Philosophy.lektii.1.2008 (PDF-лекции по философии), страница 13
Описание файла
Файл "Philosophy.lektii.1.2008" внутри архива находится в папке "PDF-лекции по философии". PDF-файл из архива "PDF-лекции по философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Лишь первичная материя (prote hyle), которой нельзя приписать никаких качеств, абсолютно бесформенна и не является видом. Она не может выступать как единичнаявещь, она – чистая возможность.Понятия души и мышления. Во взглядах на данные феномены Аристотель также разошелся с Платоном.
По Аристотелю, душой может обладать только естественное живое тело –растение, животное и человек. Скажем, топор души не имеет.Душа – это осуществление (Аристотель использует термин«энтелехия») возможности жизни: «…душа необходимо естьсущность в смысле формы естественного тела, обладающего ввозможности жизнью. Сущность же [как форма] есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела… душа естьпервая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью».
Душа в понимании Аристотеля является, таксказать, спутницей жизни, еѐ наличие свидетельствует о завершенности тела, осуществленности возможности жизни.58В отличие от Платона, Аристотель настаивает на неразрывной связи души и тела. Душа без тела существовать не может (Хрестоматия, С. 63). Он различает три вида души: растительную, животную и разумную. Первым видом души обладаетрастительный мир, а признаками такой души является способность к питанию.
Чтобы быть животным, достаточно к функциям растительной души добавить чувство осязания (ощущение):«животное впервые появляется благодаря ощущению». Наконец разумная душа, означающая способность к рассуждению иразмышлению, это – достояние человека. Разумеется, в каждойиз высших душ присутствуют и свойства низших.Учение об истине. Аристотель является создателем классической, так называемой корреспондентной теории истины.Истина, согласно Аристотелю, состоит в соответствии мыслидействительности: «Что же касается сущего в смысле истинного и не-сущего в смысле ложного, то оно зависит от связыванияи разъединения, а истинное и ложное вместе от разграничениячленов противоречия, а именно: истинно утверждение относительно того, что на деле связано, и отрицание того, что на делеразъединено, а ложно то, что противоречит этому разъединению…Ведь ложное и истинное не находятся в вещах, так чтобыблаго, например, было истинным, а зло непременно ложным, аимеются в рассуждающей мысли» (Хрестоматия, С.
65).Телеология. Для объяснения процессов движения, изменения и развития, происходящих в мире, Аристотель вводитчетыре класса причин: материальные, формальные, действующие и целевые: «Все … причины подпадают под четыре совершенно очевидных вида. Звуки речи у слогов, материал изделий, огонь, земля и все такого рода элементы тел, части целого,предпосылки для вывода – все они причины этих вещей в значении того, из чего эти вещи состоят; причем одни из них сутьпричины как субстрата (например, части), другие – как сутьбытия вещи (таковы целое, связь и форма). С другой стороны,семя, врачеватель, советчик и вообще то, что действует, – всеэто причины в смысле того, откуда начало изменения или покоя.
А остальные суть причины в смысле цели и блага для другого, ибо "то, ради чего" должно быть наилучшим и целью длядругого, причем нет никакой разницы, идет ли речь о подлин59ном благе или о кажущемся благе». Таким образом, причинойтого, что из бронзы возникла статуя, является, во-первых, самабронза (материальная причина), во-вторых, деятельность ваятеля (действующая причина), в-третьих, та форма, которуюприобрела бронза в результате деятельности ваятеля (формальная причина), и, в-четвертых, та цель, которую ставил передсобой ваятель (целевая причина или «ради чего», как обычноговорил Аристотель).
Аристотелевское учение о конечной, целевой причине получило название телеологии (от греч. «телеос» – цель).Физика, космология, биология. Аристотель оставил в наследство потомкам физику, которая просуществовала чуть менее дух тысячелетий и была опровергнута только в начале XVIвека знаменитым итальянским ученым Г.
Галилеем. Правда,слово «физика» понималось им шире, чем это принято сейчас,включало и биологию, так что оно было синонимом современного понятия «природоведение». В основе физики лежал принцип, что сила является причиной движения тел (о свойствеинерции Аристотель и не подозревал). Далее, он отказался отдемокритовского пустого пространства и заполнил пространство «эфиром» – сплошной средой, не обладающей тяжестью идругими физическими свойствами. В физике Аристотеля всякое тело обладает естественной, присущей ему от природыформой движения.
Для земных тел таким естественным движением является движение по прямой к центру космоса (то есть кцентру Земли), если они тяжелые (как земля, вода и сложныетела, в состав которых они входят), либо от центра к периферии, если они легкие (огонь, воздух и т.п.). В надлунном же,небесном мире естественным является вечное равномерноекруговое движение.
Насильственное движение земных телосуществляется под действием силы.Древние греки предполагали, что Земля имеет шарообразную форму (вспомним этимологию слова «антиподы» – люди,ходящие по отношению к нам вверх ногами на противоположной стороне земного шара), и Аристотель впервые в историипопытался измерить диаметр Земли, получив результат, в двараза превышающий его действительное значение. Надлунный60мир, как и у Платона, у Аристотеля является неподвижным инеизменным вечным миром.Большой вклад внес Аристотель в формирование биологии как науки.
