Philosophy.lektii.1.2008 (PDF-лекции по философии), страница 11
Описание файла
Файл "Philosophy.lektii.1.2008" внутри архива находится в папке "PDF-лекции по философии". PDF-файл из архива "PDF-лекции по философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Истинные причины вещей Платон видит не вфизической реальности, а в умопостигаемом мире и называетих «идеями», или «эйдосами». Вещи материального мира могутменяться, рождаются и умирают, а вот их причины должныбыть вечными и неизменными, должны выражать сущностьвещей. Главный тезис Платона заключается в том, что «…вещиможно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть». (Государство 507с, Т3(1), стр.314.)Идеи представляют собой всеобщее, в отличие от единичных вещей – и только всеобщее, по мнению Платона, достойнопознания. Этот принцип распространяется на все предметы исследования, но в своих диалогах Платон большое вниманиеуделяет рассмотрению сущности прекрасного.
В диалоге«Гиппий Больший» описан спор о прекрасном между Сократом, представляющим точку зрения Платона, и софистом Гиппием, который изображен простоватым, даже глуповатым человеком. На вопрос: «Что такое прекрасное?», Гиппий приводит первый пришедший на ум частный случай и отвечает, чтоэто прекрасная девушка.
Сократ говорит, что тогда надо признать прекрасным и прекрасного коня, и прекрасную лиру идаже прекрасный горшок, но все эти вещи прекрасны лишь вотносительном смысле. «Или ты не в состоянии вспомнить, чтоя спрашивал о прекрасном самом по себе, которое все, к чемубы оно ни присоединилось, делает прекрасным, – и камень, идерево, и человека, и бога, и любое деяние, любое знание».Речь идет о таком прекрасном, которое «никогда, никому и нигде не могло бы показаться безобразным», о том, «что есть прекрасное для всех и всегда». Понятое в этом смысле прекрасноеи есть идея, или вид, или эйдос.Можно сказать, что идея – сверхчувственная причина, образец, цель и прообраз всех вещей, источник их реальности вэтом мире.
Платон пишет: «…идеи пребывают в природе какбы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть ихподобия, самая же причастность вещей идеям заключается не вчем ином, как только в уподоблении им».50Таким образом, можно выделить основные признаки идей:- вечность;- неизменность;- объективность;- безотносительность;- независимость от чувств;- независимость от условий пространства и времени.Структура идеального мира.Платон понимает миридей как иерархически организованную систему, в которойидеи отличаются друг от друга степенью общности.
Идеи нижнего яруса – в него входят идеи естественных, природных вещей, идеи физических явлений, идеи математических формул –подчинены более высоким идеям. Высшими и более ценнымиидеями являются те, которые призваны объяснить человеческоебытие – идеи прекрасного, истины, справедливости. На вершине иерархии находится идея Блага, которая является условиемвсех остальных идей и необусловлена никакой другой; этоцель, к которой стремятся все вещи и все живые существа. Таким образом, идея Блага (в других источниках Платон еѐ называет «Единым») свидетельствует о единстве мира и его целесообразности.Мир идей и мир вещей. Мир идей, по Платону, – мир истинно-сущего бытия.
Ему противопоставляется мир небытия –это материя, беспредельное начало и условие пространственного обособления множественности вещей. Оба эти начала одинаково необходимы для существования мира вещей, но первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи.Мир же вещей, чувственный мир, есть порождение мира идей имира материи, то есть бытия и небытия. Таким разделениемПлатон подчеркивает, что сфера идеального, духовного имеетсамостоятельную ценность.Каждая вещь, будучи причастна к миру идей, есть подобие идеи с еѐ вечностью и неизменностью, а материи вещь«обязана» своей делимостью и обособленностью. Таким образом, мир чувственных вещей соединяет в себе две противоположности и находится в области становления и развития.Идея как понятие.
Помимо онтологического смысла,идея Платона рассматривается и в плане познания: идея есть и51бытие, и мысль о нем, а значит соответствующее бытию понятие о нем. В этом гносеологическом смысле идея Платона естьобщее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета.Таким образом, он затрагивает важную философскую проблемуформирования общих понятий, которые выражают сущностьвещей.Диалектика Платона.В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем.
Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает еѐв универсальный философский метод.В деятельности активной мысли, лишенной чувственноговосприятия, Платон выделяет «восходящий» и «нисходящий»пути. «Восхождение» заключается в том, чтобы двигатьсявверх от идеи к идее, вплоть до самой высшей, отыскивая единое во многом. В диалоге «Федр» он рассматривает это какобобщающую «…способность, охватывая все общим взглядом,возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно…».Коснувшись этого единого начала, ум начинает двигаться«нисходящим» путем. Он представляет собой способность всеразделять на виды, идя от более общих к частным идеям.
Платон пишет: «…это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров…».Эти процессы Платон и называет «диалектикой», а философ, поопределению, есть «диалектик».Платоновская диалектика охватывает различные сферы:бытия и небытия, тождественного и иного, покоя и движения,единого и многого. В своем диалоге «Парменид» Платон выступает против дуализма идеи и вещи и доказывает, что еслиидеи вещей отделены от самих вещей, то вещь, не содержащаяв себе никакой идеи самой себя, не может содержать никакихпризнаков и свойств, то есть перестанет быть самой собой.Кроме того, он рассматривает принцип идеи как какое бы то нибыло одно, а не только как сверхчувственное единое, а принципматерии как какое бы то ни было иное в сравнении с одним, ане только как материальный чувственный мир. Таким образом,52диалектика одного и иного оформляется у Платона в предельнообобщенную диалектику идеи и материи.Теория познанияПлатон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания.
Он определяет место философии в познании,которая находится между полным знанием и незнанием. Поего мнению, философия как любовь к мудрости невозможна нидля того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни длятого, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот,кто стремится восходить от менее совершенного знания к болеесовершенному.При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из того, что виды знания должны соответствовать видам,или сферам, бытия. В диалоге «Государство» он разделяет знание на чувственное и интеллектуальное, каждое из которых, всвою очередь, делится на два вида.
Чувственное знание состоит из «веры» и «подобия». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих, а «подобие» – это некоторое представление вещей, мыслительное построение, основывающееся на «вере». Знание такого рода не является истинным, и Платон называет его мнением, которое не есть ни знание, ни незнание и находится между ними обоими.Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любитсозерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Подмышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобыпонимать чувственные вещи как образы.
Интеллектуальныйвид знания – это познавательная деятельность людей, которыерассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к нимзнание невозможно. Посредством знания постигаются лишьидеи, и только в отношении них возможно знание.В диалоге «Менон» Платон развивает учение о припоминании, отвечая на вопрос о том, каким образом мы знаем то, чтознаем, или как познавать то, чего не знаем, ибо мы должны53иметь предварительное знание о том, что собираемся познавать.
Диалог между Сократом и необразованным рабом приводит к тому, что Сократ, задавая ему наводящие вопросы, открывает в рабе способность отвлечься от мира явлений и возвысится до абстрактных математических «идей». Это означает,что душа познает всегда, так как она бессмертна, а, соприкоснувшись с чувственным миром, начинает припоминать уже известные ей сущности вещей.Учение об идеальном государствеПлатон уделяет большое внимание развитию взглядов наобщество и государство.