Автореферат (1173991), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В процессе исследования было изучено 270 судебных решений за период 2000 –2016 гг. Кроме того, в работе использованы данные статистики Судебного Департамента при Верховном Суде РФ и Главного информационно-аналитического центра МВД России, а также сведения, полученные в результате анкетирования 100 правоприменителей (38 судей районных судов г. Москвы и МО,22 следователей ОВД г. Москвы и МО, 40 адвокатов г. Москвы), а также 758студентов МГЮА и 20 аспирантов МГЮА, Саратовской государственной академии права и Высшей школы экономики.Методология и методы диссертационного исследования. Методологическая база диссертационного исследования включает диалектический метод познания, другие общефилософские (общенаучные) методы познания социально-правовых явлений (анализ, синтез, дедукцию и индукцию), а такжетакие частно-научные методы, как историко-правовой, сравнительно-правовой, лингвистический, социологический (анкетирование), системный подход,который включает в себя структурно-функциональный метод.Теоретическая значимость исследования.
Теоретическая значимостьданной исследовательской работы заключается в том, что автором было установлено несоответствие между современной социально-политической оценкой бандитизма и его оценкой юридической. Содержащиеся в предлагаемойработе положения и выводы могут быть использованы при проведении дальнейших исследований как по проблематике бандитизма, так и по смежной уголовно-правовой тематике.Практическая значимость исследования состоит в том, что выводыавтора можно использовать в практической деятельности, при модернизацииуголовного закона Российской Федерации для конкретизации признаков состава бандитизма, а также для приведения санкции в соответствие с современной социально-политической оценкой данного преступного деяния; при разработке высшими судебными инстанциями разъяснений по вопросам применения норм уголовного закона; правоохранительными органами в процессеправоприменительной деятельности.Научная новизна диссертационного исследования заключается в том,что оно является комплексным теоретико-прикладным исследованием составапреступления «бандитизм», проведённым с учётом кардинально изменившегося в правоприменительной практике и уголовно-правовой доктрине понимания социально-правовой сущности исследуемого преступного деяния и его соотношении со смежными преступлениями.9На основании проведенного исследования выявлены проблемы применения статьи УК РФ, предусматривающей ответственность за бандитизм.
Сучетом исторического и зарубежного опыта внесен ряд предложений по совершенствованию уголовно-правовой нормы о бандитизме (как ее диспозиции,так и санкции) и упорядочению практики правоприменения.Научную новизну диссертации определяют также основные положения, выносимые на защиту:1. Разъяснения признаков устойчивости организованной преступнойгруппы, сформулированные в пункте 2 постановления Пленума ВерховногоСуда № 1, о «тщательности подготовки» к одному преступлению как критерийустойчивости банды, является оценочным и толкуется судами по-разному, чтоне способствует единообразной практике применения нормы об ответственности за бандитизм.
При этом практика чаще использует критерий «постоянстваформ и методов преступной деятельности» для определения наличия устойчивости организованной группы. Данная позиция практики верна и нуждается вофициальном закреплении, для чего потребуется изменить диспозицию статьи209 УК РФ, поскольку в ней отмечено, что банда создаётся в целях нападения,из чего вытекает возможность совершения бандой лишь одного нападения.Соответствующие изменения необходимо также внести в пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда № 1, изложив его в следующей редакции: «Подбандой следует понимать организованную устойчивую вооруженную группуиз двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений награждан или организации. Бандой может быть признана организованная преступная группа, совершившая лишь одно нападение, если будет установлено,что данное преступление является одним из эпизодов, этапов планируемойпреступной деятельности этой группы и данным преступлением её преступнаядеятельность не ограничивалась или не должна была ограничиться».2.Действия лица, разово участвующего в нападении и не являюще-гося членом банды, необходимо квалифицировать по соответствующим статьям УК с учетом признака совершения организованной группой, либо (если10соответствующий состав преступления не содержит такого квалифицирующего признака) учитывать этот факт при назначении наказания в качествеотягчающего обстоятельства согласно п.
«в» ч. 1 ст. 63 УК РФ. Современноезаконодательство и практика считают бандитизм формальным составом преступления. Фактически «бандитом» признаётся лицо, не входящее в банду ине участвовавшее в её организации и руководстве, лишь постольку, посколькуоно участвует в конкретном нападении. Данное положение диспозиции ч.
2 ст.209 УК противоречит принципу справедливости, следовательно, из диспозиции ч. 2 ст. 209 УК целесообразно исключить слова: «или в совершаемых еюнападениях».3.Существует объективная необходимость снижения возраста уго-ловной ответственности за участие в банде до 14 лет. Несовершеннолетнийспособен в 14 лет осознать опасность участия в банде. Аргументом в пользуснижения до 14 лет минимального возраста уголовной ответственности за участие в банде служит и тот факт, что большинство преступлений, которые совершает банда, уже перечислены в части второй статьи 20 УК РФ. Так, подавляющее число преступлений, совершенных бандами, — это грабежи, разбойные нападения и убийства. При этом имеются и реальные факты участия несовершеннолетних лиц в бандах.
