Philosophy.lektii.5.2011 (PDF-лекции по философии), страница 13

PDF-файл Philosophy.lektii.5.2011 (PDF-лекции по философии), страница 13 Философия (10407): Лекции - 2 семестрPhilosophy.lektii.5.2011 (PDF-лекции по философии) - PDF, страница 13 (10407) - СтудИзба2017-07-09СтудИзба

Описание файла

Файл "Philosophy.lektii.5.2011" внутри архива находится в папке "PDF-лекции по философии". PDF-файл из архива "PDF-лекции по философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) – основоположник основныхидей русской классической философии, явление уникальное не только врусской, но и в мировой культуре. Творчество его является предметомпостижения для большинства включенных в культурную жизнь людей.Он признан великим писателем как своими поклонниками, так и54противникамипомироощущению.ЛитературноетворчествоДостоевского по богатству содержащихся в нем философских идейпоставило его в ряд выдающихся философов. Многие философскиеидеи Достоевского настолько глубоки и самостоятельны, чтоподнимаются до уровня философских открытий.Совсем молодой еще Достоевский с твердостью утверждал:«Философию не надо полагать простой математической задачей, гденеизвестное — природа... философия есть та же поэзия, только высшийее градус!» «Странно, — писал он в письме своему брату, — что тымыслишь в духе нынешней философии.

Сколько бестолковых систем ееродилось в умных пламенных головах; чтобы вывести верный результатиз этой разнообразной кучи, надобно подвесть его под математическуюформулу. Вот правила нынешней философии». В этих словах неприятиефилософскогоабстрактногосхематизма,абсолютизированногорационализма, неприятие, которое в дальнейшем будет обогащаться имвсе новыми аргументами.Достоевский – неотъемлемая часть русской культуры, выразительее самосознания. Он был убежден в том, что творчество в духовнойсфере возможно в полной мере тогда, когда оно вырастает нанациональной почве, из глубокого понимания жизни и потребностейотечества, из любви к нему.

В любом ином случае, даже когда идет речьо талантливом человеке, возникают ущербность его деятельности ивнутренний раскол его души, из которых трудно найти счастливыйвыход. Достоевский, глубокий исследователь человеческой души,пришел к выводу: невозможно быть гражданином мира, невозможнопринадлежать всему человечеству, если не принадлежишь своемународу.

Путь к добру для всего человечества лежит через добро длясвоего народа и отечества. Абстрактных ценностей не существует внеих конкретных проявлений, а конкретное — прежде всего у себя народине, на своей земле. Именно Достоевский и открыл такое явление,как эмиграция души – изначальный отрыв человека от своихотечественных корней.В центре философского миропонимания Достоевского проблемадобра и зла как глобальная философская проблема. Она обращает квопросу о содержательной наполненности жизни, назначении человека,характере и качестве общественного устройства. Через призмупротивоборства добра и зла он стремился раскрыть для себя сущность55бытия. Жизнь, с его точки зрения, не сводима к строгим и однозначнымзакономерностям («логистике», по его выражению).

Несводима она и кдовлеющим над человеком непостижимым, чуждым ему силам зла.Достоевский видит жизнь многообразной, бесконечной по своимпроявлениям, не поддающейся жесткому подведению ни под какиесхемы и абсолютизации.Достоевский убежден: общество невозможно сконструироватьсогласно чьим-то намерениям и пожеланиям, выраженным в видесоциальной теории. Опасность для самого общества и человека, каксчитал Достоевский, состоит в том, что попытки подобныхконструирований вполне реальны, они могут состояться снова и вРоссии, эти попытки составляют реальную угрозу общественной жизни.В теоретических рассуждениях Достоевского всегда присутствуетконкретность, он говорит о теориях и имеет в виду вполне конкретныерационалистические построения философов ХVIII и ХIХ столетий,часто приводившие в конечном итоге к социалистическим концепциямпереустройства общества; он говорит об обществе и, естественно, впервую очередь примеряет предлагавшиеся конструкции ксобственному отечеству, вовсе не желая при этом неприемлемого длясвоей страны другим странам и народам.

И человек также выступает унего в своей конкретности – это, в первую очередь, егосоотечественник. Философско-теоретические и национальные основымировоззрения Достоевского едины.Это единство особенно убедительно выражается в его пониманиичеловека, соотношения человека и общества. Достоевскому чужд такраспространенный в его время механистический взгляд на человека,допускающий приложение к человеку любой социальной программы.Человек для него не абстрактная единица, не механическое явление,рассчитываемое по формуле, он также и не воск, из которого можновылепить все, что угодно.

Человек был для него тайной, разгадываниюкоторой он посвятил свое творчество.Разумеется, Достоевский понимал, что человека можно втянуть всамые разные социальные эксперименты и преобразования, можно дажедобиться в этом определенных успехов, но, считал он, важноосознавать, что может получиться в конечном итоге из всех этихсоциальных затей. Сам писатель убежден, что, если социальнаяпрограмма не соответствует обстоятельствам реальной жизни, если она56искусственна и надуманна, и определяется лишь намерениями еесоздателей, то неизбежно потребует ломки естественных устоев жизни,сложной, во многом не понятой и не взятой вовсе в расчет человеческойприроды, в результате чего все это предприятие приведет к трагедии.Он писал: «Проклятие пустит по свету, а так как проклинать можеттолько один человек..., так ведь он, пожалуй, одним проклятиемдостигнет своего, то есть действительно убедится, что он человек, а нефортепьянная клавиша».Изучая Россию и Запад, Достоевский стремился понять какобщность их судеб, так и то, что их разделяет.

