Philosophy.lektii.1.2008 (PDF-лекции по философии), страница 14

PDF-файл Philosophy.lektii.1.2008 (PDF-лекции по философии), страница 14 Философия (10403): Лекции - 2 семестрPhilosophy.lektii.1.2008 (PDF-лекции по философии) - PDF, страница 14 (10403) - СтудИзба2017-07-09СтудИзба

Описание файла

Файл "Philosophy.lektii.1.2008" внутри архива находится в папке "PDF-лекции по философии". PDF-файл из архива "PDF-лекции по философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

Бедные и богатые оказываются в государстве группами, диаметрально противоположными друг другу. Есть три главных слоя граждан:очень зажиточные, крайне неимущие и средние, стоящие между первыми и вторыми. В зависимости от преобладания тойили иной группы устанавливается и соответствующая формагосударственного строя.В основе всех общественных потрясений лежит социальное неравенство. Когда в государстве многие люди лишеныполитических прав, и когда в нѐм много бедняков, то неизбежно появляются враждебно настроенные граждане. Равновесиеобеспечивает наличие среднего «промежуточного» слоя. Лишьте государства стабильны, где этот слой составляет большинство и играет преобладающую роль по сравнению с остальнымисоциальными слоями.Аристотель не отрицал рабства.

Как правило, в ДревнейГреции рабами были чужеземцы. Поэтому философ полагал,что иноземец, по определению, есть раб, а эллин – человек свободный.Согласно Аристотелю, власть господина над рабом, организация семьи, государство и царская власть в своей глубиннойоснове в чѐм-то схожи. В то же время он признаѐт, что властьгосподина над рабом противоестественна, и существует лишьпо закону, по своей же природе все равны. Стало быть, она основана на насилии и несправедлива.Раб, как и ремесленник, есть одушевлѐнное орудие (в отличие от орудия неодушевлѐнного, например, лопаты или кирки). Но от ремесленника он отличается тем, что является одушевлѐнной собственностью.

Раб всецело принадлежит своемугосподину.Однако рабство не сводится лишь к отношениям частнойсобственности. В своих трудах Аристотель затрагивает нетолько социальную, но и психологическую проблематику: господин и раб как состояния души. Причѐм дело не только в физических, но и в духовных особенностях людей. По словам64мыслителя, одни люди по своей природе свободны, а другие –рабы, и вторым рабами быть «и полезно, и справедливо».Рабу и господину полезно взаимное дружеское отношение. Когда же их отношения построены не на дружбе, приходится прибегать к насилию.***В учении о государстве Аристотель поставил многие ипоныне актуальные проблемы. Среди них: цели государственного строительства, проблема справедливого устройства государства и имущественная обусловленность социальной активности. Кроме того, на протяжении веков человеческую мысльволновали затронутые им вопросы активности гражданина, атакже господства и рабства как духовных составляющих человеческой личности.

Окончательное решение всех этих вопросовдо сих пор не найдено и нередко каждый их решает по-своему.Значение аристотелевского наследияВо многих областях философии и других наук влияниеАристотеля прослеживается вплоть до Нового времени.

Взгляды Аристотеля на природу единичной вещи и общего (вида»,«рода» – далеко не всегда у него последовательные) породили вначале нашего тысячелетия полемику номиналистов и реалистов о природе общих понятий – так называемых универсалий.Телеология органически вписалась в христианское богословие,и не случайно в средневековых университетах Аристотель признавался философом № 1. Непререкаемым был авторитет Аристотеля как творца логики – еѐ изучали во всех университетахи в модернизированном виде аристотелевскую силлогистикупреподают до сих пор.

Аристотелевское понятие истины успешно используется во всех областях научного познания, кроме чистой математики. В то же время политические взгляды иидеи Аристотеля, привязанные к существованию городов- государств, морально устарели еще при его жизни, посколькуэпоха подобных государств закончилась в Греции во второйполовине IV-го в. до н.э.65ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМАЭллинистический период эпохи завоеваний АлександраМакедонского и греко-римских школ (с конца IV в. до н.э. поIII в.

н.э.). Для этого периода развития античной философиихарактерен особый интерес к этической проблематике, развиваемой такими школами, как эпикурейская (Эпикур, Тит Лукреций Кар) и стоическая (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).Это время также стало периодом развития в философии скептицизма, ярчайшим представителем которого был Секст Эмпирик. Кроме того, в III-V вв. н.э. получает широкое распространение неоплатонизм. (Плотин, Порфирий, Ямвлих иПрокл).

Они переосмыслили философские взгляды Платона вконтексте более поздних учений, создали стройное учение, которое составляло грандиозное завершение всей античной философии.ЭПИКУРУдовольствие и страдание, счастье и несчастье, добро изло, страх и свобода – вечные проблемы человеческой жизни.Эпикур считает, что высшее назначение философии – вести человека к счастью, поэтому «Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит,будто быть счастливым еще рано или уже поздно». Этическиеучения, согласно которым счастье является высшей целью человеческой жизни, называются эвдемонизмом (греч. – счастье,блаженство).Жизнь Эпикура. Эпикур родился в 341 году до н.э.Юность он провел на о.

