Автореферат (972145), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Онпредписал и устанавливал своим знакомым, так называемое музыкальноеустроение и понуждение, придумывая чудесным образом смешение тех илииных диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, припомощи которых он легко обращал и поворачивал к противоположномусостоянию страсти души: скорбь, раздражение, жалость, неуместную14ревность, страх, разнообразные вожделения, гнев, изнеженность,распущенность, горячность, выправляя каждый из этих недостатков кдобродетели при помощи подходящих мелодий»3.Пифагор использовал музыку в педагогическом процессе как средствопсихотерапевтического воздействия. В книге «Античная музыкальнаяэстетика» мы находим такие свидетельства: «Вечером, когда ученикиотходили ко сну, при помощи музыки он освобождал их от дневной смуты,очищал взволнованное умственное состояние и приготавливал в нихбезмолвие, хороший сон и вещие сновидения»4.Вслед за Пифагором Аристотель считал, что способность музыкивоздействовать на душевные состояния слушателей связана с тем, что оназаключает в себе различные оттенки настроений, и они четко соответствуют,«подражают» характерам и свойствам человека.
Платон и Аристотельсчитали, что «ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразно имсамим»5. Задача музыкального воспитания по Платону — гармонизацияиндивида с общественной жизнью. А механизмом гармонизации состоянияличности в греческом и современном европейском пониманиимузыкотерапии является эффект катарсиса – очищения души в процессевызванныхсоответствующеймузыкойусиленияипроработкиэмоционального переживания и сброса напряжения.Среди современных российских исследователей и практиковмузыкотерапии анализу подверглись труды С.В.
Шушарджана, В.М.Элькина, М.Е. Бурно, В.Е.Рожнова, В.И. Петрушина, А.В. Тороповой и Т.В.Львовой и др. Основой российской современной концепции музыкальнойтерапии является экспрессия и проживание блокированных в психике и телеэмоциональных переживаний в резонансе с музыкальным материалом, что посути и является катарсисом. Некоторые авторы (С.В. Шушарджан, В.М.Элькин), привлекая концепт китайской традиции в обоснование музыкальнотерапевтическоговоздействия, не уделяют внимания сущностномуразличию в подходах к ведущим механизмам музыкально-терапевтическоговоздействия – возвращению к точке баланса в китайской традиции иподталкиванию к катарсису через кризисные переживания в европейскойтрадиции.Нам видится возможной интеграция подходов к применениюмузыкально-терапевтических технологиий в современном образовательномпространстве на уровне преломления философских принципов музыкальноговоздействия двух традиций сквозь призму современных технологий и видовмузыкальной деятельности при условии опосредованности воздействиямузыкальным воспитателем, собственно посредником между музыкой с еетерапевтическим потенциалом и школьником, имеющим проблемы всаморегулиции и внимании.3Ямвлих.
О Пифагоровой жизни / Пер. с древнегреч. И.Ю. Мельниковой. – М., 2002. – С.50 – 51.Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. – М., 1960. – С.303.5Аристотель. Политика. Собр. соч. т.4. – М., 1984. – С. 375 – 644.415Такая постановка вопроса подтолкнула исследование к сравнению путейи способов музыкотерапии и разработке интегративной моделимузыкального воспитания дефицитарных функций в процессе психологопедагогического сопровождения школьников с нарушениями внимания игиперактивностью.Третий параграф первой главы раскрывает теоретические основанияпостроения интегративной музыкально-терапевтической модели воспитаниявнимания у младших школьников с СДВГ, а также наше пониманиесоотношения в контексте исследования терминов воспитание и психологопедагогическое сопровождение, обосновывает суть проблемы воспитаниявнимания младшего школьника музыкально-терапевтическими средствами впроцессе психолого-педагогического сопровождения во внеурочной форме.В широком социальном смысле воспитание — это передачанакопленного опыта от старших поколений к младшим.
В узкомпедагогическом смысле воспитание — это процесс и результатвоспитательнойработы,направленнойнарешениеконкретныхвоспитательных задач. Нам близка позиция Ф. Михайлова в том, что«Воспитание — целесообразное, произвольно направляемое взрослениеребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространствечеловеческого общения»6. Содержанием такого целенаправленного общенияявляется, в нашем исследовании, музыкальное взаимодействие воспитателя –учителя музыки и младших школьников.
Формой и условием организациитакого общения является психолого-педагогическое сопровождениеучащихся начальной школы с нарушениями внимания и гиперактивностью.Понятие сопровождение в изученной психологической и педагогическойлитературе часто рассматривается как синоним поддержки, содействия,сочувствия, сотрудничества, как создание специфических условий учебнойдеятельности. Такое понимание берет начало из работ О. С.
Газмана,А. П. Тряпицына,Е. И. Казаковой,Р. В. Овчаровой,Н. Б. Крылова,М. Р. Битяновой, Н.С. Глуханюк. Так, О. С. Газман ввел понятие психологопедагогической поддержки для детей в решении ими индивидуальныхпроблем, которые связаны с трудностями физического и психическогоразвития. А. П. Тряпицына и Е.
