Лекции по истории[стр. 111-144] (531193), страница 6
Текст из файла (страница 6)
И. Лепехин, изобретатель И. И. Ползунов, архитектор И. Е. Старов, скульпторгя М. И. Коз- ловский и С. Ф. Щедрин, художник А, П. Лптропов и многие дру- гие деятели культуры и науки. В конце ХИП в. в 116 солдатских школах училось 12 тыс. человек. Дети купцов, разночинцев, мещан получали образование в спе- циалшгых школах, к которым относились медицинские, горные, штурманские, землемерные, ремесленные, коммерческие школы, Лкадемия художеств, которая готовила архитекторов, художников и скульпторов. Здесь обучалось около 1,5 тыс.
человек. К концу века возможность поступления в эти школы для детей духовенст- ва и солдатских детей была резко ограничена ". К концу ХУП! столетия стало все более очевидным, что закры- тые школы не обеспечивают ни общенациональных интересов, ни потребностей самого государства.
Поэтому в 80-х годах по проекту Ф. И. Яцковпча де Мириево, прогрессивного сербского педагога, начинается создание общеобразовательных школ. В каждом гу- бернском городе предусматривалось открытие четырехклассного Главного народного училища, а в уезд юм — двухклассного Мало- го народного училища. К началу Х1Х в. было создано 315 таких училищ, в них училось около 20 тыс. учеников, Вместе с тем, на- родные училища постоянно сталкивались с проблемами фипапси- " Жажда познания, Век ХЧ111 /Сост.
Орлов А., 0мпрнов Ю. Мс Мол. гвардия, 1936. С. 313 — 315. 130 ровапия и набора учеников. Главная тяжесть по их содержанию' пала на местные городские бюджеты, при этом па все школы средств отпускалось меньше, чем на один Смольный институт благородных девиц. К тому же многие российские губернские и уездные обыватели вообще пе видели пользы в существовании таких школ. Старшие классы почти пустовали, детей забирали до окончания курса обучения, некоторые школы закрывались.
Можно сказать, что на протяжении ХЪ'1!1 в. подлинно широкой, глубоко осознанной общественной потребности в образовании как в дворянской, так и в простонародной среде пе сформировалось. Большое внимание в ХЧП! в. уделяли пе только вопросам обучения, по и воспитания. Как ни странно, это было связано с российским крепостничеством, ставшим уже тогда, за 100 лет до отмены крепостного права, центральной темой общественно-политической дискуссии. Современникам представлялось, что справиться с этим русским несчастьем можно ие столько переменяя действительность, сколько изменяя отношение людей и в первую очередь привилегированного дворянского сословия к крепостному крестьянству. Такой подход отчетливо прослеживается в полемике, прохо. дившей в Комиссии по составлению нового Уложения (свода закопов) в 1767 †17 гг., в произведениях русской литературы ХУП1 в.
(А, Д. Кантемир, А. П. Сумароков, Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, Л. Г. Болотов). Недостатки крепостного права, жестокость крепостников рассматривались в то время как «следствие худого воспитания» дворян, не получивших настоящего об.
разования и не усвоивших с детства нравственных правил. К проблеме воспитания молодежи большой интерес проявляла Екатерина П, разделявшая убеждение, характерное для людей эпохи Просвещения, что воспитание — это не только верный залог «исправления нравов», по и, вообще, панацея едва ли не от всех пороков общества. В окружении императрицы в то время пользовалась популярностью идея создания «новой породы» людей, свободных от пороков, которыми было заражено общество. Собственно, с этой целью и создавались в 1760-х годах в Москве и Петербурге ряд закрытых учебно-воспитательных учреждений.
Туда приппчалн детей не старше пяти-шести лет, в раннем возрасте изолируя их от родителей, дурного влияния старшего поколе. ния. Итак, на протяжении всего ХУП1 и, просвещение, и и частности просвещение русского дворянства, шло с большим трудом, наталкиваясь па серьезные препятствия: учебных заведений было слишком мало, преподавание часто велось на низком уровне, недоставало учебников, господствовала палочная дисциплина, и уче« ба для мяогих детей превращалась в сплошное мучение. Побеги учеников из школ, ставших для пих тюрьмой, носили массовый характер. 9' 131 Поэтому в дворянских семьях отдавали предпочтение домашнему образованию, для которого была принята примерно такая схема. Сначала крепостной дядька, священник или дьячок местной церкви учили основам грамоты и заставляли вызубривать часослов и псалтырь.
