Автореферат (1173877), страница 6
Текст из файла (страница 6)
–1986 г.)охватываетпериодсмоментавозникновения Европейских сообществ до закрепления сотрудничества в сференаучных исследований и технологического развития в качестве предметнойкомпетенции Европейских сообществ. На данном этапе были сформулированыпринципыосуществленияевропейскойполитикивобластинаучныхисследований и технологического развития, подчеркивавшие отличительныечерты такой политики, направленной на углубление интеграционных процессов внаучно-технической сфере.Второй этап (1987 – 1992 гг.) начинается с дополнения ЕдинымЕвропейским актом Договора о Европейском экономическом сообществеразделом VI «Исследования и технологическое развитие», который стал правовойосновой регулирования научно-технической деятельности Сообщества, в томчисле, путем реализации многолетних рамочных программ научных исследований28и технологических разработок и координации государствами-членами ЕЭС междусобой и во взаимосвязи с Еврокомиссией национальной научно-техническойполитики и программ.
Наднациональный и межгосударственный подходы кнаучно-технологическому сотрудничеству в Европе на данном этапе получилитесную взаимосвязь и в дальнейшем стали двумя гранями европейскойинтеграции в сфере научных исследований и технологического развития.Третий этап (1993 – 2009 гг.) связан с образованием Европейского Союза врамках вступления в силу Маастрихтского договора. В этот период содействиенаучно-техническому развитию признается одним из видов деятельности ЕС,который получает сквозной характер для всех сфер его компетенции.
Тем самымбыла подчеркнута идея научно-технологического развития как базы для всехотраслей и секторов социально-экономической сферы, его всеобъемлющий иуниверсальныйхарактер,атакжеокончательносформированаобщаянаднациональная научно-техническая политика Евросоюза, реализуемая наоснове принципа субсидиарности.Четвертый этап (1 декабря 2009 г. – наст.вр.) характеризуется тем, чтоЛиссабонский договор 2007 г. закрепил в первичном праве компетенциюЕвропейского Союза в сфере научных исследований и технологическогоразвития, в соответствии с которой Союз проводит мероприятия, в том числе поразработке и реализации программ, при условии, что осуществление даннойкомпетенции не будет препятствовать его государствам-членам осуществлятьсвою собственную компетенцию. Кроме того, в соответствии с ЛиссабонскимдоговоромнауровнепервичногоправаЕСвпервыезакрепленацельформирования европейского исследовательского пространства со свободнымперемещением исследователей, научных знаний и технологий.ВовторомдеятельностипараграфеЕвропейского«КомпетенцияСоюзавсфереиправовоенаучныхрегулированиеисследованийитехнологического развития на современном этапе» обосновывается вывод о том,29что компетенцию Европейского Союза в сфере научных исследований итехнологического развития можно охарактеризовать как сферу совместнойкомпетенции со специальным правовым режимом, так как она не отнесена ксферам исключительной или поддерживающей и координирующей компетенциии имеет особенности по сравнению с общей совместной компетенцией.
Последняяпредполагает осуществление государствами-членами своих функций толькотогда, когда Евросоюз не осуществляет свои. В отношении научной политикиэтот принцип реализуется иначе, что на практике приводит к параллельнойреализации функций Евросоюза и его государств-членов.
При этом полномочия,переданные государствами-членами на европейский уровень, оказываютсяограниченными.В содержании компетенции Европейского Союза можно выделитьнесколько разновидностей полномочий по осуществлению деятельности в сференаучныхисследованийитехнологическогоразвития.Первоеизтакихполномочий позволяет Европейскому Союзу создавать законодательные рамкидля финансирования исследований; второе позволяет участвовать в деятельностиили создавать организации и другие совместные структуры в сфере научныхисследований и технологического развития; третье предусматривает возможностьустанавливать меры нефинансового характера, необходимые для формированияевропейского научно-исследовательского пространства; четвертое позволяетпроводить горизонтальную координацию научно-исследовательской политикигосударств-членов и вертикальную координацию между национальными научнотехническими системами и европейской политикой в области научныхисследований и технологического развития в целях обеспечения согласованноститаких политик.Одной из «новелл», включенной в европейскоепервичное правоЛиссабонским договором 2007 г., стала координация деятельности Союза и егогосударств-членов в сфере научных исследований и технологического развития30путем принятия любых инициатив по установлению ориентиров и указателей, поорганизации обмена передовой практикой и по подготовке необходимыхматериалов для периодических наблюдений и оценок.