И. Казакова предлагают рассматривать подсопровождением такую деятельность, которая обеспечивает вхождение в«зонуближайшегоразвития»(поЛ. С. Выготскому).Понятие«педагогическое сопровождение» предполагает процесс заинтересованногонаблюдения,консультирования,личностногоучастия,поощрениямаксимальной самостоятельности школьника в проблемной ситуации,умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в егоиндивидуальном образовательном маршруте. Психолого-педагогическоесопровождение ряд авторов рассматривают как условие успешного обученияи психологического здоровья.6Михайлов Ф.
Воспитание / Новая философская энциклопедия: В 4 тт. – М.: Мысль. Подредакцией В. С. Стёпина. 2001. (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy )16В современной педагогике проблема психолого-педагогическогосопровождения школьника сопряжена с концепцией образовательной ивоспитательной среды, которая включает использование изобразительногоискусства, танца, физических упражнений и музыкально-звуковогонаполнения. Все эти виды воздействий позволяют усилить благотворноевоспитательное влияние образовательной среды на человека, например, вфоновом звуковом сопровождени всей школьной жизни (В.
А. Лаптева).Доказано, что музыка имеет широкий диапазон влияния на психофизиологиючеловека, именно поэтому мы считаем, что такое фронтальное музыкальноевоздействие не может быть предсказуемым и потому требуется разработкаподходов применения музыкально-терапевтических технологий на основеличностного взаимодействия с каждым учеником, особенно с учетомгипервозбудимых школьников.Специфика нашего исследования путей применения музыкальнотерапевтических технологий связана с адресной направленостью нашкольников с нарушениями внимания и гиперактивностью, это требовалообращения в теоретической главе диссертации к изучению сущностисиндрома СДВГ и тех его признаков-мишеней в психологическом портретешкольников с этим синдромом, на которые может быть направленомузыкально-терапевтическое воздействие в воспитании дефицитарныхфункций.Термин «синдром дефицита внимания» (СДВ) говорит сам за себя: дети,страдающие СДВГ, не в состоянии в течение долгого времени заниматьсяодним и тем же делом — их способность концентрировать внимание весьмакратковременна.
При этом синдром чаще относится к категориифункциональных нарушений развития, обратимых и нормализуемых по мерероста и созревания мозга при условии грамотного воспитания ивосстановления дефицитарных функций психики.Большинство критериев, которым отвечают дети с СДВГ(невнимательность, рассеянность, неорганизованность, гиперактивность,неспособность слушать обращенную к нему речь, забывчивость,беспокойство, хаотичные движения рук и ног, излишняя болтливость,излишняя двигательная активность, неспособность ждать и пр.) применимы ик обычным, непоседливым или плохо воспитанным детям.
При этом, еще донедавнего времени во многих странах, таких как Китай, например, и другиестраны региона, такой диагноз не существовал, а весь синдром объяснялсянедостаточностью или неадекватностью методов воспитания. В такомракурсе особый интерес представляют принципы и основания музыкальноговоспитания гармоничного состояния человека в китайской музыкальнотерапевтической традиции, а именно воспитательный принцип «жэнь» эмпатийное соучастие и созерцательная резонансная музыкотерапия наоснове звучания пяти стихий.В данной работе решалась задача разработки интегративноймузыкотерапевтической модели воспитания внимания у младшихшкольников. Полученный результат может быть представлен графически:17Рисунок 1.
Интегративная музыкотерапевтическая модель воспитания внимания18Вторая глава диссертации «Опытная работа по апробацииинтегративной музыкально-терапевтической модели воспитаниявнимания у младших школьников» содержит три параграфа. Первыйпараграф – Эмпирическое кросс-культурное исследование современныхусловий применения музыкально-терапевтических подходов к работе сдетьми раскрывает содержание и результатыпроведенного авторомдиссертации анкетирования родителей младших школьников России иКитая, а также интервьюирования учителей музыки и начальных классов напервом этапе работы над диссертацией. В целом можно сказать, что опытмузыкального воспитания в семьях в Москве и Пекине близок посодержанию, но есть вопросы, на которые московские и пекинскиеопрошенные дали прямо противоположные ответы, что отражает разницуотношения к возможностям музыки и музыкотерапевтического подхода квоспитанию в России и Китае. Разница проявилась в ответах на вопрос –Нуждаетесь ли Вы (как родители младшего школьника) в помощи педагогаили психолога по вопросам музыкального воспитания? Российские родителиответили – нет; китайские – да.
В этом может быть замечена тенденциянедооценивания в российских семьях роли и возможностей музыкальноговоспитания, в том числе дефицитарных функций ребенка. Китайскиеродители иначе смотрят на роль профессионального музыкальноговоспитателя, возможно в этом наследуется традиционное уважение к музыкекак философии и науке о самой жизни в балансе и гармонии с миром.Полученные данные послужили отправной точкой для размышлений отом, как именно может быть применен музыкально-терапевтическийпотенциал в воспитании внимания детей, согласующийся с родительскойпозицией «невмешательства извне» и одновременно просвещения в областиразвивающих и воспитательных возможностей музыки.Обобщая полученные материалы интервьюирования учителей, можносказать, что как китайские, так и российские учителя и школьные психологивоспитатели имеют трудности в работе с детьми с СДВГ, даже если такогодиагноза официально не поставлено.