В качестве варианта решения данной задачипредлагается дополнить часть вторую статьи 20 УК РФ словами: «участие вбанде (часть вторая статьи 209 УК РФ)». Минимальный возраст уголовной ответственности за бандитизм для организаторов и руководителей банды необходимо оставить прежним — 16 лет, поскольку в практике отсутствуют случаи, когда создателем или руководителем банды оказывалось лицо, которомубыло бы меньше 16 лет.4.В связи с изменением социальной оценки бандитизма и современ-ной практикой назначения наказания вполне логично снизить предусмотренные санкцией сроки лишения свободы. Так, для организаторов и руководителей банды наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет, а для11участников банды — в виде лишения свободы на срок от 3 до 9 лет. Согласуется с предложенной санкцией и практика назначения наказания, посколькуданные статистики назначения наказания показывают, что 59% осуждённымпо статье 209 УК РФ наказание было назначено ниже низшего предела.5.Необходимо исключить часть 3 статьи 209 из УК РФ, посколькуданные судебной статистики позволяют сделать вывод о том, что за последниешесть лет вынесено всего шесть судебных решений в отношении осужденныхпо части 3 статьи 209 УК РФ, а наказания за них назначается ниже низшегопредела.
При этом до сих пор существуют сложности при вменении лицу данного квалифицирующего признака.6.Создание в УК РФ примечания, предусматривающего освобожде-ние от уголовной ответственности для участников вооруженных организованных преступных групп, созданных с целью совершения нападений на граждани организации, в случае их активного способствования раскрытию преступлений, благоприятствовало бы раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений,а также преступлений, совершаемых вооруженными организованными преступными группами. В качестве способа решения обозначенной проблемыпредлагается ввести в уголовный закон примечание к статье 209 УК РФ.7.Существующая ныне норма, предусматривающая ответственностьза бандитизм, не позволяет четко отграничить бандитизм от смежных составов: организации незаконного вооружённого формирования или участия в нём(ст.
208 УК), а также организации террористического сообщества и участия внём (ст. 2054 УК), поскольку между данными составами есть ряд сходных признаков. Решить эту проблему возможно, но для этого необходимо уточнитьцель создания банды, указав на то, что банда создаётся в целях совершениякорыстно-насильственных преступлений. Данная формулировка наиболееполно отражает современную сущность бандитизма.8.С учетом сделанных выводов предлагается изложить статью 209УК РФ в следующей редакции:«Статья 209.
Бандитизм121. Создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях совершения корыстно-насильственных преступлений, а равно руководство такойгруппой (бандой) —наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати летсо штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработнойплаты или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.2. Участие в устойчивой вооруженной группе (банде) созданной в целяхсовершения корыстно-насильственных преступлений —наказывается лишением свободы на срок от трёх до девяти лет соштрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработнойплаты или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года.«Примечание.
Лицо, добровольно прекратившее участие в вооруженнойорганизованной преступной группе (банде) и активно способствовавшее раскрытию преступления, освобождается от уголовной ответственности, еслив его действиях не содержится иного состава преступления. Не может признаваться добровольным прекращение участия в вооруженной организованной преступной группе (банде) в момент или после задержания лица либо вмомент или после начала производства в отношении его и заведомо для негоследственных либо иных процессуальных действий».Степень достоверности результатов исследования обеспечена использованием современной методологии научного познания, а также значительного количества научных работ, в том числе ведущих ученых в областиуголовного права, исследованием большого объема действующего законодательства России и практики его применения, памятников истории уголовногоправа, статистических данных Судебного департамента при Верховном СудеРФ и Главного информационно-аналитического центра МВД России, законодательства зарубежных государств, обобщением следственной и судебнойпрактики, анкетированием значительного числа практикующих юристов.13Апробация результатов исследования.
Диссертация подготовлена накафедре уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), где проходило её обсуждение и рецензирование. Положения диссертации докладывались и обсуждались на следующих международных и всероссийских конференциях: Зимняя школа молодых учёных (Москва, 2015 г.), XIII Международная научно-практическаяконференция «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке» (Москва,2016 г.), XIV Международная научно-практическая конференция «Уголовноеправо: стратегия развития в XXI веке» (Москва, 2017 г.).Основные положения работы отражены в семи научных статьях, три изкоторых опубликованы в журналах, входящих в перечень рецензируемыхнаучных изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией приМинистерстве образования и науки Российской Федерации.Структура работы определяется её объектом, предметом, целями и задачами.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, анализируется современное состояние и степень ее научной разработанности, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, методологическая основа, нормативная и эмпирическая база, характеризуетсянаучная новизна, теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения о достоверности результатов исследования их апробации, формулируются основные положения, выносимые на защиту.Первая глава «Историко-правовой очерк и сравнительно-правовойобзор норм о бандитизме в российском и зарубежном законодательстве»состоит из двух параграфов.14В первом параграфе «Историко-правовой обзор норм о бандитизме вотечественном уголовном законодательстве» анализируется генезис в отечественном законодательстве понятия «банда» как разновидности соучастияособого рода.