Далее прибегали к помощи какого-нибудь отставного военного, который обычно знал математику и мог дать о ней представление. И, наконец, нанимали иностранцев для обучения языкам, а также, по возможности, и другим предметам. Государство следило за домашним образованием, Производились смотры,на которых проверялись знания подростков и юношей-дворян. Необученные должны были определяться в матросы «без выслуги». В 1757 г, правительство издало указ, по которому иностранцы, чтобы получить право открывать школы или учить детей в частных домах, должны были сдавать экзамены. «Образовательными средствами побирались, как милостыней, и брали все, что бог послал»,— говорил о тогдашнем положении вещей В. О.
Ключевский. Но зги годы не прошли впустую. При крайне скудных возможностях, которыми располагало русское общество, процесс накопления знаний образования, культуры, пусть медленно, но неуклонно совершался. 3, Возникновение российской интеллигенции Эксперимент Екатерины П и И. И. Бецкого по созданию «но. вой породы людей» в закрытых сословных школах особым успехом не увенчался. Но в ХЪ'Ш в. «новые люди» в России все-таки появились. Это — российская интеллигенция, которая впоследствии сыграла огромную роль в достижениях и злоключениях России. Что такое интеллигенция в России н что опа для России?— предмет ожесточенных дискуссий, не умолкающих уже почти столетие. Существует 300 определений, многие тысячи книг и статей посвящены этой теме.
Допустив в качестве исходного понятие, что интеллигенция (кстати, сам термин — российского происхождения) — это особая социальная группа, отличающаяся: 1) определенным уровнем профессионализма, образования, знаний; 2) нравственными критериями деятельности; 3) творческим духом, т. е. активным, деятельным служением монарху или государству, обществу, народу — можно выделить группу факторов, спровоцировавших ее появление в ХЪ'Ш в.
Во-первых, это уже известная пам система образования, складывавшаяся в России в ХЪ'П1 столетии. Во-вторых, завершение периода изоляционизма, установление широчайших, по всем направлениям жизни, связей, прежде всего с западна-европейской цивилизацией. И, в-третьих, принятие некоторых указов и прежде всего Манифеста о вольности дворянства (13 февраля 1762 г.), провозгласившего важнейшую привилегию, которой добивались -132 дворяне в течение десятилетий — освобождение от обязательной государственной службы. Манифест не только способствовал развитию дворянского предпринимательства, но и вызвал бурный всплеск в культурной жизни страны, так как значительная часть дворян, оставив государственную службу, вернулась в свои по.
местья, располагая значительными средствами и массой свободного времени. Вполне справедливо высказывание Г. П. Федотова, что «по-настоящему, как широкое общественное течение, интеллигенция рождается с Петром» ". Ведь были же на Руси люди, запятые умственным трудом еще в глубокой древности. Тысячи ученых монахов, сочинятелей литературы, архитекторов, целителей населяли допетровскую Россию.
Но только при Петре начинается процесс массового государственного производства интеллигенция в неви. данных прежде масштабах. Одна из коренных особенностей исторического развития рус ской интеллигенции состоит в том, что она — дитя правительства, а ие длительного исторического процесса, как это было в Европе, Волею обстоятельств, не было у нас ни вольных средневековых университетов, ни независимого от государства знания, пп иезуит.
ских школ, не подчиненных центральной государственной власти, Интеллигенция в России в кратчайшие сроки была создана го. сударством под конкретные практические задачи: обеспечить необходимое количество представителей умственного труда — чиновников, офицеров, инженеров, врачей, свящепяослужителей, учи. гелей, полностью послушных абсолютистской власти.
На протяжении всего ХхуП1 в., как мы видели, эта задача решалась с пе. обыкновенным размахом. Только государственное начальное образование получили сотни тысяч человек, представителей самых раз. пых классов и сословий. Несчетно количество крепостной интеллигенции: музыкантов, врачей, актеров, художников, архнтекто. ров... Впервые в России, особенно в столицах, сложился подобный слой образованных людей, резко изменивших культурную и об* щественпую ситуацию. Изпа«ально российской интеллигенции, в силу особенностей ее происхождения, были присущи некоторые черты, разительно отли. чающие ее от западно-европейских интеллектуалов.
Во-первых, ип. теллигепция — очень неоднородная категория. Она всегда обьеди. нала людей самых разных уровней, от сельского свя пенника или мелкого чиновника до духовных лидеров страны. Разное образова. ние, духовный мнр, социальное и материальное положешие, идеИ. ные и политические приоритеты неизбежно приводили к сильной " Федотов Г.
П. Судьба и грехи Россян 11 Избр»яме статьи по фнлосафяи русской и«тараи и культуры: В 2 т. / Сост. Бойков В. А. СПб.: Софвя, 199!. Т. 1. С, 79. 1зз идеологизации этой общественной группы, к тому, что внутригрупповые противоречия, антагонизмы достигали особой остроты, Антагонистические напряжения заложены в самой российской модели формирования интеллигенции. Внутри этого слоя можно выделить три основные группы.