33174 (587519), страница 9
Текст из файла (страница 9)
С другой стороны, систематическое толкование ГК РФ позволяет прийти к иным заключениям. В п. 2 ст. 104 ГК РФ законодатель прямо предусмотрел совместимость акционерного общества с такими организационно-правовыми формами, как общество с ограниченной ответственностью и производственный кооператив, в которые акционерное общество вправе преобразоваться. Очевидно, что образование нового акционерного общества в процессе разделения с последующим преобразованием в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив было бы излишним и обременительным с финансовой точки зрения промежуточным этапом, не согласующимся с логикой ГК РФ. Также следует отметить, что под «хозяйственными обществами» ГК РФ подразумевает акционерные общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью (п.3 ст.66). Следовательно, при реорганизации акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью в форме выделения могут быть созданы новые юридические лица в форме, предусмотренной для хозяйственных обществ. Учитывая данные обстоятельства, уместно внести предложение об устранении указанной неопределенности в акционерном законодательстве и прямом нормативном решении вопроса о возможности разделения акционерного общества с образованием иных организационно-правовых форм.
Выделение — это такая форма реорганизации юридического лица, при которой его деятельность не прекращается, но создается одно или несколько юридических лиц, на базе части имущества ранее существовавшего юридического лица, с передачей прав им прав и обязанностей от реорганизованного. Уставный капитал прежнего юридического лица после реорганизации уменьшается. При выделении составляется разделительный баланс, в котором определяется состав передаваемого имущества. Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях75.
В отличие от иных видов реорганизации, выделение — не способ прекращения юридического лица, а один из способов его возникновения. Выделение также отличается от прочих форм реорганизации тем, что реорганизуемое общество не ликвидируется, в то время как при остальных формах реорганизации прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица.
Наибольший практический интерес представляет процедура выделения акционерных обществ. В общем виде механизм выделения акционерных обществ предусмотрен ст. 19 Закона «Об акционерных обществах», согласно которой выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. Предложение о реорганизации общества в форме выделения выносится на решение общего собрания акционеров советом директоров, если иное не предусмотрено уставом общества (п. 2 ст. 19, п. 3 ст. 49 Закона «Об акционерных обществах»). Общее собрание акционеров, помимо принятия решения о реорганизации непосредственно, также определяет порядок и условия выделения, принимает решение о создании нового общества, о возможности конвертации акций общества в акции выделяемого общества и порядке такой конвертации, об утверждении разделительного баланса.
Ранее до внесения изменений в ФЗ «Об акционерных обществах» определенную практическую сложность для акционеров реорганизуемого общества представлял вопрос о том, кто утверждает устав и решение о выпуске акций выделяемого общества. Отсутствие прямого решения данной проблемы на уровне специального законодательного акта (ст. 19 Закона об АО) вынуждало правоприменителя обращаться к аналогии закона (ст. ст. 16-18, 20 Закона об АО).
Что касается вопроса об утверждении решения о выпуске акций выделяемого общества, то он решен на нормативном уровне вполне определенно. В соответствии с п. 2.1 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденных постановлением ФКЦБ от 12 февраля 1997 г. № 8 (в редакции постановления ФКЦБ от 11 ноября 1998 г. № 48; далее — Стандарты76), данный вопрос относится к компетенции совета директоров создаваемого в результате выделения акционерного общества. Кроме того, в п. 2.3 Стандартов указывается, что решение о выпуске ценных бумаг подписывается руководителем и скрепляется печатью эмитента.
Несмотря на то, что в новой редакции Стандартов большей частью учтены и восполнены пробелы в правовом регулировании процесса размещения ценных бумаг при реорганизации, наиболее спорными нормами продолжают оставаться положения о выделении акционерных обществ.
Согласно п. 1.3.3 Стандартов размещение ценных бумаг при реорганизации коммерческих организаций может осуществляться путем приобретения акций акционерного общества, созданного путем выделения, коммерческой организацией, реорганизованной путем такого выделения.
В развитие положений п. 1.3.3 пункт 6.4 содержит указание на то, что «если решение о выделении не предусматривает возможности конвертации акций акционерного общества... реорганизуемого путем выделения, все акции акционерного общества, созданного путем выделения, признаются приобретенными коммерческой организацией, реорганизованной путем такого выделения, в момент государственной регистрации акционерного общества, созданного в результате такого выделения», также ст.19 ФЗ об АО предусматривает приобретение акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом.
Кроме того, согласно ч. 3 п. 6.4, «если в соответствии с решением о выделении, которое предусматривает возможность конвертации акций акционерного общества, реорганизуемого путем выделения, конвертация (обмен, приобретение) осуществляется не во (на) все акции выделяемого акционерного общества, то оставшиеся акции признаются приобретенными коммерческой организацией, реорганизованной путем такого выделения, в момент государственной регистрации акционерного общества, созданного в результате такого выделения».
Таким образом, Стандарты допускают, что все или часть акций образованного путем выделения общества могут принадлежать реорганизованной коммерческой организации. Некоторые авторы также придерживаются мнения, что учредителем образуемого в порядке выделения юридического лица может быть само реорганизуемое общество77. Такой способ размещения акций в Стандартах именуется «приобретением» (в отличие от «конвертации», в результате которой акции размещаются среди участников реорганизованной коммерческой организации — см. п. 5.2 Стандартов).
Теоретически понятия «приобретение» и «конвертация» акций соотносятся примерно так же, как «учреждение» одним хозяйственным обществом другого и «выделение» хозяйственного общества в порядке реорганизации. Очевидно, что это различные правовые понятия, прежде всего потому, что в первом случае учреждаемому субъекту могут передаваться только имущественные права (п. 6 ст. 66 ГК РФ), а во втором — также обязанности (ст. 58 ГК РФ).
