеркегором, и означало способ бытия человеческой личности.Философия как специфическая область знания всегда ставила ирешала на каждом этапе своего развития экзистенциальные проблемы.Она возникает и формируется как размышление человека о самом себе,о своем существовании, о сущности своего бытия, о смысле жизни, оместе и роли человека в мире, в котором он живет, о ценностях,которые определяют его жизненную позицию.Экзистенциализм как философское течение ХХ века продолжаетэту сторону философского знания, когда человек является главнымпредметом философии.
Это течение представляет собой порождениеопределенного периода современной истории, отражение ситуации, вкоторой оказалась Европа в итоге Первой мировой войны и послеВторой мировой войны, в условиях духовного кризиса, военной,экономической, политической, моральной катастроф. Поэтому можносказать, что в целом это философия, отражающая историческиекатастрофы и место конкретного человека в них и в их последствиях.Как течение философской мысли экзистенциализм возник вГермании после I мировой войны, и его основателями считались КарлЯсперс и Мартин Хайдеггер; вторая волна экзистенциализма появиласьво Франции после II мировой войны, и его представители – Жан-ПольСартр и Альбер Камю. Представителем русского экзистенциализма ХХвека является Н.А.Бердяев, хотя в западном мире распространена точказрения, что основателем экзистенциализма является Ф.М.Достоевский.Различают также экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс,47Бердяев) и атеистический (Сартр, Камю).
Хайдеггер со своим учением,именуемым «фундаментальная онтология», никогда не относил себя кэкзистенциализму, хотя своими идеями предопределил его развитие.Экзистенциализм как направление современной мысли не являетсясистемой определенных философских взглядов, а представляет собойспособ философского мышления, часто выраженный в литературнойформе. Хотя на различные учения экзистенциализма накладываютотпечаток национальные, исторические, личностные особенностиавторов, тем не менее, можно выделить некоторые общие черты,характерные для всех его представителей:исходной точкой всякого знания является анализ конкретногобытия человеческой личности, которое представляет собойединственную подлинную действительность;Так, Ясперс, как и все экзистенциалисты, считает, что в основефилософии должно лежать не абстрактное бытие, а бытие конкретнойчеловеческой личности.
А Хайдеггер, например, пишет, что втрадиционной философии бытие слишком часто понимали как наиболееабстрактную из всех категорий: как высшее существо, какпервопричину или просто как набор качеств, свойственных сущемувообще. Он отмечает, что люди – единственные существа, которыеставят вопрос о бытии вообще, только для них бытие является личной,экзистенциальной проблемой. Поэтому, начиная свое исследованиепроблемы бытия, Хайдеггер считает, что таким началом являетсяфактическая повседневная жизнь человека, а сами люди и естьнеповторимые проявления бытия.Сартр исходит из того, что человеческая реальность являетсясовершенно уникальной в мире, несопоставимой ни с какими другимивидами сущего. Он заостряет внимание на субъективном мире человека,на проблемах индивидуального бытия личности.
Действительноепознание человека состоит в том, чтобы рассматривать его, преждевсего, как индивидуальное бытие. Это дает возможность понимания иосознания уникальности, неповторимости человеческой личности.утверждение о том, что существование (экзистенция)предшествует сущности, то есть сначала человек появляетсяна свет, существует, что-то делает, думает, а потом определяетсам себя, свою сущность, стремясь к своей индивидуальнойцели;48По Сартру, например, ничто в мире не может стать причинойчеловеческого бытия, человеческая реальность детерминирует самусебя целиком, человек есть причина самого себя.
Поэтому онпровозглашает тезис: существование предшествует сущности. Сначалачеловек рождается, а потом творит себя каждым своим действием ипоступком. То, чем человек станет, определяется его индивидуальнымвыбором, а не чередой каких-то внешних или даже внутренних причин.Человек просто существует, так как нет никакой природы, котораямогла бы определить способ его жизни, нет никаких норм ипредписаний, даже «божественных идей», определяющих, что долженделать человек в своей жизни. Человек должен постоянно творить себя,следовательно, постоянно ставить под вопрос свое существование, самформировать свою личность, индивидуальность и придавать смыслсвоей жизни.
Человек сам определяет свою сущность, он свободен втом, каким хочет видеть мир, в котором он живет, каким он сам хочетстать, и именно свобода позволяет человеку как можно лучшераспорядиться своей жизнью.одним из основных является понятие «экзистенция» способбытиячеловеческойличности,центральноеядрочеловеческого Я, благодаря которому оно выступает какнеповторимая человеческая личность и рассматривается какпроцесс и «открытая возможность»;Существование имеет две разновидности:1)неподлинное существование, где в качестве сущеговыступают вещи, природа, материальное производство, социальныесвязи.
Эта среда противостоит человеку, и он, забывая о своейсущностной определенности, живет как «живая вещь».Так, Ясперс, критикуя современное положение человека в обществе,его безликое существование среди массы людей, считает, что отдельныйиндивид стал простым колесиком в огромной машине современногогосударства, утратил свою самостоятельность, оказался во власти чуждых,неподлинных форм существования. Хайдеггер, например, отмечает, чтопогруженный в мир человек не может в полной мере быть самим собой;в этом случае человеческое существование определяется бытием вещей,природной или социальной средой, а это, по его мнению, естьнеподлинное существование. При неподлинном существованиивозникает такой «объективный взгляд» на личность, когда она вполне49оказывается заменимой другой личностью.
Это Хайдеггер называетфеноменом усредненности. Такая реальность нивелирует личность,каждый уже сам хочет быть похожим на других, не хочет выделяться изтолпы, а поэтому невозможно никого сделать ответственными за своипоступки.По Сартру, человек может и должен полагаться только на самогосебя, не уповая ни на какие внешние обстоятельства, не подчиняясьникаким авторитетам, не ориентируясь на традиции и установки. Но этоимеет обратную сторону: у человека появляется чувство тревоги, таккак он «заброшен» в мир, ему приходится жить вместе с другими и длядругих, формируя жизнь сообразно своему выбору.