Philosophy.lektii.1.2008 (PDF-лекции по философии), страница 12
Описание файла
Файл "Philosophy.lektii.1.2008" внутри архива находится в папке "PDF-лекции по философии". PDF-файл из архива "PDF-лекции по философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.Платон считает, что государство возникает тогда, когдачеловек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других. Философ пишет: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом».Человеку, прежде всего, необходимы пища, одежда, жилье иуслуги тех, кто это производит и поставляет; затем люди нуждаются в защите и охране и, наконец, в тех, кто умеет практически управлять.В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства.
Являясь основным принципом построениягосударства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:1. крестьяне, ремесленники, купцы;2. стражи;3. правители.Но для Платона важным является не только разделение,основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, илидоблести совершенного государства:1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элемен54тарная, поэтому они должны поддерживать дисциплинужеланий и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.2. У людей второго сословия преобладает волевая частьдуши, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воиновстражей – мужество.3.
Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг снаибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцатьБлаго, и наделен высшей добродетелью – мудростью.Платон выделяет также четвертую доблесть –справедливость – это гармония, которая воцаряется междутремя другими добродетелями, и реализует еѐ каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.Итак, совершенное государство – это когда три разрядаграждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы. «Пока в государствах, – говорит Платон, – не будут либоцарствовать философы, либо так называемые нынешние цари ивладыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены телюди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо квласти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол…».Итак, Платон:-является основателем объективного идеализма;-впервые подчеркивает самоценность идеального;- создает учение о единстве и целесообразности мира, в основекоторого лежит сверхчувственная, умопостигаемая реальность;- вносит рациональный взгляд на объяснение и познание мира;- рассматривает философскую проблему формирования понятий;- превращает диалектику в универсальный философский метод;55-создает учение об идеальном государстве, уделяя большоевнимание нравственным качествам граждан и правителей.АРИСТОТЕЛЬ (384-322 ГГ.
ДО Н.Э.)Наряду с Сократом и Платоном, Аристотель – величайший мыслитель Древней Греции. Родился в г. Стагире во Фракии, в семье придворного врача царя Македонии. С юных летпроявлял незаурядные интеллектуальные способности, благодаря которым в 367 г. до н.э. был принят в платоновскую Академию, в которой затем находился около двадцати лет, до самой смерти Платона. Однако Аристотель вскоре разошелся вовзглядах со своим учителем, о чем свидетельствует широко известная фраза: «Платон мне друг, но истина дороже». Болеетрех лет (343-340) Аристотель был наставником будущего царяАлександра Македонского.
В 335г. основывает в Афинах собственную научную школу – Ликей (названную так потому, чтоона находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского, то естьВолчьего). В состав территории школы входил тенистый сад сгалереями для прогулок, поэтому школа Аристотеля называлась также перипатетической (от греческого «перипатетио» –прогуливаться), а члены школы – перипатетиками. Аристотельпреподавал в Лике двенадцать лет и имел несколько сотен учеников и последователей.
В 323г., после внезапной смерти в походе Александра Македонского, в Афинах произошло антимакедонское восстание, Аристотель был обвинен в богохульствеи был вынужден покинуть Афины, а вскоре умер в изгнании наодном из островов Эгейского моря.Основные положения философии АристотеляПонимание предназначения философии. Аристотельочень высоко ценил философию как вид интеллектуальной деятельности и четко выделял еѐ из всей сферы знания (см.: Хрестоматия по философии. Книга 1. Античность МИТХТ. М.2008.). Причем он различал «первую философию», которую в Iм в.
до н.э. систематизатор его учения Андроник Родосский назвал «метафизикой» (испорченное греческое «мета та физика»– «то, что следует после физики») и «вторую философию», под56которой он имел в виду собственную физику. Предметом «первой философии» является не природа, а то, что существует вней и сверх нее. Таким предметом должно быть «сущее». Оношире природы, которая для Аристотеля лишь один из родовсущего. И философия, в отличие от физики, должна исследовать нематериальные, сверчувственные, неподвижные и вечныесущности, разумеется, сперва показав их наличие: «необходимоисследовать, существуют ли одни только чувственно воспринимаемые сущности или также другие помимо них, и [еслитакже другие], то имеются ли такие сущности только одноговида или их несколько родов… а также математические предметы как промежуточные между эйдосами и чувственно воспринимаемыми вещами существует ли помимо чувственновоспринимаемых сущностей какая-нибудь неподвижная и вечная или нет и что же она такое, если существует».Учение о бытии.
Материя и форма. Центральным в философии Аристотеля является учение о материи и форме. В отличие от Платона, Аристотель считал, что подлинным бытиемобладает не общее, не идея, не число, а конкретная единичнаявещь. Это, так сказать, сущность первого порядка.
Вид, к которому принадлежит единичная вещь, – это сущность второгопорядка, род – сущность третьего порядка и т.д. Только такаявещь может быть субстанцией (от лат. «субстанциа», буквально«то, что лежит в основе»), то есть чем-то самобытным, существующем в самом себе, а в мышлении способным выступать вкачестве субъекта суждения, но не его свойства (атрибута) илиотношений между субъектами.Всякая единичная вещь представляет собой сочетание материи и формы.
Материя – это то, из чего возникает вещь, материал («субстрат»), из которого она состоит. Однако к однойлишь материи вещь не сводится. Чтобы стать вещью, материядолжна принять форму; без формы материя остается вещьютолько в возможности, но не в действительности. «…Материяесть в возможности, потому что может приобрести форму, а когда она есть в действительности, у неѐ уже есть форма» (Хрестоматия, С. 62). Форма, суть бытия и первая сущность в «Метафизике» являются синонимами: «Формой я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность» – подчеркивал Аристо57тель.
Но сама по себе форма не может стать вещью в еѐ единичном бытии, форма без материи в плане познания – понятиео вещи, а в плане бытия – суть вещи. Сама по себе форма естьнечто общее; а чтобы стать единичным бытием, она должна соединиться с материей. Соединение материи с формой представляет собой реализацию возможного, возникновение реально существующей конкретной вещи.Понятия материи и формы у Аристотеля не абсолютны, авзаимообусловлены.
То, что является материей в одном отношении, в другом может быть формой. В качестве примераединства материи и формы Аристотель приводит бронзовуюстатую. Материей для статуи в данном случае служит бронза.Но ведь глыба бронзы, из которой отлита статуя, тоже былаединичной, актуально существующей вещью, следовательно,представляла собой некоторое единство материи и формы, некий «вид». Материей по отношению к этому виду служат четыре элемента («стихии», «буквы») – огонь, вода, земля, воздух,из сочетания которых в определенных пропорциях получаетсявещество, обозначаемое как бронза. Но и эти четыре элементане лишены формы – каждый характеризуется некоторой комбинацией качеств и, следовательно, опять-таки может рассматриваться как «вид».