Лекции по истории Древней Греции (551904), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Одни говорили и до сих пор говорят, что это свирепый тиран, разрушивший Фивы, казнивших всех своих близких, унизивший их человеческое достоинство. Говорят даже, что полководческие способности Александра сильно преувеличены, что Персидская империя сама по себе разваливалась и любого завоевателя готова была встретить как освободителя и что, наконец, персы в военном отношении сильно отстали от греков и ничего не могли поделать с усовершенствованной тактикой македонцев.
Другие находят у Александра почти божественный гений, говорят о его удивительной доброте и и великодушии с побежденными. Некоторые даже доходят до утверждения, что македонский царь был первым интернационалистом в истории человечества -и его странное поведение - ношение персидской одежды, поклонение Аммону и т.д. - имело целью показать грекам и македонцам, что они и персы равны между собой.
Мне кажется, что обе точки зрения страдают сильными преувеличениями. Каждый из противников абсолютизирует одну из сторон царя. И беспощадность, и великодушие равно свойственны были натуре Александра. Совершенно абсурдным представляется мнение об интернационализме царя. Прежде всего, для наличия интернационалистов должны существовать националисты, а таковых в античности не было. Во времена Греко-Персидских войн греки преклонялись перед Востоком и, как видно из Геродота, охотно признавали его превосходство над собой. Во времена Александра греки полагали, что их культура выше восточной, в то же время считалось, что "эллин" - это человек, получивший прекрасное образование, будь он персом или скифом по крови.
Образованный вавилонянин мог называться эллином, а неученый афинянин - варваром. Вот почему современные ученые затрачивают столько трудов, чтобы выяснить, кем по крови был Лукиан или Зенон Стоик. Такого вопроса перед греками не стояло.
Во-вторых, Александр никогда не подчеркивал равенства всех народов. Его пленила Персия, причем пленила своей роскошью, блеском, раболепием. Нельзя забывать, что царь был очень молод и как личность сложился икенно на Востоке. Восхищаясь Персией, Александр в то же время унижал греков и македонцев, что для интернационалиста не характерно. Он вовсе не наблюдал с равно доброжелательной улыбкой обычаи греков и персов, но заставлял эллинов и македонцев менять свои обычаи на персидские (падать ниц перед царем И т.д.). Он мечтал быть восточным владыкой, и конфликт его с Клитом был вовсе не столкновением национализма с интернационализмом, а скорее спором свободы с деспотизмом.
С другой стороны нельзя отрицать гений Александра, с горсткой воинов покорившего вселенную и сумевшего привлечь к себе народы Востока. Нельзя не согласиться с Полибием, писавшим: "Ум этого человека превосходил нормальный человеческий, об этом спора нет".
Лекция 14
Общий очерк истории эллинизма
Александр полагал, что соединил весь мир воедино под одной властью. Но он ошибся. После его смерти исполинская империя располагалась на отдельные части. В каждой из вновь образованных монархий правили потомки одного из военачальников Александра. К концу III в. до н.э. мир разделился на следующие великие державы: Египет со столицей в основанном Александром в устье Нила городе Александрии, правила там династия Птолемеев; государство Селевкидов{Государство это называется по правящей там династии, а не по национальному составу, как например, Египет, так как там жило очень много народов.}, огромное многонациональное царство, включавшее в себя часть Малой Азии, Сирию, Палестину, Финикию, Месопотамию; Пергам, небольшое, но очень сильное и богатое государство на побережье Геллеспонта, правила там династия Атталидов; Македония и Греция, по-прежнему не представлявшая единства.
Хотя Александр не мог предвидеть будущее, тем не менее необходимо признать, что его походы совершенно изменили лицо тогдашнего мира и начали новую эпоху. Эпоха эта называется эллинизм от греческого глагола "эллинидзомай", что значит "подражать грекам, эллинизироваться". Смысл этого названия в том, что греки и македонцы, покорив Восток, остались там жить, построили новые города и приобщили жителей к своей культуре. Эпоха продолжалась до тех пор, пока на Востоке существовали эллинизированные империи. Поэтому ее хронологическими рамками считают 330 г. до н.э., т.е. конец походов Александра, и 30 г. до н.э., когда последнее эллинизированное государство Египет вошло в состав Римской Империи.
Однако сущность этой эпохи заключалось вовсе не в исполнении мечты Исократа о том, что греки принесут на Восток свою культуру, а себе возьмут его богатства. В действительности все было много сложнее. Для того, чтобы это понять, остановимся на самом ярком и интересном государстве тогдашнего мира, на Птолемеевском Египте.
