Philosophy.lektii.1.2008 (PDF-лекции по философии), страница 15
Описание файла
Файл "Philosophy.lektii.1.2008" внутри архива находится в папке "PDF-лекции по философии". PDF-файл из архива "PDF-лекции по философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 15 страницы из PDF
«Амудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потомучто жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом. Как пищу он выбирает не более обильную, но самую приятную, так ивременем он наслаждается не самым долгим, а самым приятным.Эпикур был провозвестником договорной теории происхождения общества. Общественный договор, по его мнению,заключается с целью обеспечения взаимной пользы и безопасности. Однако в целях сохранения спокойствия души он сове69товал жить незаметно, избегая борьбы за мнимые ценности:власть, почести и богатство.Среди добродетелей на первое место Эпикур ставил мужество, умеренность и справедливость.
В отношениях междулюдьми выше всего он ценил дружбу.Эпикуреизм – философское направление, получившее название по имени своего основателя, просуществовало шестьвеков. Наиболее ярким представителем эпикуреизма в Римскойимперии стал Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.). ПоследователиЭпикура воплощали его философию в жизнь. И, вероятно, былисчастливы!СТОИЦИЗМВ вопросе о том, что важнее для человеческой жизни: наслаждение или долг? – стоики, в отличие от эпикурейцев, категорически настаивали на приоритете долга, добродетели, нравственности, поэтому они определяли философию как упражнение в добродетели. Знание же понималось ими лишь как средство обоснования добродетельной жизни.Основные этапы развития стоицизма.
Стоицизм – учение одной из философских школ эллинистического периода истории античности. Основателем стоицизма в 300 году до н.э.стал Зенон из Китиона (ок. 336-264 до н.э.). Зенон был учеником киника Кратета.История стоицизма делится на три периода: Ранняя Стоя(Греция, III век до н.э.), Средняя Стоя (Греция, Италия, II-I вв.до н.э.), Поздняя Стоя (Рим, I-II вв. н.э.). Представителямистоической философии были: 1. Ранняя Стоя – Зенон Китионский (336-264 до н.э.), его последователи Клеанф (330-232 дон.э.) и Хрисипп (277/281-205/208 до н.э.) 2.
Средняя Стоя – Панэтий (ок. 185-110 до н.э.), Посидоний (ок. 132-50 до н.э.) 3.Поздняя Стоя – Сенека (ок. 5 до н.э. – 65 н.э.), Эпиктет (ок. 50140 н.э.), Марк Аврелий (121-180 н.э.).Учение о природе, разуме и нравственности. Согласностоической философии, в мире царит однозначная, неумолимаянеобходимость. Человек подчинен ей, как и все остальное. Од70нако он обладает разумом и может осознать неотвратимостьсудьбы, в этом состоит его свобода, источник невозмутимостии ровности духа.Стоицизм видит конечную цель человеческогосуществования в том, чтобы жить в согласии с природой. Этозначит жить разумно. Человеческий разум является воплощением разума, правящего в мире.
Мир, по мнению стоиков, которые в своей онтологии следуют за Гераклитом, представляетсобой единое тело, он происходит из огня и возвращается в него. В мире царит необходимость, единый всем правящий закон.Все происходит ради осуществления разумной цели.Человеческий разум от природы существует как возможность, поэтому, чтобы реализовать свою подлинную природу,человек должен развить свой разум до состояния, когда онполностью выявляет сходство с космическим разумом. Жить всогласии с природой, жить разумно и добродетельно – это однои то же.Неумолимая судьба не зависит от воли человека, он ничего не может изменить в мире необходимости, но отношение человека к этому миру может быть различным. Человек считаетсядобродетельным, если он безропотно, невозмутимо, с полнымвнутренним спокойствием воспринимает все перипетии судьбы. Душа стоика абсолютно непроницаема для внешних воздействий.
Стоик может быть счастлив при самых несчастныхобстоятельствах.Учение о добре и зле или учение о благе, добре и зле,добродетелях, безразличном и надлежащем.Что конкретно стоицизм понимает под добродетелью?Блага – это добродетели: разумение, справедливость, мужество,здравомыслие и прочее.
Зло – это противоположное: неразумие, несправедливость и прочее. Ни то, ни другое – это все, чтоне приносит ни пользы, ни вреда, например, жизнь, здоровье,наслаждение, красота, сила, богатство, слава, знатность, равнокак и их противоположности. Однако внутри сферы безразличного – адиафоры (греч. неразличимое) выявляются определенные различия: одни являются «предпочтительными», потомучто полезны человеку, другие «избегаемы», потому что вредны,третьи безразличны.