Самос (отец его был афинским переселенцем). В 322 году афинские переселенцы были изгнаны со.Самос. Некоторое время Эпикур жил в Малой Азии. Там онизучал философию у Навзифана (последователя Демокрита). В311 году Эпикур основал школу сначала в Митилене, затем вЛампаске, а в 307 году в Афинах («Сад Эпикура») – обществодрузей и единомышленников, включая женщин и детей. Надпись на воротах Сада гласила «Гость, тебе будет здесь хорошо;здесь удовольствие – высшее благо»; при входе стоял кувшин сводой и лепешка хлеба – символ того, как эпикурейцы пони66мают удовольствие.

Эпикур говорил: «Я ликую от радости телесной, питаясь хлебом и водою, я плюю на дорогие удовольствия не за них самих, но за неприятные последствия их». Ониспытывал телесные страдания от болезни, но они были не властны над ним. Накануне смерти он писал другу: «Боли мои …уже так велики, что больше стать не могут; но во всем им противостоит душевная моя радость при воспоминании о беседах,которые были между нами». Эпикур умер в 270 году.Философское учениеФилософию Эпикур подразделяет на три взаимосвязанныечасти – канонику (теорию познания), физику (учение о природе)и этику, при этом преобладающее значение в его философииимеет этика.

Эпикур материалист, последователь атомистического учения Демокрита. В теории познания он исходит из истинности ощущений.Учение о счастье. Эпикурейская этика, как и этика киренаиков, основана на принципе удовольствия, но удовольствие вней понимается иначе.Эпикур определяет удовольствие не позитивно, как киренаики, а негативно – как отсутствие страдания.

Позитивноепонимание удовольствия означало бы признание того, что человек в чем-то ощущает недостаток. Эпикур, определяя удовольствие негативно, подчеркивает, что человеческий индивидможет и должен находить удовлетворение в самом себе.В эпикуреизме удовольствие имеет ценность не само посебе, а потому что ведет к счастью; имеется в виду не мимолетное наслаждение, временное и преходящее, а устойчивое удовольствие.

Оно связано не только с настоящим моментом, но ис прошлым и будущим, с воспоминаниями и надеждами.Борясь с искажениями своего учения, Эпикур поясняет,что счастьем он считает не наслаждения развратников и чревоугодников, а безмятежную, лишенную телесных страданий исвободную от душевного беспокойства жизнь. Состояние внутреннего душевного покоя, безмятежности называется атараксией (греч.

– невозмутимость).67И достигается оно, благодаря избавлению от страданий.Что же чаще всего вызывает страдания? – несбыточные желания и различные страхи.Эпикур разделяет удовольствия на три класса:а) естественные и необходимые;б) естественные, но не необходимые;в) неестественные и не необходимые.Первые, по мнению Эпикура, ограничены и легко добываются, поэтому они являются источником счастья. Другиепростираются до бесконечности, погоня за ними делает человека все более зависимым от внешнего мира, отсутствие их ощущается как страдание.

Но ограничение желаний необходимо недля того «… чтобы всегда пользоваться немногим, а затем,чтобы довольствоваться немногим, когда не будет многого…».Считая удовольствие от природы родственным человекублагом, Эпикур советует отдавать предпочтение не всякомуудовольствию, а только тому, за которым не следуют болеезначительные неприятности; и наоборот, не избегать боли, еслиза ней следует большее удовольствие.Хотя Эпикур говорит, что началом и корнем всякого благаявляется «удовольствие чрева», но он же советует: ешьтеменьше – из боязни несварения; пейте мало – из боязни похмелья и.т.д.Итак, условием счастья является «трезвое рассуждение,исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания».

«Это оно учит, что нельзя жить сладко, не живя разумно,хорошо и праведно».Освобождение от страхов и страстей, препятствующих счастью или освобождение от страха перед богами, страха перед необходимостью и страха смертиФилософия освобождает человека от трех страхов, мешающих ему быть счастливым: страха перед богами, страхаперед необходимостью и страха смерти.1. Эпикур отрицает вмешательство богов в дела людей.Божественный промысел он считает вымыслом толпы.

Боги дляЭпикура – воплощение его нравственного идеала, осуществленное счастье. Бог – это блаженное и бессмертное существо,68которое и само не имеет хлопот и другому их не причиняет, такчто он ни благоволит и не гневается.2. Страх перед природной необходимостью, как считаетЭпикур, еще хуже, чем страх перед богами.

«В самом деле,лучше верить басням о богах, чем покоряться судьбе, выдуманной физиками, – басни дают надежду умилостивить боговпочитанием, в судьбе же заключена неумолимая неизбежность».Свободу человека по отношению к природе Эпикур обосновывает, обращаясь к самой природе. Выступая против ученияДемокрита об абсолютном господстве в природе необходимости, Эпикур вводит принцип самопроизвольного отклоненияатомов от необходимых линий движения, тем самым признаваянаряду с необходимостью в природе возможность случая.

Таким образом, свобода воли человека заложена в самом фундаменте бытия.3. Смерть, как полагает Эпикур, не имеет к нам никакогоотношения. Вслед за Демокритом Эпикур отрицает бессмертиедуши, способность ощущения после смерти. «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни дляживых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для неѐ сами не существуют. Если смерть нестрашна сама по себе, то почему должна быть страшна мысльоб еѐ приходе?Освобождение от надежды на бессмертие ставит на первое место не продолжительность жизни, а еѐ качество.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее