ВКР (1191352), страница 6
Текст из файла (страница 6)
- издание по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральных законов, определяющих основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
- право субъектов до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в соответствие с принятым федеральным законом;
- допустимость заключения договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах и порядке, обозначенном федеральным законодательством;
- участие субъектов РФ в федеральном законодательном процессе по предметам совместного ведения;
- координация и мониторинг федеральными органами государственной власти регионального законотворчества по предметам совместного ведения» 34.
В любом случае наличие нормотворческой возможности для субъектов РФ со значительным географическим пространством России позволяет субъектам Российской Федерации принимать земельно-правовые нормы с учетом природных, климатических особенностей соответствующих территорий, традиций проживающих на них граждан, различных экономических условий.
Зачастую проблемы регулирования земельных отношений в РФ не могут рассматриваться исключительно в рамках земельного права. Так, например, проблему разграничения полномочий между РФ и ее субъектами можно рассматривать с позиций конституционного и земельного права. В силу п. «к» ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство – сфера совместного ведения РФ и ее субъектов, а в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство является прерогативой РФ. В предмете земельного права, согласно п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, выделяют «Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами» 35.
Принципиальное различие в разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами в области гражданского и земельного законодательства влечет необходимость решения вопроса о том, какая совокупность земельных отношений входит в сферу совместного ведения РФ и ее субъектов. Поэтому необходимо разделять земельные отношения на те, которые могут быть предметом совместного ведения РФ и ее субъектов и отношения, подпадающие под исключительное ведение РФ, как гражданско-правовые нормы.
В настоящее время региональное законодательство в силу ряда причин еще не в полной мере отвечает идее, заложенной в ст. 72 Конституции РФ. Например, весьма распространена практика принятия субъектами Федерации законов, практически полностью дублирующих аналогичные федеральные законы, что не имеет практического смысла. Ввиду участившихся за последние годы перераспределений полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации возникает неопределенность предметной сферы регионального законодательства. Нередки ситуации, когда ввиду очередных изменений в структуре полномочий отменяются только что принятые законы субъектов Российской Федерации.
Очень часто законодательство субъектов РФ опережает федеральное законодательство, так как пробелы в регулировании по предметам совместного веления острее ощущаются на местах. При этом стихийное нормотворчество в субъектах РФ подчас приводит к одностороннему присвоению прав распоряжения землями органами исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, к массовым нарушениям законных прав и интересов граждан и юридических лиц в области землепользования.
Во многих субъектах Российской Федерации их законодательство в области землепользования, охраны окружающей среды, агропромышленного комплекса в значительной степени повторяет федеральное законодательство, что отнюдь не вызвано необходимостью. Наглядно это проявляется на примере нормативных актов о землепользовании крестьянских (фермерских) хозяйств, где положения федерального закона в основном дублируются. К числу наиболее распространенных недостатков законодательства субъектов РФ в сфере совместного ведения специалисты отмечают также отсутствие правовых норм, отражающих специфику конкретного субъекта Федерации, невысокое качество понятийного аппарата, «боязнь» принимать законы, не имеющие аналогов на общефедеральном уровне. Целесообразнее было бы принять закон об особенностях применения федерального закона на территории конкретного субъекта.
«Если проанализировать тексты уже принятых и разрабатываемых в субъектах РФ законов о земле, то можно сказать, что законодательство о земле субъектов РФ, особенно принятое в последние несколько лет (и это касается прежде всего кодифицированных актов о земле), признает приоритет федерального земельного законодательства» 36.
Важное значение для развития земельных отношений имеет принятие региональных кодифицированных законодательных актов о земле. Далеко не во всех субъектах Российской Федерации приняты кодифицированные законодательные акты о земле, но наблюдается устойчивый рост их числа. Данные законодательные акты принимаются в форме законов или кодексов.
В качестве примера можно привести:
- Земельный кодекс Республики Татарстан от 10.07.1998 г. № 1736 (в ред. от 12.06.2014 г.);
- Земельный кодекс Кабардино-Балкарской республики от 30.07.2004 г. № 22-РЗ (в ред. от 24.04.2014 г.) и ряд других.
Сравнивая данные нормативные правовые акты с Земельным кодексом РФ можно сделать вывод о том, что они дублируют многие положения Земельного кодекса РФ (понятие состава и категорий земель, право собственности на землю, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, землеустройство). С правовой точки зрения принятие подобных актов вряд ли является оправданным, поскольку федеральное законодательство распространяется на всю территорию Российской Федерации.
Помимо принятия кодифицированных законодательных актов о земле в субъектах Российской Федерации прослеживается явная тенденция издавать специальные законы, регулирующие отдельные земельные вопросы. В субъектах Российской Федерации издание подобных законодательных актов уже идет весьма интенсивно, причем с явными признаками ускорения.
В некоторых субъектах РФ приняты законы о землеустройстве, например, Закон Приморского края от 18 марта 2004 г. № 106-КЗ «О землеустройстве в Приморском крае». Данный закон помимо положений, «взятых» из Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» содержит также положения, конкретизирующие указанный Федеральный закон.
Еще одна проблема регионального законотворчества — это принятие субъектами Федерации законов и иных нормативных правовых актов, не соответствующих (полностью или частично) Конституции РФ и федеральному законодательству. Некоторые из них были признаны судебными органами недействующими, другие продолжают применяться.
В качестве примера можно привести Закон Хабаровского края от 29 ноября 2006 года № 77 «О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края», который был признан недействующим Определением Верховного суда РФ от 10.09.2008 г. № 58-ГО8-14.
Основной круг полномочий, предоставленных федеральным законодательством субъектам Российской Федерации в сфере земельных отношений, в Хабаровском крае реализован. Приняты законы, регулирующие земельные отношения в Хабаровском крае:
- Закон Хабаровского края от 29.03.2006 г. № 11 «О требованиях к составу и порядку деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки»;
- Закон Хабаровского края от 29.07.2015 г. № 104 «О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае) и другие.
Вместе с тем, на уровне Российской Федерации продолжается нормотворческая работа, направленная на устранение пробелов, а также на формирование законодательной базы, конкретизирующей и развивающей нормы Земельного кодекса Российской Федерации. Вследствие чего нормативно-правовая база Хабаровского края в сфере земельного законодательства находится в стадии формирования.
В целом, оценивая динамику развития земельного законодательства на региональном уровне, несмотря на отсутствие отдельных правовых актов Хабаровского края по вопросам правового регулирования земельных правоотношений, прослеживается положительная тенденция, направленная на реализацию соответствующих полномочий субъекта Российской Федерации в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Оценивая содержание нормативных правовых актов субъектов РФ, следует заметить одну общую для законотворчества регионов тенденцию. В современных действующих и разрабатываемых нормативных актах субъектов РФ нечетко прослеживается специфика земельных отношений в регионе. Подчас земельное законодательство Европейской части России можно отличить от земельного законодательства Сибири и Дальнего Востока только по названию субъекта, его принявшего.
Вместе с тем, многие авторы отмечают общую тенденцию постепенного повышения качества региональных законов, все большего внимания к вопросам правил и процедур законотворчества. При этом в подавляющем большинстве субъектов РФ четко обозначивается стремление к приведению своего законодательства в соответствие с федеральными законами, принятыми в сфере совместного ведения, что предъявляет к самим федеральным законам более высокие требования.
В целом же представляется, что законодательству субъектов Российской Федерации еще предстоит в полной мере определить свое место в общей системе правового регулирования земельных отношений.
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ
2.1. Практика применения земельного законодательства в РФ
Практика применения земельного законодательства РФ на территории нашей страны весьма разнообразна и зависит от многих факторов:
- экономического, политического положения субъектов РФ;
- развития и совершенствования нормативной правовой базы субъектов РФ, регулирующей земельные отношения и другие причины.
В данном параграфе хотелось бы рассмотреть основные тенденции (позитивные и негативные) применения земельного законодательства РФ на территории субъектов Российской Федерации.
«Вопрос применения законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения в России в настоящее время остается актуальным, в связи с тем, что за последнее время из оборота выбыло около 12 млн. гектаров продуктивных сельскохозяйственных угодий. К сожалению, в настоящее время этот процесс продолжается. Практически во всех регионах падает плодородие почв, ухудшается качественное состояние сельскохозяйственных угодий. За последние десять лет для нужд промышленности, транспорта и иных несельскохозяйственных целей в России изъято 849 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий» 37.
Генеральной прокуратурой РФ и прокуратурами субъектов РФ выявляются многочисленные нарушения законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, допущенные органами государственной власти и местного самоуправления, органами земельного контроля, а также физическими и юридическими лицами. Установлено, что повсеместно нарушаются требования законодательства о предоставлении на торгах (конкурсах, аукционах) в собственность или аренду земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Также имеют место факты необоснованного отказа в предоставлении земельных участков, затягивания при рассмотрении соответствующих заявлений, нарушений предельных норм предоставления земельных участков под личное подсобное хозяйство. Во многих субъектах РФ сельскохозяйственные земли используются не по целевому назначению, а органы местного самоуправления не проводят мероприятий по улучшению и охране почв, не принимают соответствующие меры о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другие категории.
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон об обороте земель) носит рамочный характер, то есть определяет основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения, предоставляя право их детализации законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Ряд важных вопросов Федеральный закон об обороте земель относит к ведению субъектов РФ. В частности, субъекты РФ должны установить момент начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения. Однако, данная норма ограничивает права граждан: пока момент начала приватизации не наступит, гражданин или юридическое лицо не могут приобрести в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также приватизировать (переоформить) находящиеся у них участки. Но согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ «ограничение прав граждан допускается лишь в конституционно значимых целях и лишь на основании федерального закона, а не закона субъекта РФ» 38.