Во главе его стоял Птолемей. Подданные чтили его как фараона. Он считался богом на земле, сыном Аммона. При виде его люди повергались ниц. Он приносил жертвы египетским богам и его изображали в облике фараона. Но, с другой стороны, этот фараон не знал египетского языка, воспитывался на Гомере, был окружен греками и македонцами, а своих темнокожих подданных видел только издали.
Таким образом, владыка Египта был фигурой странной, двойственной. Но еще более странную картину представляла сама страна. Если бы ожил какой-нибудь древний египтятин времен Рамзеса II и проехал по египетской деревне, он даже не заподозрил бы, что в стране произошли какие-то перемены. Все шло по-прежнему. Почти вся земля в стране принадлежала царю. Ее обрабатывали египетские крестьяне, "царские земледельцы", получившие ее как бы в бессрочную аренду. Они не могли уйти с земли, продать или передать другому свой участок. У них не было ничего в личной собственности: семена, сельскохозяйственный инвентарь и рабочий скот они получали от властей. Все до мельчайших подробностей - виды культуры, время посева и сбора урожая и пр. - определялось строгим планом сверху. Поэтому всеми проблемами урожая занимался сложный и разветвленный чиновничий аппарат.
Примерно такую же картину можно было наблюдать в старых туземных городах. Население, естественно, состояло в основном из ремесленников. Однако они не имели права приобретать частную собственность, иметь лавки или мастерские. Они обычно прикреплялись к "царским мастерским", как земледельцы к царской земле. У них но было ничего и все орудие труда они получали на месте. Менять мастерскую не разрешалось также, как и покидать свой город, так как каждый человек был приписан к определенному ному{Географическая и административная единица древнего Египта.}. Весь продукт своего труда царские ремесленники отдавали государству. Вдобавок, местное население платило большие налоги. Все это совершенно соответствовало практике фараонов.
Но в то же время в Египте процветали новые греческие города: Птолемаида, Навкратис и Александрия. Войдя в их ворота чужеземец попадал в совершенно иной мир. Он видел великолепные беломраморные храмы,и дворцы, широкие прямые улицы. Жили в этих городах греки и македонцы, люди совершенно свободные, которые держали частные лавочки и мастерские, почти не платили налогов, словом, казалось, пользовались всеми прелестями жизни.
Но, разумеется, не Могло случиться, чтобы эти две половины Египта совершенно не общались друг с другом. Часть туземного населения городов постепенно эллинизировалось, с другой стороны, греки, жившие в Египте, все более приобретали черты восточного народа. Раскопки показали, что они мумифицировали своих мертвых по египетскому обычаю, т.е. стали соблюдать египетские обряды поклоняться египетским богам. Они утратили любовь к свободе и независимости, которая некогда помогла их предкам отразить персов. Из всех божеств они чтили более всего Тюхе, богиню судьбы, заразившись восточным фатализмом.
Многие сравнивают эллинистическую эпоху с нашим временем. Черт сходства находят много, но я упомяну только две. Как в наше время европейское человечество утрачивает веру в разум, бывшую его путеводной звездой с эпохи Возрождения, и все более и более обращается к восточному мистицизму, так и в эпоху эллинизма греки разочаровались в рационализме и увлеклись восточными культами.
И второе. Сейчас, куда бы мы ни приехали, в Америку, Францию, Австралию, мы всюду видим одни и те же дома, автомобили, людей, одетых по одной и той же моде, наконец, всюду сумеем объясниться, так как есть международный язык - английский. Так же было и в описываемую эпоху. В Азии, Африке и Греции были одинаковые дома и храмы, везде жили греки, люди с одинаковыми обычаями и культурой, наконец, везде был общий язык - упрощенный греческий, который так и назывался "общий язык" - койнэ.
Во времена Перикла афинянин не мог жить в Спарте, а спартанец в Фивах. Теперь жители мелких городков Пелопоннеса вершили судьбы Египта, афиняне командовали армией в Вавилоне. Для дерзкого авантюриста был открыт весь мир. Поэтому на вопрос, "какого государства ты гражданин", люди того времени часто отвечали: "я - гражданин мира", по-гречески "космополит" {"Космос" - мир, вселенная, "политэс" - гражданин (отсюда политика).} Отсюда это слово вошло в современный язык. И это было закономерно. Все национальные рамки, все местные особенности стирались, и мир сливался воедино.
Культура эллинизма, как и следовало ожидать, носила очень своеобразный характер и сильно отличалась от классической. Несомненно, то была эпоха расцвета точных наук - астрономии, математики, механики, а также медицины и философии. Три знаменитейших философских школы: эпикуреизм, стоицизм и скептицизм возникли в то время. Центром наук, школой всего мира, стали уже не Афины, как было раньше, а Александрия Египетская (хотя Афины и сохранили первенство в области философии).
То был огромный по тому времени город, построенный по единому плану и представлявший поэтому законченный ансамбль. Ширина главной улицы, по обеим сторонам украшенной мраморной колоннадой, достигала 30 м! В центре города располагались великолепные дворцы и парки Птолемеев, там же находились театр, самая большая в мире библиотека и музейон при ней. Население достигало 300 тысяч человек.
Библиотека и музейон были центром науки, чем-то вроде университета и академии одновременно. "Музейон" означает "храм муз". В музейон входили дворцовые постройки для жилых помещений, огромный крытый портик, где проходили лекции, большой парк, прекрасно оборудованный анатомический кабинет, ботанический и зоологический сад с редчайшими экспонатами, и обсерватория. Ученые жили в помещенье музейона, питались на общественный счет и получали все необходимое. Число их при первом Птолемее - было около 50, позднее оно сильно возросло. По-видимому, музейон был разбит на секции: философии, филологии, математики, медицины, поэзии и т.д. В музейоне имелось все необходимое для всех видов научной деятельности: научных дискуссий, лекций и индивидуальной работы. Музейон, как уже говорилось, был университетом: со всех концов вселенной туда приезжали учиться юноши. Знаменитейший математик древности Архимед, который жил и творил в Сицилии, учился в Александрии. Он мог слушать лекции самого Евклида - творца знаменитых "Начал", которые и до сих пор лежат в основе всех наших знаний по геометрии.
Библиотека примыкала к музейону. Там содержалось до 700 тысяч книг. Книги не просто содержались в образцовом порядке: александрийские ученые создали "академические списки" всех творений древних авторов, удалили все позднейшие вставки и, наконец, тщательно прокомментировали текст. Ведь в древних рукописях часты были намеки и указания на забытые события, уже не понятные в те времена. Александрийская библиотека погибла в IV в. до н.э. - она сожжена была христианами, которые видели в творениях древних языческую мерзость.
Политическая история эллинистических монархий и греческих городов теснейшим образом связана с Римской Республикой, которая во II в. до н.э. выступила на политическую арену и вскоре стала вершителем тогдашнего мира.
Таким образом, мы вплотную подходим к истории Древнего Рима, которой будет посвящен следующий курс лекций.
Лекция 15
Греческая культура (Афины V в. до н.э.)
Эллада страна удивительная и уникальная. Дело в том, что все, что входит в понятие европейской культуры, было создано в Греции, причем в удивительно короткий срок (VII - V вв. до н.э.). В Греции тогда возник театр в нашем понимании (само слово "театр" греческое), лирическая поэзия (само слово "поэзия" греческое) новое изобразительное искусство - искусство высокого реализма, пришедшее на смену схематическим и символическим изображениям, бытовавшим на Востоке. В Греции же возникла наука: история (отцом ее называют Геродота), медицина (отцом медицины считают Гиппократа Косского), астрономия, география, наконец, математика. Разумеется, и в других странах были накоплены математические знания. Но математика как дедуктивная наука, строящаяся на системе аксиом и теорем, возникла только в Греции. На Востоке математические знания излагались в форме рецептов: сделай так-то, получишь то-то! Доказывать никому не приходило и в голову. Скажем, египтяне и вавилоняне знали теорему Пифагора. Что это значит? Это значит, что им было известно, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Но теорему они никогда не доказывали.
Этот удивительный факт, а именно, что в одной маленькой стране в короткий срок разом возникли чуть ли не все науки и искусства, давно уже замечен учеными. Он получил название "греческое чудо". Очень многие исследователи самых разных специальностей пытались дать объяснения этому "чуду". Я приведу две гипотезы.
Первая апеллирует к географическому фактору. Сторонники ее утверждают, что на Балканах мягкий благодатный климат способствовал развитию творческих сил народа. Берега полуострова сильно изрезаны; это чрезвычайно удобно для мореплавания! Поэтому греки издревле разъезжали и знакомились с достижениями других народов.