Обозначивнасильственное и жестокое вторжение в человеческую социальнуюжизнь как «бесовщину», он видел «бесовщину» в западном и русскомварианте и был убежден при этом, что глубины этого явления он можетпостичь, обращаясь в первую очередь к той жизни, частью которой онсам и был.Опасность прежде всего оттого, что вне своей естественной среды,вне единства с ней, человек — вне нравственности, которая однаглавным образом и укрепляет это единство человека с конкретным длянего миром. Таким, вне нравственных устоев, и стал в своей жизниРаскольников,трагедиейсобственнойжизнипостигавшийбесплодность своего одиночества, таящего в себе угрозу не только дляокружавших его людей.

Раскольников, убеждает нас Достоевский, —это человек, утерявший свои корни; его связь с близкими эфемерна, егоссылки на любовь к ним — лишь ширма, которой удобно прикрыватьрасколотость собственного сознания. В трагической односторонностичеловека самого по себе, вне естественных отношений и людскихсвязей, вне нравственных постулатов жизни он утратил цельностьличности, сконструировав собственную безнравственную точкужизненного отсчета.Так же вне семьи и отечества и заправилы «бесовщины» в романе«Бесы», в первую очередь, Петр Верховенский — человек вне всегосвятого, что присуще нормальным людям. На примере разных судебсвоих персонажей Достоевский делает вывод о том, что отсутствиечувства родины может объединять представителей различныхполитических убеждений, определяя при этом несостоятельность этихубеждений, их ущербность и, в конечном счете, опасность дляобщества.57Достоевский настаивал на исторической осторожности иосмотрительности в социальных преобразованиях, на необходимостинравственных оценок любых, даже самых малых социальных действий.Умение продвигаться вперед, не круша и не разрушая, в единстверазума и нравственности, — это и есть, как считал Достоевский,подлинное социальное реформаторство, так необходимое России.

Вотпочему страшит его теория Раскольникова, и он показывает нам еенеизбежный кровавый исход в конкретном его выражении и в целом,мировом масштабе. Вот почему волна насилия и воспеваемого«бесами» насильственного переворота в общественной жизни нетолько не принимается им, но и представляется ему главнойопасностью для России и для человечества.В связи с этим так важно уяснить для себя, что же понимает подсоциальной справедливостью Достоевский, с чем связывает онсобственное представление об общественном благополучии, каков егосоциальный идеал? Равенство для него никогда не представалоуравниловкой. Не представало, прежде всего, потому, что само понятиеуравниловки ложно по своему содержанию. Ложность его в том, чтоникакого абсолютного равенства, когда все люди поголовно уравнены,быть не может.

Не существует и невозможна такая реальность, котораясоответствовала бы содержанию этого понятия.Лживость и ложность идеи абсолютного равенства так же в том,что она изначально предполагает разделение людей на две категории —тех, которые распоряжаются и тех, которые им подчиняются.Предполагается все это тайно, скрыто, поскольку это тайное, посуществу, уничтожает провозглашаемую идею. Таким образом, вопросо равенстве может хоть в какой-то мере вставать лишь в границах этогожесткого разделения людей на две категории, совсем даже не равныхдруг другу людей в главных чертах своего существования.

Это и понялДостоевский. Тоталитарной власти просто необходима масса равных всвоей массе людей: они нужны ей одинакового роста, одинаковойбедности, одинаковых потребностей и надежд.Социальные предпосылки идеи уравниловки осознанно или иногдане вполне осознанно используются реформаторами, стремящимися ксозданию общества, в котором они предполагают свою безраздельнуювласть, основанную на собственных представлениях о том, что нужно, ачто и не нужно людям, им подчиненным, в конечном счете,58подавляющему большинству общества, заключенному в рамкиравенства между собой. Именно такой идеей равенства, прикрываемойблизкой людям христианской мыслью о всеобщем братстве, стремилсявоодушевить общество социализм.

Достоевский как человек предельночуткий к человеческим бедам, всю жизнь следовавший принципамсоциальной справедливости, воспринимавший несправедливость влюбом ее проявлении по отношению к людям как безграничноесобственное несчастье, не мог пройти мимо распространявшихся вобществе социалистических идей.Мощный интеллект и глубинно нравственные позиции его недопускали принятия на веру, без критического анализа никакихпредлагаемых теоретиками программ.Осознав растущую популярность социалистических идей,возможность их распространения и более того — реализации,Достоевский практически всю свою творческую жизнь не упускал этиидеи из сферы своего внимания.Главным для него стало определить тот комплекс вопросов, отответов на которые зависит конечный результат познания.

И онопределил эти вопросы, он поставил их таким образом, как никтодругой, заранее увидев, насколько трудны будут ответы на них, трудныпо самым разным причинам, в том числе и по психологическим. А вчисле психологических, конечно, привлекательность для громадногочисла людей, в первую очередь чем-то обездоленных, идеи равенства,абсолютного равенства как противовеса социальной несправедливости.Привлекательность этой идеи настолько велика, что позволяет «невидеть» неотвратимых грозных для людей последствий любых попытокреализации в жизнь идеи равенства в ее социалистическом варианте. Вчисле таких грозных последствий отмечал Достоевский то, что идетречь здесь о равенстве рабов, равенстве отлученных от всякихвозможностей влияния на общественную жизнь, от свободы выборасвоей судьбы, о равенстве в стаде, а значит об утрате своего Я, своейиндивидуальности.Теоретики идеи равенства в «Бесах» Достоевского провозглашают:«Все рабы и в рабстве равны.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее