Philosophy.lektii.1.2008 (PDF-лекции по философии), страница 16
Описание файла
Файл "Philosophy.lektii.1.2008" внутри архива находится в папке "PDF-лекции по философии". PDF-файл из архива "PDF-лекции по философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "лекции и семинары", в предмете "философия" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 16 страницы из PDF
Приведем троп2Троп — (от греч. tropos — оборот) — слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переноситсяна другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.Основные виды тропов: метафора, сравнение, эпитет и т.д.74об обстоятельствах. Рассматривая любую чувственную способность, например, зрение или вкус, скептик замечает, что психическое или физическое состояние воспринимающего субъектаможет решительно изменить его оценку какого-либо явленияили объекта.
Так, мѐд может в одном случае казаться сладким,а в другом – горьким. Философ перечисляет множество обстоятельств, которые оказывают влияние на восприятие: молодостьи старость, здоровье и болезнь, любовь и ненависть. Здесь ситуация одна и та же: всякое явление может быть противопоставлено некоторому противоборствующему явлению ввидуразличия состояния воспринимающего.Любая философия, наука включает в себя скептицизм какэлемент критики. При этом в системе аргументации он играетконструктивную роль.
Заслугой представителей скептицизмаявляется и то, что они вскрыли неполноту и неточность знаний.Однако перед лицом постоянно изменяющегося мираскептики не могли признать наличие ни добра, ни зла. Остаетсяодно: сохранять внутренний покой, безмятежность и мудроемолчание.Но всѐ же надо признать, что скептицизм толкает философскую мысль на поиск критериев истины, возбуждает интерес к проблемам философского знания, его сходства с научнымзнанием и его отличия от него.НЕОПЛАТОНИЗМНеоплатонизм возник в III веке в Риме.
Неоплатонизмопирался на достижения всей античной философии, в особенности на идеи Платона и Аристотеля. Эти идеи старался соединить с языческой религией и мистицизмом. Основателем неоплатонизма считают Плотина и его учителя Аммония Саккаса(175-242). Последователями Плотина в античности были: Порфирий, Ямвлих, Прокл.Плотин (ок. 204-270 гг.), преклоняясь перед Платоном,думал о себе лишь как об истолкователе его идей.
(Он дажемечтал построить новый город в честь своего кумира и назватьего Платонополисом). Плотин развивал учение Платона о еди-75ном, благе, об антагонизме души и тела, об эросе, о богедемиурге, нусе и о космической душе, а также учение об идеях.Если Платон под высшим бытием понимал всю совокупность идей, объединенных идеей блага, то для неоплатониковтаковым становится первоединый неизреченный Бог, или Единое. Основной задачей философии по Плотину являлось выведение существования мира из божественного Единства какоснования всякого бытия и указание пути, ведущего обратно, кисходному единству.
Центральное место в неоплатонизме занимает учение о потусторонности, сверхразумности и дажесверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическомэкстазе как средстве приближения к этому первоначалу.Философия Плотина представлена в его «Эннеадах», изданных плотиновым учеником Порфирием. В них как раз иописано восхождение всего сущего к Единому и нисхождениеот него. Единое рассматривается как единство всего положительного. Это Единое Плотин называет также Благом. Ибо Благо – это то, от чего зависит и к чему стремится все сущее, имеетего своим началом и нуждается в нѐм. То есть Единое-Благо –это абсолютное единство и полнота.
От него исходит всякоебытие и всякая красота, ничто не существует вне связи с ним.«Поскольку природа Единого творит все вещи, оно самоне есть что-либо из них, – пишет Плотин. – Следовательно, ононе есть ни качество, ни количество, ни душа, ни дух. Оно недвижется и не покоится, не находится в пространстве или времени; оно совершенно однородно, более того, существует внерода и до всякого рода, до движения и покоя. Ибо такие свойства присущи только сущему делают его многим».Плотин обосновывал идею постепенного нисхождениявысшего бытия через опосредующие звенья (Ум (Нус), мировую душу, душу человека) до небытия или неодухотвореннойматерии.В силу своей сверхполноты Единое изливается из себя самого, что Плотин называет «эманацией», т.е.
«истечением».Для объяснения этого процесса Плотин использует образ источника, который наполняет реки, но сам при этом ничего нетеряет. Учение об эманации является сущностной основой философской системы неоплатонизма.76Высшие в иерархии бытия уровни отражаются в низших.При этом единство и полнота постепенно утрачиваются, пока,наконец, не образуется мир материальных вещей.Итак, согласно Плотину, существует иерархия в нисходящем порядке: Единое, Ум и Душа. На каждом последующемуровне единство убывает.Единое вообще лишено каких-либо внутренних различий.Вначале из Единого происходит Ум (идеальный мир), вкотором различается вещество, мыслимое бытие, само мышление.
При этом вещество – это не материя чувственного мира, аформа, рожденная и существующая. Ум производит множествоидей, или «умов», которые выступают как действующая причина по отношению ко всему остальному. Ум устроен такимобразом, что «идея есть одновременно и мысль Ума, или дажесам Ум, и мыслимая сущность, – читаем у Плотина, – ибо каждая идея не отлична от него, но есть Ум.
Ум же в своей целостности есть совокупность всех идей».После Ума из Единого возникает Душа, которая обращенавовне, обладает движением. Погружаясь в процесс мировойжизни, Душа выступает бессознательным активным началом,связывает собой сферы умопостигаемого и вещественного.Душа «произвела все живые существа, вдохнув в них жизнь, –тех, которых питает земля и море, и тех, что в воздухе, и божественные звезды в небе, и она же произвела Солнце и великоенебо, которое она устроила и украсила. Но сама она иной природы, чем то, что она устроила, привела в движение и призвалак жизни.
Она должна, следовательно, быть более ценным, чемвсѐ то, что возникает и уничтожается согласно тому, даѐт лиона жизнь или отнимает. Сама же она существует вечно, ничуть не умаляясь». Душа как высшее божественное начало порождает души людей.Восхождение к Единому Плотину видится как процессочищения. Побуждает к восхождению любовь к первопрекрасному и первоединому (эрос). Человек может избежать зла в тоймере, в какой ему удастся подняться по своего рода «лестнице», ведущей вверх, к Единому-Благу (Плотин иногда называетего богом). Путь к нему ведѐт через созерцательную сосредоточенность.
Теневой мир тел душа преодолевает и в занятиях фи77лософией, обращаясь к уму. Цель жизни человека – слияние сБожеством через мистический экстаз, который достижим через катарсис – очищение от всего телесного и низменного.Порфирий (ок. 232-304) – ученик и продолжатель Плотина, дал краткое описание доктрины учителя, однако опустилучение о Едином.
Порфирий сделал акцент на моральных выводах этого учения. Ямвлих (240/250-325) предпринял религиозно-мифологическую переработку неоплатонизма, сделав его основанием и защитой многобожия. Прокл (ок.410-485) завершает развитие античного неоплатонизма.Неоплатонизм как бы венчает собой всю историю развития античной философии. Став углубленной, ориентированнойна религиозном и метафизическом опыте философской мыслью– и независимой, и религиозной одновременно, неоплатонизмоказал существенное влияние на развитие христианского богословия и философии Средних веков. Будущее развитие иррационализма и мистицизма стало во многом исходить из неоплатонизма, в частности, идей Плотина.78Курс философии (краткое изложение). Часть первая.
/ Под ред.проф. д.филос.н. Ивановой А.А. – Учебное пособие. –М: ИПЦ МИТХТ, 2008.Иванова Адель АлексеевнаЛедников Евгений ЕвгеньевичВольнякова Ольга АлександровнаЛогина Наталья ВладимировнаСолодухин Денис ВитальевичАрапова Эльмира АсфаровнаКриволапова Юлия КонстантиновнаСтепнов Игорь СергеевичАрапов Олег ГеннадьевичЗубец Галина ПрокопьевнаПодписано в печатьЗаказ №Печать ризографТиражИздательско-полиграфический центрМосковской государственной академиитонкой химической технологииим.
М.В. Ломоносова119571, Москва, проспект Вернадского, 8679.