При этом инициативы неотносятся к законодательным мерам и не являются обязательными дляисполнения. Вместе с тем, стремясь поддерживать и развивать координирующуюфункцию на протяжении многих лет, Союз разработал ряд различных механизмовкоординации,такихкакоткрытыйметодкоординации;мягкоеправо;коллективные инструменты координации. Для интеграционного процесса в сференаучных исследований и технологического развития координация действийучастников интеграционного объединения и его наднациональных органов имеетбольшое значение.Третья глава диссертации «Правовое регулирование интеграционныхпроцессов государств-членов Евразийского экономического сообщества в сференаучных исследований и технологического развития» исследует особенностиинтеграционно-правового порядка ЕАЭС и возможности для интеграции в сференаучных исследований и технологического развития в его рамках».Первый параграф «Правовое регулирование интеграционных процессов вЕвразийскомэкономическомсоюзе:теоретико-концептуальныеаспекты»обосновывает практико-ориентированный вывод о том, что сотрудничество всфере научных исследований и технологического развития прямо не отнесено ккомпетенции Евразийского экономического союза, но вместе с тем, возможностьдля расширения предметной компетенции Союза предусмотрена Договором оЕАЭС.Во-первых, компетенция Евразийского экономического союза можетрасширяться путем внесения поправок в текст самого Договора о Евразийскомэкономическом союзе.
Во-вторых, расширение компетенции Союза и включениев нее новых видов общественных отношений возможно путем заключениядополнительных соглашений, которые в праве Евразийского экономическогосоюза называются «международными договорами в рамках Союза». В-третьих,31компетенция Евразийского экономического союза может быть расширена путемпроведения скоординированной или согласованной политики государств-членов виных сферах экономики в соответствии с основными принципами и целямиСоюза.Вовторомпараграфе«Компетенцияиправовоерегулированиедеятельности Евразийского экономического союза в сфере научных исследованийитехнологическогоразвития»приводитсяобоснованиепрактическойрекомендации о том, что формирование единого научно-исследовательскогопространства Евразийского экономического союза необходимо проводитьпоэтапно в соответствии с формами сотрудничества в сфере научныхисследований и технологического развития, выделенными автором диссертации.Для осуществления таких форм сотрудничества в сфере научных исследований итехнологического развития, как координация и коллаборация, закрепление впервичном праве компетенции Союза в сфере научных исследований итехнологического развития не требуется.В заключении подведены итоги, сделаны основные выводы и определенытенденции будущего развития международного сотрудничества в сфере научныхисследований и технологического развития.Апробация исследования.
Выводы и положения диссертации былиопубликованы в девяти научных статьях общим объемом 4,35 п.л., из них триобъемом 2,25 п.л. опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшейаттестационной комиссией Министерства образования и науки РоссийскойФедерации.Научные статьи, опубликованные в изданиях, указанных в перечнеВысшей аттестационной комиссии:1. Нечаева Е.К. (в соавторстве с Киселевым В.Н.) Инновационные целисовременных государственных приоритетов в сфере науки: краткий обзорзарубежного опыта. // Журнал "Инновации". 2015, № 7 (201). С.
46-53. (0,5 п.л.).322. Нечаева Е.К. (в соавторстве с Киселевым В.Н.). К вопросу о развитиимеждисциплинарных научных исследований в России // Ежегодник российскогообразовательного законодательства. Т. 9. Декабрь 2014. С. 222-238. (1,1 п.л).3. Нечаева Е.К. ПравовыеЕвропейскогоСоюза//основынаучно-техническойЕжегодникроссийскогополитикиобразовательногозаконодательства. Т. 8. Декабрь 2013. ТОМ 8. С. 216-226. (0,65 п.л.)Другие публикации:4. Нечаева Е.К. Становлениемеждународныхотношенийвнаучно-технической сфере // В сборнике: Новые тенденции развития интеграционного иевропейского права.
Москва. 2016. С.186-197. (0,7 п.л.).5. Нечаева Е.К. К вопросу о регулировании международного научнотехнического сотрудничества. // Международный академический вестник. 2016.№ 3(15). С.44-47. (0,2 п.л.).6. Нечаева Е.К. К вопросу о компетенции Европейского Союза в научнотехнической сфере // В сборнике: Судебная реформа в России: прошлое,настоящее,будущее(Кутафинскиечтения).СборникдокладовVIIМеждународной научно-практической конференции. 2015. С.107-110. (0,2 п.л.).7. Сборник статей, ISBN 978-5-9566-0312-3, стр.
18-23. МОЛОДЕЖЬ ВНАУКЕ III Международная научно-практическая конференция «Эффективностьреализациигосударственноймолодежнойполитики:опытрегионовиперспективы развития». (0,3 п.л.)8. НечаеваЕ.К.Правовыеосновыевропейскойнаучно-техническойполитики (Глава 23). // Право Европейского Союза. В. 2т. Т.2. Особенная часть:учебник для бакалавров. Под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2013. (0,6 п.л.)9. Нечаева Е.К. Молодые кадры в науке // Научный поиск.
2012. № 2.3.С.22-24. (0,1 п.л.).33.