Из этого следует, что первый случай не влечет изменения источников формирования собственных средств учредителя, а представляет собой новый способ размещения активов. Напротив, второй случай предполагает уменьшение размера кредиторской задолженности реорганизуемого общества и его собственного капитала (уставного и/или добавочного) на сумму, соответствующую стоимости переданных выделяемому обществу активов (п. 4 ст. 8 Закона РФ «О бухгалтерском учете»). Если следовать данной логике Стандартов, встает вопрос, зачем вообще в таком случае проводить выделение, ведь аналогичным шагом могло бы быть создание дочернего общества.
Необходимо также подчеркнуть такой неотъемлемый признак реорганизации, как отсутствие правовой связи между реорганизованным обществом и обществом, созданным в результате выделения. Простое учреждение одним хозяйственным обществом другого полностью согласуется с принципом возмездности гражданского оборота: учредитель взамен имущества, вносимого в уставный капитал, получает имущественное право, между ним и юридическим лицом складываются обязательственные отношения (п. 2 ст. 48 ГК РФ). При универсальном правопреемстве правопреемник не несет каких-либо имущественных обязанностей перед правопредшественником.
Принципиальной ошибкой отраженного в Стандартах подхода к реорганизации является то, что под «выделением» прежде всего понимают обособление имущества, которое в дальнейшем может повлечь изменение состава участников общества.
Изложенные проблемы и несоответствия устраняются, если рассматривать выделение с иных позиций — не как дробление имущества, а как выделение ряда участников общества, которые и выступают инициаторами реорганизации. Заявления об участии в выделении принимаются и рассматриваются советом директоров до утверждения и вынесения на решение общего собрания вопроса о реорганизации. В таком случае заранее известно количество конвертируемых акций, пропорционально которому определяется состав и стоимость выделяемого имущества и передаваемых обязательств. Поданные акционерами заявления при положительном решении общего собрания удовлетворяются единовременно и в полном объеме, таким образом, происходит размещение 100% акций выделяемого общества путем конвертации. Участниками возникшего в результате реорганизации общества становятся исключительно акционеры реорганизованного субъекта.
Отдельного упоминания заслуживает специфика процедуры выделения, отраженная в налоговом законодательстве. В соответствии с п. 8 ст. 50 НК РФ «при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанности по уплате налогов не возникает». Если подобная реорганизация приведет к невозможности исполнения обязанности по уплате налогов реорганизованным обществом, то выделившиеся юридические лица могут быть привлечены к солидарной ответственности по решению суда лишь в случае, если «такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов», т. е. необходимо будет доказать наличие прямого умысла у налогоплательщика. Согласно п.2 ст.23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны сообщить о реорганизации в налоговый орган по месту учета в течение 3 дней с момента принятия такого решения. При этом следует учитывать, что реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником.
При реорганизации общества с ограниченной ответственностью нередко возникают ситуации, связанные с распределением между правопреемниками излишне уплаченных сумм налогов до начала реорганизации. Зачет или возврат излишне уплаченных налогов осуществляется по месту регистрации правопреемников (п.2 ст.78 НК РФ). Зачет излишне уплаченных сумм налога осуществляется на основе письменного заявления правопреемников. При этом сумму излишне уплаченного налога можно зачесть в счет уплаты только тех платежей, которые поступают в тот же бюджет, что и переплаченная сумма (п.5 ст.78 НК РФ).
Процесс реорганизации ООО предусматривает передачу имущества и обязательств (части имущества и обязательств) правопреемникам. Начисление и уплата налогов при этом не осуществляются, поскольку согласно п.3 ст.39 НК РФ передача имущества и обязательств правопреемнику при реорганизации юридического лица не признается реализацией.
3.3 Специфика преобразования как процедуры реорганизации
Реорганизационная процедура преобразования юридического лица появилась в хозяйственной практике и гражданском законодательстве РФ относительно недавно. Суть данного способа реорганизации заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица.
При данном способе (при преобразовании) юридическое лицо, существовавшее до преобразования, прекращает свою деятельность, а на его основе возникает в ходе реорганизации новое юридическое лицо. Оно приобретает все активы и пассивы прежнего предприятия.
Появление такой формы реорганизации, как преобразование, обусловлено несколькими причинами. Прежде всего следует отметить, что процесс приватизации государственного и муниципального имущества в 1993-1995 гг. повлек за собой не только смену собственников конкретных предприятий и организаций, но и придание приватизируемым юридическим лицам нового правового статуса, формальное приобретение которого могло быть осуществлено только посредством изменения организационно-правовой формы государственных предприятий.
После принятия первой части ГК РФ достаточно актуальным стал вопрос приведения в соответствие с требованиями нового гражданского законодательства существующих организационно-правовых форм юридического лиц.
Некоторые специалисты придерживаются той точки зрения, что процедура преобразования предприятия в иную организационно-правовую форму не является реорганизацией. Так, в частности В. Витушко, рассматривая проблему правопреемства при преобразовании государственного предприятия в арендное, считает этот процесс не реорганизацией, а скорее ликвидацией государственного предприятия, не порождающей, естественно, правопреемства78.
Против данной позиции высказался С.Б. Пугинский, по мнению которого, в этом случае имеется правопреемство в полном объеме в сфере обязательственных отношений, за исключением договора расчетного счета, заключенного с банком79.