Предпочтительные вещи относятся к раз-71ряду относительных благ. Действия, направленные на достижение этих относительных благ, называются надлежащими.Если эти относительные блага из второстепенных становятся первостепенными, то человек попадает во власть иллюзии, будто он может подчинить себе внешние обстоятельстважизни. Добродетельный человек ценит прежде всего свои усилия, направленные на овладение относительными ценностями,но не сами эти ценности. Отношение к жизни стоики уподобляли игре. Как в игре с мячом важен не сам мяч и не результат,а сам еѐ процесс, так и в жизни важна не сама жизнь, а отношение к ней. Идеалом отношения к жизни для стоиков был Сократ, который превыше всего ставил свои убеждения, и для которого жизнь сама по себе была чем-то неизмеримо более низким в сравнении с еѐ нравственным содержанием.Разумное отношение к жизни тождественно апатии (греч.бесстрастие) – состоянию, свободному от страстей.
Устранениестрастей для стоиков не является самоцелью, они выделяют идобрые страсти, которые являются разумными (радость, осторожность и др.). Стоики не только переносят нравственность вобласть мотивов, они возвышают еѐ до мотива мотивов, она независит ни от природных, ни от социальных стремлений человека.Несмотря на признание неотвратимости всего, что происходит, этика стоиков преисполнена необычайной внутреннейэнергии, высокого оптимизма, какой-то особой гордости. Внутренняя сила и стойкость стоика объясняется его верой в благостный смысл бытия вообще.Стоическая этика носит космополитический характер, онавозвышает всеобщего человека над конкретным. Этика стоиков– этика сурового долга.
Она не знает переходных ступеней между добродетелью и пороком. «Как палка бывает или прямаяили кривая, так и поступок – справедлив или несправедлив»,можно было услышать от одного из стоиков.Идеал мудреца. Важную роль в стоической этике играетпонятие мудреца. Только мудрец живет в согласии с природой,по законам разума, только он обладает свободой, ибо свободаесть возможность самостоятельного действия.Мудрецу присуще состояние автаркии (греч. достаточность), способность не72считать благом то, что можно отнять, и в связи с этим состояние безмятежности согласного с собой духа, полной самостоятельности и независимости от всего внешнего. В отличие отэпикурейцев, для которых такое состояние является результатом бегства от мира, у стоиков – оно является следствием безусловной покорности ему.Стоицизм – модель поведения в условиях, когда человекпотерял власть над обстоятельствами жизни, втянут в неуправляемую и чреватую катастрофами социальную стихию, когдаон оказался перед лицом непоправимой трагедии.
Если человек, как полагали стоики, ничего не может сделать с судьбой,то и судьба не может лишить его стойкости и непоколебимостидуха.СКЕПТИЦИЗМИстория античного скептицизма берет начало в IV в. дон.э. Основоположником этой философской школы был Пиррониз Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.). Термины «скептицизм»,«скептик» ведут свое происхождение от древнегреческого слова «скепсис», что означает рассматривание, размышление, априлагательное «скептикос» – рассматривающий, исследующий. Другими яркими представителями этого течения былиКарнеад, Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик и др.Непосредственной предтечей скептицизма в Древней Греции явилась софистика (так, например, когда известный софистПротагор заявлял, что о каждой вещи может быть два противоположных мнения, то тем самым он открывал путь скептицизму).
Однако кроме софистики, другим гносеологическим источником стал релятивизм – признание относительности всякого знания.Заслуга скептицизма в том, что он способствовал борьбе сразличными формами догматизма и постановке ряда проблемдиалектики познания.Скептицизм явился тем течением греко-римской философии, который в сфере гносеологии обратил внимание на сложность познания и на этой основе выражал недоверие к различным конкретным философским взглядам и представлениям.73Скептицизму было присуще сомнение в существовании истиныи еѐ объективных критериев.
Он пришел к выводу, что все философы почти во всѐм противоречили друг другу, невольноэтим доказывая, что мы не можем знать, что такое мир, чтотакое составляющие его вещи и происходящие в нѐм процессы.Так, скептик обнаруживает, что в отношении любого вопросаимеются противоположные явления, суждения и объекты, обладающие равной силой. А из этого следует и наше отношениеко всему, что есть и происходит в мире.Исходным пунктом учения Пиррона – взаимосвязь воздержания от суждения («эпохе») и невозмутимости («атараксия»).
Он придерживался мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, т.к. в себе всѐ одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Всѐ неодинаковое, различное является произвольными человеческими установлениями и обычаями. Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан метод воздержания от суждений. В качестве же практически-нравственного идеального метода отсюдавыводится «невозмутимость», «безмятежность».Один из поздних представителей этой школы – СекстЭмпирик (~ конец II – начало III в.), обобщая и систематизируяучение скептицизма, отмечал, что «скепсис есть искусствосталкивать всеми возможными способами являющиеся и мыслимые вещи, в результате чего мы, вследствие равносильностиприведенных в столкновение вещей и доводов, приходим сперва к утверждению (суждения), а затем к невозмутимости».Скептик приходит к противоречиям, ведущим к воздержанию от суждения с помощью тропов, представляющих собойряд логических процедур.Вот один из десяти тропов2 Энесидема, которые четко исистематизированно излагает Секст Эмпирик.