В своих биологических сочинениях он описал495 видов различных живых существ, в том числе 160 видовптиц, 120 видов рыб, 60 видов млекопитающих и столько жевидов насекомых. Существование некоторых видов живых существ, описанных Аристотелем, было подтверждено только вначале 19 ст. известным натуралистом Ж. Кювье.Логика. Аристотель является создателем логики как наукио правильном мышлении. (Правда, сам он называл еѐ «Аналитикой», а название «Логика» она получила в середине XI века).Его первая логическая работа «О софистических опровержениях» была посвящена борьбе с уловками софистов – странствовавших по Греции учителей-надомников, дававших уроки детям богатых, но не слишком образованных греков, и морочивших им голову с помощью намеренных логических ошибок(софизмов) с целью выманить за уроки побольше денег. Аристотель проанализировал наиболее распространенные уловкисофистов, указав, на каких ошибках они основаны, а позднее вработах «Первая аналитика» и «Вторая аналитика» создал теорию правильного дедуктивного рассуждения (так называемуюсиллогистику).
Только в середине XIX столетия были заложены основы современной, символической логики, не опирающейся на аристотелевские принципы.Учение о государстве и обществе.Важное место в философии Аристотеля занимает учениеоб обществе и государстве. Затронутые в нѐм вопросы повлияли на ход дальнейшего развития социально-философской мысли и в чѐм-то не утратили своего значения до сих пор.Причина возникновения государства и его предназначение. Согласно Аристотелю, основой существования государства служит стремление людей к совместной жизни и политическому общению.
В этом смысле человек по своей природе естьсущество политическое. Люди всегда стремятся соединяться вкакие-либо сообщества. Государство возникает лишь тогда, когда несколько семей объединяются ради достижения возможно61лучшей жизни. Таким образом, согласно Аристотелю, причиной возникновения государства является не только политическая (общественная) природа человека, сама по себе, но и польза, выгода, которую он может получить от совместной жизни сдругими людьми. Другими словами, для философа одним изважнейших критериев является общественный интерес.Цель создания государства – стремление к счастью.Только в государстве человек может реализовать нравственныедобродетели и быть счастливым.Аристотель видит совершенство человека в том, чтобытот был совершенным гражданином. А его совершенством, всвою очередь, является совершенность государства. При этомгосударство стоит как бы «впереди» семьи и индивида.
Инымисловами, совершенство гражданина обусловливается качеством общества, к которому он принадлежит.Чтобы быть гражданином, необходимо принимать участие в управлении, принятии законов, реализующих справедливость. Прежде всего, необходимо проявить своѐ гражданскоесознание и чувство ответственности за судьбу своей страны.Поэтому ни житель колонии или завоеванного города, ни ремесленник, ни даже свободные люди не могут быть гражданами, если они не имеют необходимого свободного времени, чтобы управлять своим государством.
Число граждан очень ограничено, прочие же лишь удовлетворяют их нужды.Классификация государств. Аристотель выделяет триправильных и три неправильных формы государственного устройства. Правильными являются монархия, аристократия иполития. Неправильные – тирания, олигархия и демократия(охлократия, то есть «власть толпы»).Принцип деления на правильное и неправильное государства Аристотель основывает на том, что государство нужно длятого, чтобы приносить людям счастье. Для государства обязательно наличие свода законов, и власть предержащие обязаныприменять эти законы для защиты государства и граждан. Впринципе могут существовать государства во благо гражданамили во благо власть предержащим.
Поэтому для мыслителякритерием отличия правильных и неправильных форм являетсяучѐт политиком общественного интереса.62Государство и его формы:ПравильныеВласть исходит:От одногоОт немногихОт большинстваНеправильные(управление в соответ- (управление в соответствии с общим благом) ствии с собственныминтересом)МонархияАристократияПолитияТиранияОлигархияДемократия(охлократия)Правильным называется государство, в котором один правитель (монарх) свои силы употребляет во благо его граждан.Такие государства существуют крайне редко, гораздо чаще существуют государства, в которых правят достойные люди, составляющие меньшую часть, – аристократия.
Полития – этогосударство, которым управляет большинство людей. Этомубольшинству обязано подчиняться меньшинство, даже если онос чем-то не согласно.Есть и неправильные государства – те, где власти существуют сами для себя. Монарх может стать тираном, использующим власть только в своих интересах. Аристократия можетстать олигархией, когда кучка богатых приобретает власть ииспользует ее, чтобы увеличить собственные богатства за счетдругих граждан.Под «демократией» Аристотель понимает стиль правления, который, пренебрегая общим благом, нездоровым образомпотакает интересам нищих не только в материальном, но и вдуховном смысле слова.
Отсюда новый смысл слова демократия – демагогия. Философ уточняет, что ошибка возникает тогда, когда люди, равные в своих политических правах начинают считать себя равными во всѐм прочем, хотя это далеко нетак.Аристотель утверждает, что, конечно же, первые две формы правления предпочтительнее, но, принимая людей такими,какие они есть, лучшей формой следует признать политию.Она воплощает средний путь, путь между олигархией и демократией, т.е. путь демократии умеренной, где удержаны достоинства олигархии и устранены дефекты демократии.63Имущественная обусловленность социальных процессов. Цели, интересы и характер деятельности людей в государстве зависят от их имущественного положения.